27 апреля 2007
1092

Уроки Кольцевой

Наш гость - строитель в третьем поколении. Его дед строил московское метро. Отец наводил речные переправы - в частности, вантовый мост в Риге. И Борис пошел по его стопам, начав учеником монтажника мостовых конструкций... На строительство Кольцевой Б. М. Мурашов приехал в мае 2001 года в качестве первого заместителя генерального директора.

- Борис Михайлович, какова протяженность Кольцевой автодороги сегодня?

- Действующий участок от Горской до Московского шоссе составляет 66 км. Следующий, который мы планируем сдать в эксплуатацию в нынешнем году, будет протяженностью 14,5 км. Он идет от Московского шоссе до автодороги "Нарва" (Таллинское шоссе), минуя комплекс "Пулково". А замыкающий участок, к сооружению которого мы уже приступили, проходит от Таллинского шоссе до станции Бронка - к Финскому заливу, где строятся защитные сооружения Петербурга от наводнений. В Бронке будет построен целый транспортный узел с выходом на КАД. Мы подали предложения в Минтранс с целью полного завершения всего строительства Кольцевой автодороги до Бронки в 2009 году.

- И какова цена вопроса?

- В целом -128 миллиардов рублей. В ценах 2006 года. Что будет в последующие годы, в части поправок на инфляцию, прогнозировать не берусь.

- Сегодня уже по Кольцевой в сутки проходит более ста тысяч автомобилей. Но по большому счету на КАД пока нет должного порядка. В чем причина?

- Дело в том, что 66-километровый участок хотя и введен в эксплуатацию, но он не достроен. Его эксплуатация разрешена, но с определенными ограничениями. На восточном полукольце в общем-то современная объездная автострада имеет три так называемых горлышка - речь о существенных сужениях дорожного полотна. Это Муринская развязка, это Ржевка, это участок от Московского шоссе (Шушары) до Большого Обуховского (вантового) моста. Муринский недострой - около одного километра. Последующие, соответственно, - 4,5 км и 8,2 км. Таким образом, на автостраде в 66 км с четырехполосным движением в обе стороны мы имеем в общей сложности около 14 км сужения. Уменьшение проезжей части вдвое в каждом направлении. Причина в том, что в первоначальном задании правительства России финансирование было определено всего на две полосы в каждом направлении, а сроки финансирования на полное развитие определены не были в связи с необходимостью оценки интенсивности движения после ввода 1-й очереди. Но когда мы начали завершать первую очередь, то убедились, что проект, мягко говоря, отстал от жизни. И тогда решились расширять КАД до восьми полос.

- Насколько известно, в ходе реализации первого проекта выявились серьезные просчеты. В частности, относительно магистрального нефтепровода на Ржевке...

- Проектные ошибки, к сожалению, выявились не только там. Сложную задачу пришлось решать, корректируя первоначальный проект у вантового моста со стороны правобережья, где нам пришлось провести реконструкцию дополнительного километрового участка Октябрьской набережной от границ города до мостового перехода. Проезжая часть после этого увеличилась практически вдвое.

Что касается Ржевки, в районе реки Большая Охта изначальный инженерный проект вообще не предусматривал никаких расходов по переустройству нефтепровода. Когда более детально вникли в эту тему, выяснились явные просчеты проектировщиков. Мост низководный. Под ним под 45 градусов проходит нефтепродуктопровод протяженностью 90 метров. Однако так называемая эксплуатационная ремонтопригодность такого пересечения под мостом отсутствует. Другими словами, если произойдет какая-либо авария под мостом, к нефтепроводу практически невозможно подобраться. Учитывая такой казус проектировщиков, пришлось нам понести огромные расходы и переносить нефтепровод в безопасное место. Был построен специальный тоннель, в который были спрятаны подземные коммуникации.

Сейчас на южном участке Кольцевой, от Шушар до Таллинского шоссе, мы столкнулись с еще более сложными проблемами. Магистральный нефтепродуктопровод трижды оказался на пути строителей. Один раз у Пулковской развязки, второй - у слияния КАД с западной скоростной магистралью и третий - в районе Дачного проспекта. Мы опять вынуждены пойти на беспрецедентные расходы, чтобы исправить ситуацию.

- Пресса критиковала некоторых подрядчиков строительства КАД, считая, что они ответственны за те проблемы, которые возникают во время движения по Кольцевой.

- В прошлом году, когда мы готовились к сдаче восточного полукольца до Московского шоссе, мы во многом зависели от подрядчиков. С некоторыми уже тогда можно было расстаться - но что бы мы получили в таком случае? Возьмем тот же уязвимый Ржевский участок, где генподрядчиком была "Балтийская строительная компания" (БСК). Известная, профессиональная, с хорошим капиталом и производственной базой. Да, БСК срывала плановое задание. Мы могли разорвать с компанией договорные обязательства. Но на поиски другого подрядчика, на создание новой материальной базы на Ржевке ушло бы много времени. И мы решили дать БСК шанс доказать, что фирма не утратила своих высоких позиций. Правда, при этом подстраховались: "внедрили" на Ржевский участок три надежные питерские фирмы. И сдали участок.

Затем после ввода еще раз оценили ситуацию и пришли к выводу - БСК не выполнит последующие задачи, несмотря на прежние заслуги. А постоянный режим благоприятствования для отстающего подрядчика - себе дороже и делу помеха. Да и качество исполнения работ у привлеченных субподрядчиков оказалось выше, чем у генподрядчика. И мы вынуждены попрощаться с БСК. Надеемся, без скандалов.

- А каковы объемы работ, оставшихся на Ржевке?

- Большие объемы. Если говорить о сроках их выполнения, это полтора года. А если говорить о деньгах, это около трех миллиардов капиталовложений к освоению.

Проблема на Ржевке заключается в том, что отсутствует путепровод в створе Рябовского шоссе. Вообще еще не построен. А без него мы не можем приступить к строительству недостающих четырех полос транспортного сообщения.

- Какова ситуация с городскими трассами, примыкающими к Кольцевой?

- Можно сказать, нормальная. Городские власти все свои обязательства, связанные с зонами примыкания к КАД, уже практически выполнили, завершается только строительство развязки на Софийской улице.

- Говорят, на Кольцевой уже сегодня тысяча дорожных знаков. Только успевай читать! Может, тут уже работает обратный эффект? Что и подтверждает печальная статистика ДТП...

- Со знаками сейчас разбирается специальная комиссия. Введен новый ГОСТ на дорожные знаки, и нам необходимо все привести в рамки новых требований.

Городские власти вышли с встречным предложением: установить на Кольцевой информационные знаки с указанием соседних улиц. У нас в проекте не было этого, ведь КАД федеральная дорога, на которой главное - указатели направлений. Ну раз город просит, установим, ведь создание комфортных условий для автомобилистов - все-таки наша главная задача.

Кстати, а когда сдадим Кольцевую в полном объеме, будет здесь и наружное наблюдение, которое по-нашему называется системой "Поток". За поведением водителей эта система, конечно, не наблюдает, но зато считывает номера транспортных средств и без дополнительных команд в автоматическом режиме выдает резюме криминальных объектов в транспортном потоке.

- Вы как-то говорили, что организуете на Кольцевой вертолетную площадку?

- Где высокие скорости, там, увы, и чрезвычайные ситуации, катастрофы... Моделирование затора на КАД показало невозможность доступа к пострадавшим. Доставить к месту трагедии врача и сотрудника ГИБДД можно только вертолетом. Мы серьезно задумались не просто о вертолетной площадке, а о системном подходе к реальной помощи на дороге. В новом проекте содержания КАД попробуем обосновать и защитить необходимость таких расходов.

- Кольцевая дорога волей-неволей вторглась на территорию частных владений - дома, коллективные автостоянки, садоводческие участки... Как решаются эти вопросы?

- К сожалению, многие проблемы остались до сих пор. Два больших блока из них - на восточном полукольце. Это расселение домов на Запорожской и Рабфаковской улицах и, конечно, на Ржевке. Здесь остались нерасселенными более сотни квартир собственников жилья. В чем проблема? В 2005 году на декабрь месяц все средства на квартиры по социальному найму мы городу перечислили. Однако вопрос затянулся, и 108 квартир за это время приватизировали. Город, в нашем представлении, не справился с задачей, не купил предусмотренное по договору количество квартир. Если бы это произошло, дополнительные приватизированные квартиры через договор мены можно было передать и собственникам. А сейчас нам предлагают вернуть деньги, только ведь теперь-то стоимость квадратного метра в два раза дороже. Нам предлагается второй раз ступить в одну и ту же реку. Заплатить за квартиры по новой. Сейчас, правда, вопросом этим городские власти вновь занялись, и, я думаю, решение, устраивающее всех участников спора, будет найдено.

- А как быть с гаражами, о чем, в частности, бьют тревогу члены кооперативной автостоянки в районе Муринской развязки?

- За гаражи в зоне строительства КАД мы платим суммы по договоренности. Что это означает? При оценке стоимости гаражей мы учитывали все аспекты, в том числе и модернизацию самих помещений. У кого-то просто стоит бокс и больше ничего. У кого-то гараж превращен в мини-автосервис. Наша оплата предусматривает компенсацию нарушенного права собственности по рыночной оценке. Отсюда и цифры разные. По договору в 2005 году за некоторые гаражи мы заплатили от десяти до двенадцати тысяч долларов. Как правило, это были очень большие гаражи, с подвалами, с самым современным оборудованием. Но были и проржавевшие металлические коробки. За них платили до двух тысяч долларов.

- Насколько известно, вы все же рассчитываете в 2008 году три четверти Кольцевой сдать в постоянную эксплуатацию?

- К этому идет. Внутренние проблемы почти решены. Но вот внешние... Финансирование, как всегда, началось не в начале года, а в конце первого квартала. Опять потеряно почти три месяца, которые надо наверстывать темпами строительства. До конца 2008 года мы сдадим восточное полукольцо и южный участок КАД до Таллинского шоссе на полное развитие. Если подрядчики не подведут, движение до Таллинки постараемся открыть уже в этом году.

Юрий СМИРНОВ
spbvedomosti.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован