Эксклюзив
21 января 2013
4569

В 2012 году на постсоветском пространстве активно развивалась разноуровневая модель интеграции...

Прошедший 2012 год явился крайне важным с точки зрения развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Фактически с начала года начал реализовываться совместный интеграционный проект Таможенного Союза (ТС), объединяющий три государства: Белоруссию, Россию, Казахстан. В перспективе ТС планируется преобразовать в Единое экономическое пространство (ЕЭП), а затем - в Евразийский Союз, представляющий более высокий уровень интеграционного взаимодействия.

Приоритетными направлениями интеграционного сотрудничества в рамках указанных интеграционных объединений является обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы на пространстве государств-участников, а в по следующем - проведение согласованной макроэкономической и валютной политики. Соглашениями определено, что государствам ЕЭП необходимо согласовать свои макроэкономические показатели, в будущем планируется переход на единые тарифы транспортировки нефтегазовых трубопроводных систем.

Прошедший год закрепил основные тенденции интеграционного сотрудничества, которые развивались на протяжении 2000-х годов - на постсоветском пространстве активно развивалась разноуровневая модель интеграции. В этих условиях российское руководство сделало основной акцент на деятельность в рамках интеграционных проектов созданных при участии России: ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП и ОДКБ.

Важной проблемой в рамках интеграционного взаимодействияв прошедшем году стало определение организационной управленческой структуры в рамках интеграционных структур. В качестве координирующего надгосударственного органав рамках ТС и ЕЭП выступает Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). ЕЭК стала единым постоянно действующим наднациональным органом ТС и ЕЭП. При этом вышестоящим органом для комиссии является Высший Евразийский экономический совет, который собирается на уровне глав правительств и глав государств.

Необходимо подчеркнуть, что в правовом отношении вышеуказанные интеграционные структуры не являются международными организациями, субъектами международного права. Организационная структура ТС и ЕЭП является достаточно неопределенной: организации созданы в рамках ЕврАзЭС, но не являются частью ЕврАзЭС, а представляют новые структуры интеграционного взаимодействия.

В прошедшем году происходило постепенное определение вектора интеграционного развития - к 2015 году планируется создание Евразийского Союза, который заменит многочисленныеформаты экономического взаимодействия в рамках ЕврАзЭС. В этих условиях интеграционные процессы в рамках Сообщества фактически повторяют модель Европейского Союза (ЕС), который в своем развитии последовательно проходил разные стадии интеграционного взаимодействия. Одновременно предпринимались попытки укрепления сотрудничества в рамках ШОС, переживающий трансформационные процессы, и превратившись в универсальную Организацию, в рамках которой развиваются различные форматы взаимодействия.

В 2012 году отмечались и попытки усиления интеграционного потенциала СНГ. К настоящему времени роль СНГ в развитии сотрудничества стран-участниц минимальна, различные исследования показывают сокращение экономических, торговых, военных, культурных связей между постсоветскими государствами. В рамках данной Организации развивается преимущественно модель двустороннего сотрудничества. В этих условиях роль СНГ важна, в первую очередь, как формат встречи руководителей государств-участников. Так же прослеживались попытки усилить экономический интеграционный потенциал Содружества, в рамках которого запускается проект создания зоны свободной торговли на пространстве СНГ. Важным событием 2012 года стало вступление России в ВТО, в связи с которым возникает необходимость синхронизации интеграционных процессов на постсоветском пространствеи согласование интересов интеграционных объединений на постсоветском пространстве с членством государств-участников СНГ в ВТО.

Россия продолжили линию на активизацию политики в энергетической сфере, которая была направлена на укрепление позиций "Газпрома" и российских нефтяных компаний с целью сохранения российского влияния и монополии на транспортировку углеводородов. При этом российские энергетические интересы на пространстве СНГ вступают в противоречие не только со странами Запада, но и с Китаем. Туркменистан является одной из ключевых энергетических стран, где сталкиваются интересы России, ЕС, США и Китая. Например, Россия активно выступает против строительства Транскаспийского трубопровода и проекта "Набукко", реализация которых позволит обеспечить газовые поставки в Европу в обход России. В декабре 2012 года произведен запуск альтернативного пророссийского проекта "Южный поток", призванного укрепить российское влияние в странах Южной и Центральной Европы.
Таким образом, Россия в прошедшем 2012 году значительно активизировала экономическую политику на постсоветском пространстве, направленную на укрепление позиций российских компаний на пространстве СНГ и на защиту российских экономических интересов в регионе.

Таким образом, Россия пытается выстроить новую систему отношений с постсоветскими странами, основанную на новой концепции развития, т.е. проведения комбинированной политики, сочетая сотрудничество в одних областях, с противодействием в других.
В этой связи, важнейшей дилеммой для российской дипломатии на протяжении всего 2012 года оставались отношения с внерегиональными акторами и интеграционными проектами с участием государств-нерезидентов СНГ.

Россия также определилась и с концептуальной позицией внешней политики - сотрудничество с КНР в сфере безопасности при сохранении дистанции в отношении западных партнеров и конкуренция со всеми игроками в экономической сфере. В прошедшем 2012 году происходило сближение позиций России и Китая в области экономического взаимодействия. Подобная линия, судя по всему, сохранится и в обозримой перспективе.

Вячеслав Лапидус в эксклюзивном интервью www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован