10 марта 2006
1166

Уроки истории

Об авторе

Сергей Иванович Проценко, новосибирский бизнесмен, в прошлом физик, выпускник НГУ и аспирантуры при ИЯФ СО РАН. В 1998 году создал инновационную коммерческую компанию СТАНА в стремлении объединить значимые элементы человеческого становления: дело, оздоровление, мировоззрение. Дело - как основу экономического благополучия коммерческих агентов компании. Оздоровление - как укрепление здоровья потребителей ее оздоровительно-косметической продукции. Мировоззрение - как взгляд на мир и человека через публикации о нравственном начале народных традиций и осмыслении необходимого нового на базе гуманитарных и естественных наук. На этом пути компанией были пройдены разные этапы, в том числе прошли и через заблуждения, связанные, например, с налетом "эзотеричности". Сегодня же автор предлагает на суд читателей серию статей "Свет народных традиций", посвященную трудовой и предпринимательской истории Сибири. Не претендуя на истину в конечной инстанции, он считает, что в современном многополюсном мире нет государственного или общественного института, ценности которого разделяли бы все и который реально объединял бы людей на основе традиций человечности, добра, справедливости. А значит, чтобы сохранить себя и человеческую культуру, нам необходимо самим помнить историю становления этих ценностей...

Предисловие

Любой настоящий бизнес опирается на знание истории региона, страны, по необходимости - всемирной истории. Это необходимо для понимания периодов процветания, так как именно эти периоды (исторические этапы) задавали историю экономики в своей предметной полезной части. Таким образом, опора на историю в бизнесе есть не что иное, как опора на ту или иную традицию периода процветания. Такая опора является и сегодня совершенно естественной. Это общемировая тенденция, где Россия, интегрировавшись в новые условия экономического процветания, как никакая иная цивилизация, имеет богатейший опыт.

В противном случае, т.е. в случае отказа от собственной истории, как истории процветания своего народа, мы получаем не бизнес, но торговую лавку. Что обнаруживается эклектикой предпринимательства, в самых сложных случаях - немотивированной завистью и глупыми домыслами. В современных условиях опора бизнеса и обращение к той или иной традиции есть не что иное, как "социокультурная добавка" или информационная надстройка.

Догматический же подход, не знающий реалий современного экономического мира, такие дочерние понятия, как "политика фирмы", "корпоративные традиции", "традиционная политика продаж" и другие, оценивает данную фабулу как формуляр строения нового мировоззрения. Это ошибка, граничащая с незнанием собственной истории и презентующая нелюбовь к собственной истории и периодам процветания Родины, - есть не что иное, как политическая характеристика обыденного невежественного ума.

СВЕТ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

В этой серии статей мы стараемся рассмотреть в старине... свет народных традиций. Сегодня речь о Сибири. История сохранила многочисленные свидетельства основ душевного строя, а значит, и источников силы сибиряков, - почтение к предкам и их традициям, упорный общий труд, свободу и творчество. Если в отношении к древним культурам мы можем судить об этом в основном по вещественным проявлениям, например, по произведениям искусства, изображениям, остаткам жилищ и предметов быта, по священному отношению к обряду упокоения предков, то относительно "новая" старина XVIII-XIX веков говорит уже сама за себя...

"Милой моей, родимой матушке, родимой Фекле Киприяновне, - старательно писала письмо рука крестьянина, более привыкшая к другим занятиям, - посылаю я тибе, матушка, великое челобитие, ниской поклон и прошу заочное родительское благословение...". В письмах вообще, а тем более к родителям, обращались непременно по имени-отчеству. В сентябре 1795 года жительница деревни Илкова Бердской волости получила от сына послание: "Премноголюбезной нашей матушке Окулине Онисимовне, по сему письму свидетельствуем великое челобитие и всенижайший поклон и такожда просим от Всевышнего Творца, чтоб те получить сщастие в скоте и животе, такожда на твои лета текущия здравия и всякого благополучия... Любезная наша матушка, ...не моги вовсе нас забыть, побывай хотя не на долгое время... будем тому... рады".

Дети являлись кормильцами своих состарившихся родителей. "Назад тому 11-й год, как муж... помер, а я... с усилением последних моих сил трудами своими пропитывала себя и малолетнего моего сына Егора, предполагая, что по достижении его совершеннолетия он, при совершенной моей старости, будет мне пропитателем... что я... последние минуты своей жизни проведу в покое", - писала в 1856 году крестьянка Н. Лебедева из села Ояшинского. И по закону, и по обычаю дети обязывались оказывать родителям чистосердечное почтение, покорность и любовь. "Хороша Аннушка, когда хвалят мать и бабушка", "ласково дитя две матки сосет" - учили народные пословицы. С этим перекликается и назидательное письмо крестьянина Ивана Худякова, посланное детям в 1799 году в алтайскую деревню Секисовку: "Вселюбезные мои детушки и невестушки, почитайте свою родителницу... отчево будите от Бога прославлены и от людей похвалены, и живите с соседями добропорядочно, и чего себе неугодно, того и людям не творите...".

Жизнь в крестьянских общинах протекала в постоянном неустанном труде, для облегчения которого ряд коллективных работ выполнялся нередко с участием всего населения села. Их называли "помочи". Например, в деревнях на реке Обве совместно убирали урожай, помогая сначала одному хозяину, затем другому, и т.д. Так же сообща поступали, когда нужно было "вздымать" дом или "бить" печь: "В одиночку дом не подымешь". После коллективных работ происходило совместное угощение и гулянье. Труд был разделен. Пахали мужчины, боронили женщины, сеяли старики. Пожилые люди на Алтае плели корзины, вили веревки, занимались починкой утвари. У старообрядцев старики одной иглой вязали варежки. "Они очень прилежны к работе, - писал о своих земляках крестьянин Бурлинской волости Алтайского горного округа Томской губернии П. Школдин, - летом все, с мала до велика, находятся на полевой работе, и под палящим солнцем, осаждаемые роями насекомых, ни днем, ни ночью не знают себе покоя... Старухи, при всей своей дряхлости, иная согнувшись в дугу, в летнюю пору ведет домашность, нянчит с ребятами и ходит в поле за коровами, делая по 10 и более верст в день. А зимою, сидя на своей печке, не оставляет своей заветной прялки".

Из поколения в поколение от стариков к зрелому возрасту, от них молодым передавались нравственные пословицы и поговорки: "Другу удружи, себе досади", "Дал слово - держись, а не дал - крепись", "Гол, да не вор", "Не летай высоко, не опуститься б низко", "Добрая слава лежит, а худая летит", "Для друга семь верст - не околица", "В добре худа нет", "Не всякому слуху верь", "Не рой другому яму, сам упадешь", "Уговор пуще денег", "Из избы в избу сор не носят". Сибирские старики были мастера рассказывать сказки и загадывать загадки, которые помогали развивать сообразительность, находчивость, хозяйственную сметку. Об этом в середине XVII века писал верхотурский воевода Всеволжский: "Многие человецы... веруют в сон и в встречю, ...и загадки загадывают, и сказки сказывают...". Так же обстояло дело и в первой половине XIX века. Вот сохранившиеся воспоминания:

"Не было ничего приятнее и веселее летом, как ходить с бабушкой Аксиньей за ягодами - земляникой и клубникой... Сказка лилась в ее рассказе так плавно и певуче, что мы старались идти тихо, толпясь как можно ближе к ней, чтобы не проронить ни единого слова... Ягода зрелая, сочная, так и рдеет на солнечном припеке... - Ну, ребятки, - скажет бабушка, - пойдем тихонько. Я нашла в кармане еще сказку. Чур, только слушать смирно. - "Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь, на восточную сторонку к синю морю. И стоит там гора высокая, и лежит там камень Алатырь..." И пойдет старая рассказывать сказку, слово за словом, как нанизывать жемчуг, нитку за ниткой. Мы снова слушаем с замиранием сердца. И где это бабушка берет такие славные сказки, бывало, думаешь упорно. Все-то у нее так складно и певуче..."

Во время праздничных собраний устраивались настоящие состязания в загадывании и разгадывании загадок, в которых участвовали и молодые люди, и пожилые. "Языки у всех развязываются, на сердце еще более веселеет, - пишет о святочных празднествах у крестьян Минусинского округа Н. Костров. - Одна из старушек загадывает загадку, другая предлагает другую. К старухам пристают и старики". Каждый старался вспомнить или придумать загадку позаковыристее: "Лежит брус через всю Русь, на том брусу двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца" - нелегко было догадаться, что речь шла о годе, месяцах и неделях. Или еще: "Как бы стала, так бы до неба достала, как бы руки да ноги, так бы вора связала, как рот да глаза - все рассказала" (дорога).

Президент Компании СТАНА(TM) Сергей ПРОЦЕНКО,подбор материала: Марина ЗВЕРЕВА.
Архив газеты "Ведомости": N790 от 10.03.2006
vedomosti.sfo.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован