18 марта 2008
2549

Уступки, которые не может позволить Медведев



Двухдневные московские переговоры Россия-США в формате "два плюс два" (министры иностранных дел и обороны), как и предполагалось, никаким прорывом по самым острым проблемам - противоракетному щиту США в Польше и Чехии, будущему контроля над вооружениями - не запомнятся. Достичь согласия по ПРО и будущему ограничения стратегических наступательных вооружений, как заявил после переговоров 18 марта глава МИД России Сергей Лавров, не удалось, хотя "некоторые озабоченности были сняты...". "Консультации продолжатся", добавила госсекретарь США Кондолиза Райс. В общем - обычные дипломатические эвфемизмы, которыми всегда объясняют недостаток света в конце тоннеля.

Похоже, что главной целью американских министров - Кондолизы Райс и Роберта Гейтса - было "посмотреть" Дмитрия Медведева, попытаться уловить некие признаки того, что на международной арене новый президент будет действовать иначе, чем прежний, станет сговорчивей и мягче. И даже, в некотором роде, подвигнуть его на такую мягкость. Причем Вашингтон очень хочет, чтобы она проявилась как можно скорее.

Даже не намек, а прямую подсказку к этому дала госсекретарь Кондолиза Райс в беседе с журналистами еще на борту самолета, который нес ее в Москву. Русские, сказала она, "внимательно следят за сезоном выборов в США и надеются заключить сделку или, по крайней мере, продвинуться вперед, пока Белый дом занимают те, кто им знаком". "В целом люди хотят сделать как можно больше сейчас, поскольку чутье говорит им, что американская политика готовится стать непредсказуемой". Со стороны всегда осторожной Конди так откровенно передергивать факты - это явный перебор. У Москвы-то как раз и нет никаких резонов куда-либо спешить с согласием на американские планы "третьего щита" ПРО в Чехии и Польше. Ведь пока совершенно не видно, чтобы к власти пришел еще более крутой сторонник такого щита, чем нынешний, значит спешить некуда. А если учесть, что все новые администрации вносят изменения в планы ушедших, то спешить и вовсе некуда.

Вообще довольно странно, что на Западе так надеются на отход Медведева от прошлогодней мюнхенской речи Путина, в которой он твердо определил основные интересы России в современном мире.

Самое интересное в том, что если Дмитрий Медведев действительно стремится к либерализации во внутренней политике, он и не может себе одновременно позволить уступчивость во взаимоотношениях с западными партнерами. Это один из парадоксов сегодняшней России. Исторически сложилось так, что "сильная рука" в нашей внутренней политике обычно поддерживала жесткость российской позиции на международной арене. И, соответственно, наоборот. США привыкли к этому. Это соответствует их мировосприятию. Поэтому неудивительно, что предвыборные либеральные выступления Медведева породили в Европе и Америке предположение, будто при новом президенте Россия будет сговорчивее. Многим до сих пор трудно представить ситуацию, когда внутри страны оттепель есть, но на отстаивании внешнеполитических интересов России она не сказывается.

Принцип "свобода лучше, чем несвобода" может реально работать в экономике, но совершенно необязательно должен быть применим к сфере международной. Внутренняя экономическая (и прочая) несвобода может обернуться экономическими проблемами, социальным недовольством и падет на голову новоизбранного президента. В глазах миллионов россиян это станет только новым подтверждением сложившихся стереотипов, доказательством, что "несвобода" все-таки лучше. Одни будут обвинять Медведева. Другие - Путина, но только в том, что он неправильно выбрал преемника, доверился человеку с "прозападными" взглядами...Ясно, что Медведев, не сможет себе позволить уступчивость во внешней политике. Иначе представления о демократических ценностях как "инструментах влияния Запада" закрепятся в нашем обществе уже не просто надолго, а навсегда.

Для тех западных кругов, которые привыкли мыслить в рамках старых схем, есть опасность неверно оценить положение. Внешнеполитическая линия Путина только Западу представляется жесткой, а, по мнению большинства россиян, включая оппозицию, - рациональна, справедлива и необходима. Крупный бизнес тоже доволен тем, как Путин отстаивал его интересы на международной арене; даже если контролирующие российскую экономику сверхкорпорации хотят каких-то перемен во внешней политике, то не в сторону уступчивости, а наоборот. И новый президент России не может это не учитывать.

Конечно, есть фактор личных отношений. Если бы США пошли на компромисс в вопросах ПРО, СНВ и ДОВСЕ раньше, это воспринималось бы как победа Путина. Если бы чуть позже, после инаугурации Медведева, - как реверанс новому президенту, сделанный в какой-то мере в противовес Путину. А если бы сейчас, то оба российских президента, несомненно, оценили бы своевременность шага. Увы.

Григорий Меламедов.

18/03/2008
РИА Новости.
http://www.rian.ru/analytics/20080318/101624129.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован