08 июня 2011
3026

Уравнение известных

За нарушения и пьянство на работе сотрудникам, возможно, придётся платить из своего кармана

Минздравсоцразвития предложило ввести солидарную ответственность работодателя и работника в вопросах охраны труда. Соответствующий законопроект министерство собирается отдать на утверждение уже в этом году.

От соблюдения норм охраны труда отмахнуться будет всё сложнее
Экономика страны несёт значительные убытки из-за неблагоприятной ситуации с охраной труда. Косвенные потери ВВП за счёт пострадавших в трудоспособном возрасте составляют более 97 млрд руб., а за счёт временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями - 18 млрд руб. В общей сложности в 2010 году они составили 0,35% ВВП. К тому же наблюдается ежегодный рост числа несчастных случаев.

Анализируя статистику, Минздравсоцразвития пришло к выводу, что наиболее частыми причинами несчастных случаев на производстве являются нарушения работниками дисциплины и простых правил безопасности. Сегодня за нарушения в сфере охраны труда рублём расплачивается только работодатель, и будет справедливо, считают чиновники, если материальную ответственность разделит и сотрудник, который, например, не пользуется средствами индивидуальной защиты, игнорирует диспансерное обследование или по его вине происходит несчастный случай. Предполагается, что платить работнику за проступок в Фонд социального страхования (ФСС) придётся в течение года, сколько - пока не подсчитали, будут обсуждать с депутатами.

Ещё одним экономическим стимулом станет лишение зарплаты за тот день, когда человек явится на работу в пьяном виде, - эту идею министерство тоже собирается законодательно оформить.

Как считает первый заместитель начальника Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" Пётр Потапов, давать оценки инициативам министерства рано, хотя проблема с нарушениями со стороны работников для компании актуальна.

"Пока можно говорить, что для работодателя в этом случае могут возникнуть определённые риски, - сказал он "Гудку". - Дело в том, что человеческий фактор трудно доказать, нет установленных критериев его оценки, всё зависит от того, какую позицию займёт суд. Если будет подготовлена сильная нормативная база, тогда доказательная процедура упростится". Пока она хлопотная и многоступенчатая: причину несчастных случаев расследует специальная комиссия, которая формируется, в зависимости от обстоятельств, из представителей работодателя, профсоюза, государственной инспекции по труду, а также ФСС.

Кроме того, не так-то просто наказать и пьяницу. "Давайте рассмотрим ситуацию с несчастным случаем, который произошёл на работе в результате алкогольного опьянения, - говорит Пётр Потапов. - Мы начинаем доказывать, что происшествие случилось не по производственным причинам, а именно из-за неадекватного состояния человека. Но суд чаще выносит решение в пользу не работодателя, а семьи, которая осталась без кормильца и есть иждивенцы".

РЖД самостоятельно двигаются в этом направлении. В качестве решения проблемы (как отразить нормы охраны труда в технологическом процессе) предлагается использовать маршрутные карты, где прописан каждый шаг работника, и любое отступление будет нарушением. Теперь их нужно составить по каждой профессии.

В то же время ЦК Роспрофжела поддерживает предложения министерства в части смещения акцентов на предупреждение несчастных случаев на производстве и по оценке качества рабочих мест, но никак не о денежной ответственности работников.

"Мы категорически не согласны с предложением о материальной ответственности работника за несоблюдение Правил техники безопасности, - заявил председатель профсоюза Николай Никифоров. - У работодателя и сейчас есть инструментарий для наказания работника: от выговора до лишения премии. Однако большая часть нарушений техники безопасности всё же происходит по вине работодателей, не обеспечивающих безопасные условия труда и понуждающих работников трудиться в условиях, не соответствующих нормам".

По официальной статистике, в РЖД 208818 рабочих мест (45%) не соответствуют санитарно-техническим условиям. На этих рабочих местах трудятся 544925 человек, то есть 53% штатного состава.

В профсоюзе уверены, что нужна государственная система стимулирования предприятий, когда работодателю будет финансово выгодно улучшать условия труда. Сейчас каждое предприятие и компания страны отчисляют средства в ФСС. Например, только ОАО "РЖД" в 2010 году перечислило 1,9 млрд руб. 20% от этой суммы, то есть 380 млн руб., в 2011 году фонд "разрешит" компании потратить на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма. Эти деньги пойдут на приобретение средств индивидуальной защиты, курортных путёвок, аттестацию рабочих мест, обучение по охране труда, проведение медосмотров. "Но на деле эта мера не стимулирует работодателя на приведение рабочих мест в соответствие с санитарными нормами. А у работодателя должен быть стимул для постоянного улучшения условий труда, например, налоговые послабления или другие административные меры. Особенно это актуально для железнодорожного транспорта, который считается зоной повышенной опасности", - высказал своё видение Николай Никифоров.

При этом на местах заранее уверены, что реакция трудовых коллективов на инициативу будет негативной.
- Если нарушение привело к серьёзным последствиям, то человек, который получил ущерб здоровью, и так наказан и в дополнение может пострадать материально, - сказал и.о. начальника службы управления персоналом Приволжской магистрали Алексей Касьянов. - А если, к примеру, токарь не опустил защитное стекло, но стружка в глаз ему не попала, то каким образом с него брать штраф и доказать вину? Тогда должно быть предусмотрено и стимулирование: кого-то наказываем, значит, соблюдающих правила необходимо поощрять.

С пьянством на работе на дороге борются успешно и сейчас. В отрасли, связанной с обеспечением безопасности жизни, пришедшего в пьяном виде работника тут же увольняют, заметил Алексей Касьянов.

На Северной дороге сразу возник вопрос: как будет определяться сумма отчислений в ФСС, ведь нарушения бывают разные. По словам и.о. начальника ремонтного локомотивного депо Шарья Сергея Васильева, сейчас за выявленное нарушение у работника изымается талон предупреждения и его лишают до 100% премии за месяц в зависимости от тяжести проступка. "Если плюс к этому он обязан будет целый год платить в фонд, это ощутимо ударит по карману нарушителя и даст в итоге положительный результат. Но возникает вопрос: позволит ли закон применять двойное наказание или всё-таки отчисления заменят действующее положение?" - отмечает он. В любом случае, считает Сергей Васильев, сами работники депо воспримут повышение штрафов точно не на ура, хотя эта мера может сработать, особенно в отношении злостных нарушителей.
Игнат Вьюгин

Есть мнение

Сергей Чаплинский, генеральный директор объединения "Желдортранс":
- Работодатели, в том числе и железнодорожного транспорта, заинтересованы в том, чтобы ответственность работника и стимулирование его к соблюдению норм охраны труда были закреплены в законах. Сейчас единственным инструментом работодателя являются дисциплинарные взыскания, депремирование. Но, несмотря на это, работники не всегда соблюдают нормы охраны труда, теряют здоровье, а то и жизнь. Наше объединение готово участвовать в обсуждении законопроекта, тем более что в нём пока много шероховатостей. Например, не ясно, как можно удержать часть заработка работника, который трудится по часовой тарифной ставке. Нужно использовать и зарубежный опыт, когда работник, травмированный из-за нарушений охраны труда, не получает страхового возмещения на лечение.

газета "Гудок", Дата публикации: 2011-06-08 Игнат Вьюгин

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован