07 мая 2002
228

Устав (основной закон) Рязанской области

Мы, депутаты Рязанской областной Думы, полномочные представители населения области, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и демократическими принципами организации государственной власти;

сознавая свою ответственность за социально-экономическое, политическое и культурное развитие области как составной части единого народнохозяйственного комплекса Российской Федерации;

признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности;

провозглашая свою твердую приверженность принципам демократии и правам человека, определенным Всеобщей Декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации;

проявляя заботу о необходимости создания для граждан достойной жизни, гражданского мира и согласия;

основываясь на незыблемости принципов равноправия субъектов Российской Федерации, единства и целостности Российского государства;

преисполненные решимости утверждения конституционно-правового статуса области как полноправного субъекта Российской Федерации, принимаем настоящий Устав (Основной Закон) Рязанской области.




РАЗДЕЛ I. Конституционные основы статуса Рязанской области - субъекта Российской Федерации

ГЛАВА 1. Государственно-правовой статус Рязанской области

Статья 1.

1. Рязанская область является государственно-территориальным образованием, входящим в состав Российской Федерации в качестве ее равноправного субъекта.

2. Разделение области или объединение ее с другими субъектами Российской Федерации может быть осуществлено только на основе волеизъявления большинства жителей области, обладающих избирательным правом.

3. Статус области основывается на конституционных принципах: народовластия; верховенства права над политикой; разделения властей; свободы экономической деятельности и многообразия ее форм; социального, светского и правового государства; уважения прав и свобод человека и гражданина; идеологического многообразия и самостоятельности местного самоуправления.

4. Государственная власть в области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 2.

1. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Рязанской области.

2. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию области.

3. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории области.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти область обладает равными с другими субъектами Российской Федерации правами.

5. Статус Рязанской области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Рязанской области в соответствии с Федеральным конституционным законом и на основании решения референдума Рязанской области по вопросу изменения статуса Рязанской области.

Статья 3.

1. Взаимоотношения Российской Федерации и области строятся на основе: разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации; полномочий, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и области; предметов ведения и полномочий области.

2. Предметы ведения и полномочия разграничиваются между Российской Федерацией и Рязанской областью в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом Рязанской области и заключенными на их основе договорами и соглашениями.

Статья 4.

1. Органы государственной власти области содействуют органам власти Российской Федерации в осуществлении ими своих полномочий на территории области.

2. Органы государственной власти области участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

3. Порядок организации и деятельности федеральных органов государственной власти на территории области определяется действующим законодательством.

Статья 5.

1. К совместному ведению Российской Федерации и Рязанской области относятся:

а) обеспечение соответствия Устава Рязанской области, законов Рязанской области и иных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; градостроительство; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, культуры, образования, науки, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая и социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

н) координация международных и внешнеэкономических связей области, содействие в выполнении международных договоров Российской Федерации.

2. Полномочия Рязанской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Рязанской области определяются в соответствии с федеральными законами, законами Рязанской области, а также договорами, заключенными между федеральными и областными органами государственной власти.

Статья 6.

1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Рязанской области последняя обладает всей полнотой государственной власти на своей территории и осуществляет собственное правовое регулирование.

2. К ведению и полномочиям области в лице ее государственных органов относятся:

а) принятие, изменение и дополнение Устава области, законов и иных нормативных правовых актов, контроль за их реализацией;

б) установление системы органов государственной власти области, порядка их организации и деятельности, формирование органов государственной власти;

в) административно-территориальное устройство области;

г) владение, пользование, распоряжение объектами собственности области и управление объектами федеральной собственности, переданными области в управление;

д) разработка, принятие и исполнение программ по вопросам государственного, экономического, экологического, социального, культурного, градостроительного и научно-технического развития области;

е) осуществление связей с другими субъектами Российской Федерации, заключение с ними договоров и соглашений;

ж) обеспечение государственного контроля за соблюдением законов по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, по охране окружающей природной среды, по градостроительству, а также по охране памятников истории и культуры;

з) разработка, утверждение и исполнение бюджета области;

и) учреждение и присвоение почетных званий, наград и премий области;

к) иные вопросы, передаваемые области по договорам, другими правовыми актами органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Статья 7.

1. Взаимоотношения органов государственной власти области и органов местного самоуправления осуществляются посредством принятия законов по вопросам местного самоуправления и заключения соглашений и договоров между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с законами и нормативными правовыми актами области принимают нормативные правовые акты в пределах предоставленных им полномочий; организуют исполнение законов и нормативных правовых актов области, а также собственных нормативных правовых актов.

Статья 8.

Область имеет свой герб, флаг и гимн, описание и порядок официального использования которых определяются законами Рязанской области.

Статья 9.

1. Территория области является неотъемлемой и неделимой частью территории Российской Федерации.

2. Границы между областью и субъектами Российской Федерации могут быть изменены по взаимному соглашению между Рязанской областью с согласия населения, выраженного посредством референдума Рязанской области, и соответствующим субъектом Российской Федерации с последующим утверждением Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 10.

1. Территория Рязанской области в целях осуществления государственного управления и местного самоуправления с учетом исторических, культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры делится на административно-территориальные единицы.

2. В состав области входят: города областного значения - Рязань, Касимов, Сасово, Скопин; районы - Ермишинский, Захаровский, Кадомский, Касимовский, Клепиковский, Кораблинский, Милославский, Михайловский, Новодеревенский, Пителинский, Пронский, Путятинский, Рыбновский, Ряжский, Рязанский, Сапожковский, Сараевский, Сасовский, Скопинский, Спасский, Старожиловский, Ухоловский, Чучковский, Шацкий, Шиловский.

3. Порядок образования, преобразования, упразднения административно-территориальных единиц Рязанской области, присвоения им наименования, изменения их статуса, установления и изменения их границ устанавливается законами Рязанской области.

Статья 11.

Административным центром области является город Рязань.


РАЗДЕЛ II. Народ как источник власти

ГЛАВА 2. Основы народовластия

Статья 12.

1. Единственным источником власти в области являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории области. Они осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления, имеют неотъемлемое и неоспоримое право создавать и реформировать органы государственной власти и местного самоуправления.

2. Никакая часть общества, никакое объединение, никакое отдельное лицо не могут присваивать власть законно избранных должностных лиц и органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 13.

Основными формами народовластия являются: областной и местные референдумы, свободные выборы, собрания (сходы) граждан.

Статья 14.
1. Областной референдум - форма непосредственной демократии, способ принятия общеобластного решения по важнейшим вопросам социально-экономической и политической жизни, затрагивающий коренные интересы всего населения.

2. Решения, принятые областным референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории области.

3. На референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти области либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава и о персональном составе органов государственной власти области;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении областного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств области;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

4. На референдум также не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации.

5. Расходы, связанные с подготовкой и проведением областного референдума, производятся за счет средств областного бюджета.

6. Порядок подготовки и проведения референдума области определяется Законом Рязанской области `О референдуме в Рязанской области` в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Статья 15.

1. Местный референдум проводится по наиболее важным вопросам местного значения, в котором имеет право участвовать непосредственно и на добровольной основе все население муниципального образования, обладающее активным избирательным правом.

2. Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением не допускается.

3. Решения, принятые местным референдумом, подлежат обязательному обнародованию и выполнению должностными лицами и органами местного самоуправления на территории муниципального образования.

4. Порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с законом Рязанской области.

Статья 16.

1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.

2. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия, выполнения и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются Уставом муниципального образования в соответствии с законом Рязанской области.

Статья 17.

1. Важнейшей формой народовластия является участие граждан в формировании органов государственной власти области, органов местного самоуправления.

2. Выборы осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

3. Порядок подготовки и проведения выборов, определения их результатов устанавливается законами Рязанской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Статья 18.

1. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право выносить на обсуждение населения важнейшие вопросы экономического, политического, социально-культурного и иного значения, а также проекты нормативных правовых актов.

2. Свои предложения граждане и их объединения вправе направлять непосредственно в соответствующие органы или средства массовой информации.

Статья 19.

Органы государственной власти области и органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население о положении дел в области, об основных направлениях внутренней и внешней политики.

ГЛАВА 3. Правовой статус личности в области

Статья 20.

В области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.

Статья 21.

1. В соответствии с принципами и нормами международного права, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами области органы государственной власти области осуществляют защиту и содействуют реализации прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность органов государственной власти области и органов местного самоуправления направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина.

3. Должностные лица органов государственной власти области и органов местного самоуправления, признанные судом виновными в нарушении прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с законодательством Российской Федерации и области лишаются права занимать данные должности.

Статья 22.

1. Население Рязанской области составляют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на ее территории.

2. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральными законами, является единым и равным, независимо от оснований приобретения.

3. Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории области, независимо от места рождения могут самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 23.

1. На территории области гарантируются права, свободы, безопасность личности, ее материальные и духовные ценности.

2. Безопасность личности обеспечивается федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами области, правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.

Статья 24.

1. Каждый имеет право в соответствии с Конституцией Российской Федерации на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

2. Принадлежность к общественным, политическим, религиозным и другим объединениям не влечет за собой расширения конституционных прав, свобод и обязанностей граждан.

3. На территории области запрещаются создание и деятельность общественных, религиозных и иных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации.

Общественная, в том числе политическая деятельность в области осуществляется свободно, на основе идеологического многообразия.

4. Цели, организация, формы и методы работы общественных объединений, действующих на территории области, должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Рязанской области и законам Рязанской области.

Статья 25.

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти области и органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Рязанской области, участвовать в управлении делами области как непосредственно, так и через своих представителей.

Статья 26.

1. Лица, проживающие на территории области, имеют право на бесплатное получение информации о положении дел в области, о вопросах, обсуждаемых в органах государственной власти области и органах местного самоуправления, о назначениях и перемещениях должностных лиц области, за исключением той информации, распространение которой ограничено федеральными законами и законами Рязанской области.

2. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 27.

Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти области или их должностных лиц в установленном законом порядке.

Статья 28.

1. Каждый гражданин Российской Федерации на территории области несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Рязанской области и ее законами.

2. Каждый обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав Рязанской области и законы Рязанской области, другие нормативные правовые акты органов государственной власти области и органов местного самоуправления.

3. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о состоянии исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

4. Несоблюдение требований, установленных в настоящей статье, влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами Рязанской области.



РАЗДЕЛ III. Система государственной власти Рязанской области

ГЛАВА 4. Законодательная власть области

Статья 29.

Законодательная власть в области осуществляется населением Рязанской области непосредственно путем референдума и (или) через выборный законодательный орган - Рязанскую областную Думу.

Статья 30.

1. Областная Дума является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти области.

2. Рязанская областная Дума состоит из 36 депутатов. Число депутатов областной Думы, работающих на постоянной основе, определяется областной Думой самостоятельно.

3. Областная Дума является юридическим лицом, имеет гербовую печать и финансируется из областного бюджета.

Статья 31.

К ведению областной Думы относятся:

а) принятие Устава Рязанской области и внесение в него изменений и дополнений, толкование Устава Рязанской области и законов Рязанской области;

б) признание полномочий депутатов областной Думы, а также досрочное их прекращение;

в) утверждение структуры областной Думы, штатного расписания и сметы расходов на ее содержание, принятие Регламента областной Думы;

г) избрание из числа депутатов областной Думы председателя областной Думы и его заместителей, а также образование и избрание комитетов и комиссий с утверждением их численного и персонального состава;

д) утверждение структуры исполнительной власти области по представлению главы администрации области;

е) назначение выборов в областную Думу, выборов главы администрации области, назначение референдума области;

ж) утверждение программ и планов социально-экономического развития области;

з) утверждение бюджета области и отчета о его исполнении;

и) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов области;

к) по представлению главы администрации области установление налогов, сборов и других платежей, а также порядка их взимания в пределах компетенции области; установление льгот по платежам в областной бюджет, дорожный и экологический фонды;

л) определение порядка распоряжения и управления собственностью области, передачи объектов областной собственности в муниципальную, а также порядка приватизации различных категорий ее объектов;

м) по представлению главы администрации области принятие решения о выпуске ценных областных бумаг под обязательства областного бюджета;

н) осуществление правового регулирования вопросов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, утверждение программы государственной поддержки местного самоуправления;

о) утверждение заключения и расторжения договоров Рязанской области;

п) заслушивание ежегодной информации главы администрации области о положении дел в области;

р) участие в формировании Избирательной комиссии Рязанской области путем назначения половины членов комиссии от областной Думы в соответствии с законом Рязанской области;

с) согласование назначения и освобождения, а также внесение предложений об освобождении руководителей структурных подразделений министерств, ведомств и Центрального банка Российской Федерации, находящихся на территории области, в порядке, установленном федеральными законами;

т) согласование назначения прокурора области, судей арбитражного, областного и районных судов в соответствии с действующим законодательством;

у) принятие отставки главы администрации области;

ф) назначение председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов в соответствии с законом Рязанской области;

х) установление порядка изменения административно-территориального устройства области, решение вопросов об изменении границ области;

ц) установление порядка предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и регионального (областного) значения, порядка использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы и культурного наследия на основе федерального законодательства;

ч) образование согласительных комиссий по разрешению споров между областной Думой и главой администрации области, а также между органами местного самоуправления;

ш) установление ответственности за нарушение законов Рязанской области;

щ) осуществление права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;

э) принятие решения об обращении к Президенту Российской Федерации, в Конституционный суд Российской Федерации, иные суды Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

ю) учреждение наград и премий области, установление условий и порядка их присвоения;

я) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами либо напрямую вытекающих из статуса Рязанской областной Думы.

Статья 32.

1. Областная Дума вправе обращаться в Конституционный Суд и другие суды Российской Федерации по вопросам обжалования актов и решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации, их должностными лицами, главой администрации области, органами местного самоуправления.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации областная Дума рассматривает поправки к Конституции Российской Федерации, направленные на ее рассмотрение Федеральным Собранием Российской Федерации.

Статья 33.

1. Областная Дума осуществляет контроль за исполнением областных законов, областного бюджета, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из бюджета Российской Федерации, средств фондов области, выполнением программ и планов социально-экономического развития области, распоряжением собственностью области в соответствии с законами Рязанской области.

2. Контрольные функции областная Дума осуществляет самостоятельно на своих заседаниях, через постоянные комитеты, образованные ею временные комиссии и депутатов.

Статья 34.

1. Для осуществления контроля за исполнением областного бюджета, средств фондов области областная Дума образует Счетную палату.

2. Порядок создания, организации и деятельности Счетной палаты устанавливается законом Рязанской области.

Статья 35.

1. Депутаты областной Думы избираются гражданами Российской Федерации, обладающими избирательным правом и постоянно или преимущественно проживающими на территории Рязанской области, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.

2. Порядок организации и проведения выборов определяется законом Рязанской области.

Статья 36.

1. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, достигший ко дню выборов 21 года, постоянно или преимущественно проживающий на территории Рязанской области.

2. Депутат после подтверждения его полномочий областной Думой должен ежегодно заполнять декларацию о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.

Статья 37.

1. В течение срока своих полномочий депутат областной Думы не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности или государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы Рязанской области, если иное не предусмотрено федеральными законами и законами Рязанской области.

2. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья 38.

1. Депутаты областной Думы обладают правами и выполняют обязанности в соответствии с федеральными законами и законами Рязанской области.

2. Полномочия депутата областной Думы прекращаются досрочно в случае:

а) его смерти;

б) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

в) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

г) добровольного сложения депутатских полномочий;

д) его выезда за пределы Рязанской области на постоянное место жительства;

е) прекращения гражданства Российской Федерации.

Статья 39.

Депутат областной Думы обладает на территории Рязанской области неприкосновенностью в течение всего срока полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 40.

1. Областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленной для Думы численности.

2. Областная Дума собирается на первое заседание не позднее двух недель после избрания. Подготовку заседания осуществляет оргкомитет, избираемый из депутатов на их общем совещании, созываемом председателем областной Думы предыдущего созыва или по инициативе самих депутатов.

3. Первое заседание областной Думы открывает и ведет до избрания председателя Думы старейший по возрасту депутат.

4. Полномочия депутата Рязанской областной Думы наступают с момента его избрания и заканчиваются в день проведения выборов депутатов следующего созыва.

Статья 41.

1. Областная Дума реализует свои полномочия путем принятия законов, постановлений и контроля за их исполнением.

2. Основной формой работы Рязанской областной Думы является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к ее ведению.

3. Заседание правомочно, если на нем присутствуют не менее половины от установленного числа депутатов областной Думы.

4. По наиболее важным вопросам жизнедеятельности области и разрабатываемым законопроектам областная Дума организует и проводит депутатские слушания.

Статья 42.

1. Порядок подготовки, созыва и проведения заседаний областной Думы, образования комиссий и комитетов, их деятельности, рассмотрения нормативных и правовых актов, голосования и другие вопросы организации работы областной Думы определяются Регламентом, принимаемым областной Думой.

2. Регламент считается утвержденным, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов областной Думы.

Статья 43.

1. Председатель областной Думы:

а) представляет интересы Рязанской областной Думы: в Федеральном Собрании Российской Федерации, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств, а также в отношениях с населением, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и их трудовыми коллективами, общественными объединениями в соответствии с федеральным и областным законодательством;

б) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов и в целом областной Думы, созывает и ведет ее заседания, подписывает принятые Думой постановления и иные правовые акты, осуществляет в соответствии с действующим трудовым законодательством прием и увольнение должностных лиц и других сотрудников Аппарата Думы, открывает и закрывает расчетные и текущие счета областной Думы и является распорядителем по этим счетам;

в) выполняет другие полномочия и функциональные обязанности в соответствии с Регламентом областной Думы.

2. По вопросам своей компетенции председатель областной Думы издает распоряжения.

Статья 44.

1. Председатель областной Думы избирается на заседании Думы из числа депутатов путем тайного голосования на срок полномочий Думы.

2. Председатель Думы считается избранным, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов.

3. Председатель областной Думы подотчетен Думе и может быть отозван путем тайного голосования на ее заседании, если за это решение проголосовало более половины от установленного числа депутатов.

4. Порядок внесения предложений об избрании или освобождении председателя областной Думы от должности определяется Регламентом областной Думы.

5. Добровольное сложение председателем Думы своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления.

6. В случае непринятия Думой отставки председатель Думы вправе сложить свои полномочия по истечение двух месяцев после подачи заявления.

Статья 45.

1. Заместители председателя областной Думы избираются тайным голосованием на заседании областной Думы.

2. Порядок внесения предложений об избрании или освобождении заместителей председателя областной Думы от должности определяется Регламентом областной Думы.

3. Заместитель считается избранным, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов.

4. Заместители председателя областной Думы выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных председателем областной Думы, выполняют другие его поручения. В случаях отсутствия председателя областной Думы или невозможности выполнения им своих обязанностей один из заместителей председателя областной Думы выполняет его функции в соответствии с порядком, установленным Регламентом.

Статья 46.

1. Областная Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комитеты для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению областной Думы.

2. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комитетов определяются Регламентом областной Думы и принимаемым ею Положением о постоянных комитетах.

3. Областная Дума может образовывать временные комиссии, рабочие группы и определяет их задачи и сроки полномочий.

4. В областной Думе могут создаваться постоянные и временные депутатские объединения. Порядок образования и полномочия депутатских объединений определяются Регламентом областной Думы.

Статья 47.

1. Полномочия областной Думы могут быть прекращены досрочно в случае самороспуска Думы.

2. Решение о самороспуске принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Думы.

3. В случае досрочного прекращения полномочий областной Думы выборы в областную Думу проводятся не позднее чем в трехмесячный срок со дня принятия решения о прекращении ее полномочий в соответствии с законодательством о выборах.

4. До избрания депутатов областной Думы нового созыва при досрочном прекращении ее полномочий областная Дума продолжает выполнять свои функции, за исключением полномочий, связанных с принятием решений по вопросам установления налогов, сборов, пошлин, тарифов, ставок платежей, назначения областного референдума, изменения административно-территориального устройства области.

5. Деятельность областной Думы, кроме основания, указанного в пункте 1 настоящей статьи, не может быть приостановлена или прекращена досрочно никакими органами государственной власти федерального и областного уровней.

ГЛАВА 5. Исполнительная власть области

ГЛАВА 5.1. Глава администрации области

Статья 48.

1. Глава администрации области, по должности член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, является высшим должностным лицом Рязанской области, руководит органами исполнительной власти области.

2. Глава администрации области в соответствии с Уставом Рязанской области определяет основные направления внутренней и внешней политики области.

3. Глава администрации области обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти на территории области в соответствии с действующим законодательством.

4. Глава администрации области представляет область во внутренних и международных отношениях.

Статья 49.

1. Главой администрации области может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом.

2. Глава администрации области избирается гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории области, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании на 4 года.

3. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность главы администрации области более двух раз подряд.

4. Порядок проведения выборов главы администрации области устанавливается законом Рязанской области.

5. Глава администрации области после избрания ежегодно представляет декларацию о своих доходах и принадлежащем ему имуществе в орган государственной налоговой службы по месту постоянного жительства.

Статья 50.

1. Глава администрации области при вступлении в должность приносит присягу: `Вступая в должность главы администрации области, клянусь: верно служить народу, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности главы администрации области, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав Рязанской области и законы Рязанской области`.

2. Присяга приносится в торжественной обстановке на заседании Рязанской областной Думы на пятнадцатый день после официального объявления Избирательной комиссией Рязанской области о результатах выборов главы администрации области.

3. Глава администрации области осуществляет свои полномочия с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с момента принесения присяги вновь избранным главой администрации области, а также с момента досрочного прекращения полномочий в случаях, установленных Уставом Рязанской области. Порядок передачи дел от бывшего главы администрации области вновь избранному главе администрации области устанавливается нормативным правовым актом области.

Статья 51.

Глава администрации области:

а) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

б) представляет область во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Федерации, с иностранными государствами, а также в отношениях с органами местного самоуправления, общественными объединениями;

в) подписывает договоры от имени области;

г) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации, другие суды в порядке, установленном законодательством;

д) представляет областной Думе ежегодную информацию о положении дел в области;

е) обладает правом законодательной инициативы в областной Думе, вносит проекты законодательных актов, которые рассматриваются в первоочередном порядке;

ж) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;

з) подписывает и обнародует законы Рязанской области, отклоняет принятые областной Думой законы и направляет их на повторное рассмотрение;

и) выступает с инициативой о назначении областного референдума;

к) вносит по согласованию с областной Думой в министерства, ведомства, Центральный банк Российской Федерации представления о назначении и освобождении от должности руководителей их структурных подразделений, расположенных на территории области, в порядке, установленном федеральными законами;

л) участвует в формировании Избирательной комиссии Рязанской области путем назначения половины ее состава в соответствии с законом Рязанской области;

м) согласовывает кандидатуру на пост прокурора области и направляет в областную Думу официальное мнение администрации области;

н) руководит деятельностью администрации области;

о) представляет на утверждение областной Думы структуру областной администрации, назначает и освобождает руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц администрации области;

п) вносит на утверждение областной Думы проекты планов и программ социально-экономического развития области;

р) вносит в областную Думу проект бюджета области и отчет о его исполнении;

с) представляет областной Думе проекты законов области о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет областного бюджета;

т) распоряжается средствами Резервного фонда области;

у) награждает областными наградами, присваивает почетные звания в установленном порядке;

ф) при необходимости на территориях муниципальных образований вводит должность и назначает на нее управляющего для осуществления государственных полномочий в случаях, предусмотренных федеральным законом;

х) являясь начальником гражданской обороны области, принимает решения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обязательные для исполнения всеми организациями, учреждениями и ведомствами на территории области независимо от форм собственности и подчиненности;

ц) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, проводит мероприятия по мобилизационной подготовке экономики области, осуществляет руководство мобилизационной подготовкой муниципальных образований, обеспечивает исполнение законодательства о мобилизационной подготовке и мобилизации на территории области;

ч) при чрезвычайных ситуациях на территории области или в отдельных ее местностях в соответствии с законом области своим постановлением вводит чрезвычайное положение и немедленно сообщает об этом в областную Думу, которая в течение суток принимает соответствующее решение;

ш) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законами Рязанской области.

Статья 52.

1. Полномочия главы администрации области прекращаются досрочно в случаях:

а) добровольной отставки;

б) прекращения гражданства Российской Федерации;

в) вступления в законную силу обвинительного приговора за совершенное им преступление;

г) стойкой неспособности в течение более четырех месяцев подряд по состоянию здоровья осуществлять полномочия;

д) смерти главы администрации области.

2. Добровольная отставка главы администрации области осуществляется путем направления письменного заявления в областную Думу. Полномочия главы администрации области прекращаются досрочно с момента принятия областной Думой постановления о принятии его отставки.

3. В остальных случаях полномочия главы администрации области прекращаются после наступления соответствующих событий либо совершения указанных в настоящем Уставе действий, с момента принятия областной Думой соответствующего постановления.

4. В случае досрочного прекращения полномочий прежнего главы администрации области выборы главы администрации области проводятся не позднее трех месяцев с момента прекращения полномочий.

Статья 53.

1. В случаях, когда глава администрации области не в состоянии выполнять свои обязанности в соответствии со статьей 51 Устава Рязанской области, их временно исполняет один из первых заместителей главы администрации области, избранный тайным голосованием не менее чем половиной от установленного числа депутатов областной Думы, по представлению председателя областной Думы.

2. Исполняющий обязанности главы администрации области не имеет права назначать областной референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре Устава Рязанской области.

Статья 54.

1. Осуществляя свои полномочия, глава администрации области издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на территории Рязанской области.

2. Порядок подготовки и принятия актов главы администрации области определяется главой администрации области самостоятельно, если иное не предусмотрено законом Рязанской области.

Статья 55.

Глава администрации области, являющийся членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, обладает неприкосновенностью в соответствии с действующим законодательством.

Честь и достоинство главы администрации области охраняются законом.

ГЛАВА 5.2. Администрация области

Статья 56.

1. Реализацию полномочий исполнительной власти области обеспечивает администрация Рязанской области, которая является исполнительным и распорядительным органом государственной власти области.

2. Администрация области является юридическим лицом, имеет гербовую печать, финансируется из областного бюджета.

Статья 57.

1. В состав администрации области входят глава администрации области, заместители главы администрации и подчиненные ему управленческие структуры.

2. В составе администрации области главой администрации области создаются, реорганизуются и ликвидируются комитеты, управления, отделы и другие органы, структурные подразделения.

3. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы органов, структурных подразделений, должностных лиц администрации области и других органов исполнительной власти области определяются положениями о них, утверждаемыми главой администрации области.

Статья 58.

В пределах своих полномочий администрация области:

а) разрабатывает текущие (перспективные) программы и планы социально-экономического развития области, проект областного бюджета области, определяет источники доходов и направления расходования валютных и внебюджетных фондов области; обеспечивает выполнение принятых программ и бюджета; представляет отчеты областной Думе об исполнении бюджета;

б) разрабатывает и реализует финансовую и инвестиционную политику в области, осуществляет меры по ограничению монополистической деятельности и развитию предпринимательства, в соответствии с законодательством управляет и распоряжается областной собственностью, содействует укреплению банковской, денежной и кредитной систем;

в) проводит государственную политику налогообложения, ценообразования и оплаты труда, содействует организации государственного страхования и единой системы учета и статистики;

г) разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы области, росту благосостояния населения, охране труда и здоровья народа, организует систему социальной защиты населения и обеспечивает ее функционирование;

д) осуществляет мероприятия по воспитанию, образованию, охране семьи, материнства и детства, разрабатывает и реализует меры по развитию культуры и спорта, государственную молодежную политику;

е) осуществляет мероприятия по развитию объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, связи, создает условия для развития предприятий торговли, бытового обслуживания населения, осуществляет мероприятия по защите прав потребителя;

ж) входит в органы исполнительной власти Российской Федерации с предложениями о разработке федеральных или межрегиональных программ, затрагивающих интересы области, участвует в их реализации;

з) разрабатывает и реализует меры по развитию науки и техники;

и) организует строительство объектов за счет областного бюджета, утверждает градостроительные нормативы, градостроительную документацию;

к) разрабатывает и обеспечивает выполнение программ по охране природы, рациональному природопользованию, сельскохозяйственному производству, организует контроль за соблюдением природоохранного законодательства;

л) обеспечивает рациональное размещение производительных сил, содействует комплексному экономическому и социальному развитию городов и районов области;

м) разрабатывает и реализует меры по защите интересов области, охране всех форм собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;

н) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению государственной безопасности;

o) оспаривает в суде противоречащие законодательству акты органов местного самоуправления;

п) заключает соглашения по регулированию трудовых и социально-экономических проблем с областным советом профсоюзов и объединениями работодателей;

р) является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей;

c) осуществляет на территории области исполнение переданных ей федеральными органами полномочий;

т) в установленном порядке передает федеральным органам исполнительной власти осуществление части своих полномочий;

у) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом Рязанской области и законами Рязанской области.

Статья 59.

Правовыми актами структурных подразделений областной администрации являются приказы, инструкции, положения.

ГЛАВА 6. Государственная и муниципальная службы в области

Статья 60.

1. Государственная служба Рязанской области (государственная служба области) представляет собой профессиональную деятельность по обеспечению реализации целей и функций государственных органов власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Рязанской области и законами Рязанской области.

2. Государственная служба области осуществляется на штатных государственных должностях в областных органах государственной власти.

3. Статус государственных служащих определяется Законом Рязанской области `О государственной службе Рязанской области`.

Статья 61.

1. Муниципальная служба Рязанской области представляет собой профессиональную деятельность по обеспечению реализации целей и функций муниципальных органов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Рязанской области и законами Рязанской области.

2. Муниципальная служба в области осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной, в органах местного самоуправления.

3. Статус должностных лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях, определяется федеральными законами, законами Рязанской области и уставами муниципальных образований.

ГЛАВА 7. Нормативная правовая система области

Статья 62.

1. Систему нормативных правовых актов области составляют:

Устав Рязанской области;

законы Рязанской области;

постановления областной Думы;

постановления и распоряжения главы администрации области.

2. В необходимых случаях принимаются совместные постановления областной Думы и главы администрации области.

Статья 63.

Устав Рязанской области является Основным Законом в системе нормативных актов Рязанской области, обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей ее территории.

Статья 64.

1. Органы государственной власти области могут издавать нормативные правовые акты общего значения (то есть акты, обязательные для государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан на всей территории области) в пределах своей компетенции в соответствии с Уставом Рязанской области и законами Рязанской области.

2. Управления, отделы, иные органы и подразделения органов государственной власти не вправе издавать нормативные правовые акты области общего значения.

Статья 65.

Устав Рязанской области, законы и иные нормативные правовые акты области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Рязанской области. В случае противоречия действует федеральный закон. При этом нормативный правовой акт области должен быть приведен в соответствие с федеральным законом. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом области, принятым по предметам ведения области, действует нормативный правовой акт области.

Статья 66.

Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу Рязанской области. Постановления и распоряжения главы администрации области, иные правовые акты администрации по предметам ведения не должны противоречить Уставу Рязанской области и законам Рязанской области. В случае противоречия между законом Рязанской области и нормативным правовым актом, принятым в Рязанской области, действует закон Рязанской области.

Статья 67.

1. Право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит главе администрации области, комитетам и депутатам областной Думы, представительным органам местного самоуправления.

2. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также областному суду, областному Арбитражному суду, прокурору области, Избирательной комиссии Рязанской области, областному Совету профессиональных союзов.

Статья 68.

Порядок внесения и рассмотрения законопроекта определяется Регламентом областной Думы.

Статья 69.

Законы Рязанской области принимаются областной Думой большинством голосов от установленного числа депутатов и в семидневный срок направляются главе администрации области.

Статья 70.

1. Глава администрации области в течение четырнадцати дней с момента поступления принятого закона подписывает и не позднее чем через семь дней обнародует его.

2. Принятый закон до истечения установленного срока может быть отклонен главой администрации области и возвращен с его замечаниями в областную Думу для повторного рассмотрения.

3. Отклоненный закон может быть принят областной Думой в прежней редакции в случае его одобрения большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы, после чего глава администрации области в течение семи дней обязан подписать его и обнародовать.

4. Если глава администрации области в установленный срок не подписывает вышеупомянутый закон, то его подписывает и обнародует председатель областной Думы.

5. В случае принятия закона в измененной редакции, он рассматривается как вновь принятый акт.

Статья 71.

Закон Рязанской области вступает в силу одновременно на всей территории области со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления его в силу.

Статья 72.

Постановления и распоряжения главы администрации области подписываются им и направляются в областную Думу в трехдневный срок после их подписания.

Статья 73.

Законы и иные нормативные правовые акты Рязанской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статья 74.

Официальным опубликованием закона Рязанской области, иного нормативного правового акта, относящегося к законодательству области, считается публикация его полного текста в областной газете `Рязанские ведомости`.

Статья 75.

1. Официальное толкование Устава Рязанской области, законов Рязанской области осуществляется областной Думой.

2. Официальное толкование иных нормативных правовых актов осуществляется органами, принявшими соответствующие акты.

Статья 76.

Устав Рязанской области, законы Рязанской области и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области подлежат государственной защите.

ГЛАВА 8. Судебная власть. Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности

Статья 77.

Правосудие в области осуществляется только судами, учреждаемыми и действующими в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законами Рязанской области.

Статья 78.

1. Кадры судебных органов области находятся в совместном ведении Российской Федерации и Рязанской области.

2. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области, на территории области могут действовать мировые судьи.

3. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законом Рязанской области.

Статья 79.

Надзор за исполнением законов на территории области осуществляют органы прокуратуры, полномочия, организация и порядок деятельности которых определяются федеральным законодательством.

Статья 80.

На территории области в порядке, установленном федеральными законами, действуют органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции и иных федеральных служб.

Статья 81.

На территории области в порядке, установленном федеральными законами и законами Рязанской области, действуют органы и учреждения юстиции, адвокатура и нотариат.

Статья 82.

В соответствии с федеральными законами и законами Рязанской области на территории области могут быть созданы общественные органы правопорядка и безопасности граждан.



РАЗДЕЛ IV. Местное самоуправление в Рязанской области

ГЛАВА 9. Основы организации местного самоуправления

Статья 83.

1. В области признается и гарантируется как выражение власти народа местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. Муниципальные образования имеют Устав, выборные и другие органы местного самоуправления, муниципальную собственность, местный бюджет.

Статья 84.

1. Местное самоуправление осуществляется на территории Рязанской области в городских, сельских поселениях, в районах как совокупности городских и сельских поселений.

2. Установление и изменение границ муниципальных образований осуществляется в порядке, определенном законом Рязанской области, по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти области и Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций, а также мнения населения соответствующих территорий.

3. Порядок образования, преобразования и упразднения муниципальных образований определяется законом Рязанской области.

Статья 85.

1. Правовую основу организации и деятельности местного самоуправления в области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав Рязанской области, законы и иные правовые акты области, уставы и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

2. Организация деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закрепляется в уставах муниципальных образований.

3. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно, принимается непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления, подлежит регистрации в органах юстиции по Рязанской области и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Статья 86.

Органы местного самоуправления и их должностные лица в соответствии с Уставом муниципального образования по вопросам своего ведения принимают (издают) нормативные и иные правовые акты. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также вводящие налоги и иные общеобязательные платежи, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Статья 87.

1. Местное самоуправление осуществляется населением в формах непосредственной демократии путем местного референдума, муниципальных выборов, собраний (сходов) граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, а также через представительные и другие органы местного самоуправления.

2. В соответствии с законами Рязанской области, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на территории области допускается территориальное общественное самоуправление на части территории муниципального образования.

3. Наряду с предусмотренными настоящей статьей формами участия населения области в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам, Уставу Рязанской области и законам Рязанской области.

Статья 88.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, действуют публично и под контролем населения. Выборы представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются в соответствии с законами Рязанской области. Формирование иных органов местного самоуправления производится в соответствии с уставами муниципальных образований.

Статья 89.

Вопросами местного значения являются вопросы обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, отнесенные федеральными законами и законами Рязанской области к предметам ведения местного самоуправления.

Статья 90.

1. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами Рязанской области на договорной основе с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. С согласия органов местного самоуправления наделение их отдельными государственными полномочиями может производиться на безвозмездной основе. Реализация переданных полномочий подконтрольна соответствующим государственным органам.

Статья 91.

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями, учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

4. Муниципальная собственность передается муниципальным предприятиям и учреждениям на правах оперативного управления или хозяйственного ведения.

Статья 92.

Органы государственной власти области создают условия для развития муниципальных образований, местного самоуправления с уровнем обеспечения не ниже бюджетной обеспеченности и стандартов экономического и социального развития по области, предоставляют им обоснованные экономические льготы.

Статья 93.

1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами по основаниям и в порядке, установленным федеральными законами, законами Рязанской области и уставами муниципальных образований.

2. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами, а также в соответствии с условиями договоров о передаче отдельных государственных полномочий.

3. Муниципальные образования несут гражданско-правовую ответственность наравне с другими участниками гражданских правоотношений.

Статья 94.

Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Рязанской области и законами Рязанской области. Местному самоуправлению в Рязанской области гарантируется защита от последствий социальных конфликтов, аварий и катастроф в соответствии с федеральными законами и законами Рязанской области.



РАЗДЕЛ V. Экономическая и финансовая основа развития Рязанской области

ГЛАВА 10. Основы экономической системы области

Статья 95.

1. Основу экономической системы области составляют государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

2. В области гарантируется равенство всех видов собственности, обеспечиваются условия их развития и защиты.

Статья 96.

Собственность области составляют:

а) природные ресурсы (земля, недра, леса, водоемы, растительный и животный мир и другие), за исключением объектов, отнесенных к федеральным и иным видам собственности;

б) предприятия, учреждения, организации и другие объекты хозяйственного и социально-культурного назначения, приобретенные на средства области, переданные области федеральными органами, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;

в) имущество областных органов власти;

г) средства областного бюджета, средства внебюджетных и валютных фондов Рязанской области;

д) иное имущество, поступившее в собственность области в установленном законом порядке.

Статья 97.

1. Государственная собственность области формируется путем:

а) передачи объектов федеральной собственности;

б) создания и приобретения объектов (в том числе ценных бумаг, долей, финансовых активов и др.) за счет средств области;

в) передачи объектов собственности от органов местного самоуправления;

г) иных способов приобретения собственности, не запрещенных федеральным законодательством.

Объектами, находящимися в государственной собственности области, управляет администрация области в порядке, установленном действующим законодательством.

2. Муниципальная собственность формируется путем:

а) передачи объектов областной государственной собственности;

б) создания и приобретения объектов (в том числе ценных бумаг, долей, финансовых активов и др.) за счет муниципальных средств;

в) иных способов приобретения собственности, не запрещенных действующим законодательством.

Статья 98.

1. Земля в области может находиться в федеральной, областной, муниципальной собственности, собственности граждан и собственности юридических лиц.

2. Владение, пользование и распоряжение землей не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.

3. На основании Земельного и Градостроительного кодексов, федеральных и областных законов определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Собственник земельного участка, отнесенного к таким землям, может осуществлять права владения и пользования своим участком в пределах, определяемых его назначением.

Статья 99.

Определение перечня и установление статуса федеральных земельных и других природных ресурсов на территории области производятся в соответствии с действующим законодательством.

Статья 100.

1. Пользование и распоряжение земельными и другими природными ресурсами не могут осуществляться в ущерб интересам населения и будущих поколений жителей области.

2. Правовое регулирование земельных, лесных, водных отношений, отношений по использованию и охране недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, градостроительства осуществляется с целью обеспечения рационального использования и охраны природных ресурсов, охраны и улучшения окружающей среды.

Статья 101.

1. Органы исполнительной власти области вправе проводить приватизацию объектов собственности без ущерба для интересов государства и населения.

2. В соответствии с федеральными законами и законами Рязанской области допускается переход в собственность области предприятий и учреждений иных организационно-правовых форм.

Статья 102.

1. В области гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с законодательством любых форм предпринимательской деятельности, обеспечиваются экономическая свобода и конкуренция, осуществляется антимонопольное регулирование.

2. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления не вправе вводить не предусмотренные законом ограничения для хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и граждан. Органы государственной власти области способствуют развитию малого предпринимательства, возрождению народных ремесел и промыслов.

3. На территории области обеспечиваются свободное перемещение товаров, информации, финансовых средств и иного имущества при соблюдении федерального законодательства и законов Рязанской области.

ГЛАВА 11. Финансовая система области

Статья 103.

1. Финансовые ресурсы Рязанской области состоят из областных и муниципальных финансовых ресурсов.

2. Областные финансовые ресурсы включают в себя:

а) средства областного бюджета (налоговые и неналоговые поступления в доходы бюджета, заемные средства), валютного фонда Рязанской области;

б) средства территориальных государственных внебюджетных фондов;

в) государственные ценные бумаги;

г) ассигнования из федерального бюджета Российской Федерации;

д) другие финансовые средства.

3. Муниципальные финансовые ресурсы включают в себя:

а) средства местного бюджета (налоговые и неналоговые поступления в бюджеты, заемные средства);

б) государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

в) ассигнования из федерального бюджета Российской Федерации и из областного бюджета Рязанской области;

г) другие финансовые средства.

Статья 104.

1. Финансовые ресурсы области могут объединяться на договорной основе с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации.

2. Юридические и физические лица могут своими средствами участвовать в финансировании социально-экономических программ.

Статья 105.

Бюджетная система Рязанской области является составной частью бюджетной системы Российской Федерации и представляет основанную на экономических отношениях и законодательстве совокупность областного бюджета и местных бюджетов.

Статья 106.

1. Бюджетный процесс представляет регламентированную действующим законодательством деятельность органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Рязанской области, утверждению и исполнению бюджетов и территориальных государственных внебюджетных фондов Рязанской области и контролю за их исполнением.

2. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов между федеральным, областным и местными бюджетами посредством:

нормативных отчислений от регулирующих доходов;

дотаций и субвенций;

финансовой помощи из средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и Фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

средств, поступающих по взаимным расчетам из федерального и областного бюджетов.

3. Порядок зачисления налогов и сборов в областной и местные бюджеты, регулирования областного бюджета и бюджетов муниципальных образований определяется действующим законодательством.

4. Органы государственной власти Рязанской области и органы местного самоуправления вправе вводить налоги и сборы в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Статья 107.

Территориальные государственные внебюджетные и валютный фонды Рязанской области находятся на специальных счетах в банковских учреждениях. Целевое назначение фондов, порядок формирования и их расходования определяются действующим законодательством.



РАЗДЕЛ VI. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений вУстав Рязанской области

ГЛАВА 12. Порядок принятия и изменения Устава

Статья 108.

Устав Рязанской области принимается областной Думой, подписывается главой администрации области и председателем областной Думы. Устав области считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного состава депутатов областной Думы.

Статья 109.

Настоящий Устав вводится в действие в порядке, предусмотренном Законом Рязанской области `О введении в действие Устава Рязанской области`.

Статья 110.

1. Предложения о внесении поправок в Устав Рязанской области могут вносить:

а) не менее одной трети депутатов от установленного состава областной Думы;

б) глава администрации области.

2. Предложения о внесении поправок в Устав области направляются в областную Думу с обязательным представлением проекта закона.

3. Повторное внесение отклоненного предложения о поправках к Уставу области допускается не ранее, чем через год после отклонения предложения.

Статья 111.

1. Изменения и дополнения в Устав области принимаются областной Думой, подписываются главой администрации области и вступают в силу со дня официального опубликования.

2. Изменения и дополнения к Уставу считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей депутатов от установленного состава областной Думы.

Статья 112.

Изменения и дополнения в Уставе Рязанской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.


Глава Администрации Рязанской области
В.Н.ЛЮБИМОВ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован