30 июля 2002
326

Увидит `Су` Бразилию лишь в старости своей

В последнее время наши оружейные купцы терпят облом за обломом. На этот раз дурная весть пришла из Бразилии. Новый российский многофункциональный истребитель Су-35 `вылетел` из тендера, объявленного ВВС этой страны на покупку 24 боевых самолетов. Напомню, в марте от Су-35 отказалась Южная Корея. Заработать там можно было примерно 3,2 млрд долларов. Бразильский заказ оценивается меньшей суммой - около 2,5 млрд долларов. Но тоже, мягко говоря, деньги. Одних этих двух контрактов хватило бы `Рособоронэкпорту` для выполнения годового плана.

России по-прежнему приходится довольствоваться только двумя крупными оружейными рынками - индийским и китайским. Да еще у нас берут далеко не новые истребители МиГ-29 такие страны, как Судан, Йемен и Мьянма (Бирма). С продажей новой техники большие проблемы. Причем техники авиационной, традиционно имевшей за рубежом высокую репутацию.

На днях от одного высокопоставленного сотрудника Комитета по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами я услышал: `Если мы не изменим принципы торговли оружием, то лет через пять потеряем и уже завоеванное нашей боевой техникой валютное пространство`. О чем идет речь? Разберемся на примере того же Су-35. По общим оценкам зарубежных экспертов, это самолет, который отвечает всем требованиям современной боевой авиации. Потенциальных покупателей этой машины устраивают ее тактико-технические характеристики и цена. В Корее, как говорит наш источник, против России сыграло то обстоятельство, что для ранее поставленной сюда российской боевой техники наши предприятия не смогли организовать сервизное обслуживание. Сеул, к примеру, покупал танки Т-80У и боевые машины пехоты БМП-3. Теперь эти машины выведены в резерв. Повторять подобные ошибки на авиационном фронте южнокорейцы не хотят.

Бразилия тоже не новичок среди партнеров российских оружейных купцов. Военно-техническое сотрудничество между нашими странами развивается уже десять лет. И нельзя сказать, что нет на этом поприще успехов. Но самая крупная сделка за все годы - это продажа бразильцам 112 переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) `Игла` на 10 млн долларов. Прорыв российских истребителей в небо Латинской Америки мог состояться лишь при условии организации в Бразилии сборки `Су`. Но в Москве к такому предложению оказались не готовы. Мы, похоже, настроены только на один вариант торговли - быстро сбыть партию товара, а там хоть трава не расти. Обстоятельного, глубокого врастания в местные ВПК, как это делают США, Германия, Франция и другие производители оружия и боевой техники, Россия, судя всему,и не планирует.

Западные концерны имеют значительные доли в бразильском ВПК. Поэтому возможности бразильского правительства в выборе вооружений ограничены. И вовсе не случайно в тендере победил французский самолет Mirage-2000-5. Это было легко предвидеть: ведь 20 процентов бразильского авиазавода Embraer принадлежит группе французских компаний во главе с фирмой Dassault - головным разработчиком Mirage-2000-5. А французский опыт технического обслуживания самолетов уже давно внедрен в бразильских ВВС.



И Малайзия тоже пока лишь посажена на `Иглу`. Здесь `Рособоронэкспорт` продвигал не менее семи сделок, но удалось заключить лишь один контракт - опять же по ПЗРК. Наша прибыль - около 50 млн долларов. В то же время вчистую проигран танковый тендер, а его стоимость - 300 млн долларов. Суперсовременные Т-90С, которых пока нет в Вооруженных силах РФ, даже проходили показательные испытания под малайзийскими пальмами. Но все напрасно. Куала-Лумпур выбрал польские РТ-91, хотя они представляют собой всего лишь модификацию еще советских танков Т-72М1. Поляки опередили бывших союзников по Варшавскому договору в предложениях по сервиcному обслуживанию.

Мимо Малайзии проплывут и дизель-электрические подлодки проекта 636, разработанные питерским КБ `Рубин`. Переговоры по ним велись лет пять, но малайзийское военное ведомство так и не получило от Москвы дельных предложений по созданию береговой инфраструктуры для субмарин. Поэтому в итоге и было принято решение отказаться от услуг российского военпрома и закупить у французов три лодки класса Scorpene. А это означает, что наша страна не получит еще 1,5-1,8 млрд долларов.

Чтобы хоть как-то уменьшить потери из-за надвигающего кризиса в оружейном бизнесе, Комитет по ВТС решил расширить число фирм и заводов, имеющих право поставлять военный ЗИП (запчасти) за рубеж. В администрацию президента уже отправлен проект указа со списком в 50 предприятий, которые получат право заключать экспортные контракты минуя нерасторопного посредника в лице `Рособоронэкспорта`. Это, конечно, полумера. Российскому военному экспорту нужны радикальные перемены.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован