25 февраля 2011
4245

В эффективной экономике должна быть рачительная финансовая политика

Большинству ученых и практиков совершенно очевидно - Россия стоит перед стратегическим выбором: продолжить развитие как сырьевой источник развитых стран и жить на избыточную сырьевую ренту, сжав перерабатывающую промышленность до уровня, минимально необходимого сырьевому сектору, или провести глобальную модернизацию экономики в направлении развития инновационных секторов, став реальным участником клуба развитых стран мира. Россия не может быстро перескочить из сырьевой экономики в инновационную, более того, она не сможет построить инновационную экономику без опоры на финансовые ресурсы сырьевого сектора, но она должна сейчас сделать выбор и начать строить новую экономику, основанную на эффективном, рачительном использовании как внутренних, так и внешних инвестиционных источников. Почему сейчас? Потому что мировой финансово-экономический кризис предоставляет России уникальный шанс воспользоваться кризисным состоянием экономик большинства развитых и развивающихся стран мира.
Попробуем выделить, на наш взгляд, самые существенные причины проблем экономики России:
сохранение сырьевой основы национальной экономики (в настоящее время, как это ни печально, единственным реальным источником ресурсов для выхода из кризиса является энерго-сырьевой экспорт);
высокие инфляция и реальный дефицит бюджета, сопряженные со значительными объемами некредитной эмиссии;
низкий уровень трудовых доходов населения в ВВП;
высокий уровень в ВВП налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
крайне низкий уровень сбережений и инвестиций;
отсутствие системы институциональных источников инвестиций;
в основном, спекулятивный и краткосрочный характер иностранных заимствований;
отсутствие системы (а не отдельных госкорпораций) государственных институтов развития и рефинансирования в основных отраслях экономики;
слабость, непрозрачность и высокорискованность банковской системы;
низкий уровень открытости и значительный объем теневого сектора в национальной экономике;
значительная изношенность основных производственных фондов и низкая производительность труда;
чрезмерная затратность экономики по энергии, материалам и накладным расходам;
критический уровень монополизации экономики;
высокая степень криминализации бизнеса и коррупции в его отношениях с государством.
Народная мудрость гласит: нет худа без добра. Не было бы такого глобального мирового кризиса, мы не смогли бы так остро осознать порочность и неэффективность российской экономической модели. Не накопи правительство резервы (конечно, накопили запредельно избыточные), не было бы в стране социально-политической стабильности. И даже сырьевой гиперсектор может сейчас сыграть важнейшую роль в финансовом обеспечении инновационного развития экономики России.
Попробуем сформулировать предложения и рекомендации по преодолению имеющихся реальных и потенциальных угроз для экономической безопасности России, модернизации сырьевой экономики и ее выводу на устойчивый инновационный путь развития:
1)с участием научной общественности и бизнес-сообществ разработать 20-летнюю Стратегию социально-экономической модернизации России, придав этому документу статус государственного индикативного плана; изменения в Стратегию вносить каждые 5 лет после проведения Всероссийского экономического совещания с широким представительством, в ходе которого формировать национальную пятилетнюю программу развития;
2)создать необходимые правовые, финансовые и организационные условия формирования в России финансового центра мирового уровня, обеспечивающего прямые иностранные инвестиции в достаточных для модернизации экономики объемах;
3)подготовить и реализовать программу использования избыточной сырьевой ренты, накапливаемой в национальном фонде развития, в целях финансирования развития инфраструктуры и перевода экономики на инновационный путь развития;
4)организовать эффективную национальную систему финансового контроля: государственный контроль - органы Счетной палаты, внутренний контроль - ведомства и предприятия, независимый контроль - аудиторские компании;
5)кардинально изменить законодательство о собственности и добыче полезных ископаемых - полезные ископаемые должны находиться в собственности государства до момента их продажи государством после добычи, а разведку, добычу, транспортировку и переработку могут вести частные и государственные подрядные компании;
6)единую государственную денежно-кредитную политику формировать в аппарате Президента РФ и проводить исключительно в целях обеспечения эффективного и стабильного экономического развития (а не только ради подавления инфляции);
7)не допускать резких колебаний и существенного укрепления (более 5% в год) курса рубля относительно корзины основных валют; свободно плавающий курс рубля может быть установлен только после полномасштабного запуска в России международного финансового центра;
8)избыточную экспортную сырьевую ренту Правительству изымать в иностранной валюте и оперировать ею в соответствии с денежно-кредитной политикой и общими правилами валютных операций на открытом рынке;
9)создать стимулирующую экономическое развитие регионов и муниципалитетов систему налогообложения: предприятия должны платить налоги по месту своей деятельности (а не регистрации), а граждане - по месту жительства (регистрации);
10)расходы бюджета на социальные нужды и развитие экономики должны быть сбалансированными и не допускать снижения экономической активности и производства добавленной стоимости, являющейся основой формирования бюджета;
11)вся система доходов и расходов бюджета должна быть абсолютно прозрачной для граждан; крупные бюджетные проекты и программы (более 50 млрд. рублей) должны утверждаться квалифицированным большинством обеих палат Парламента РФ, особо крупные (более 100 млрд. рублей) - так же с участием парламентов субъектов Федерации, а крупнейшие (более 200 млрд. рублей) - только на всенародных референдумах;
12)установить минимальную оплату труда для различных категорий работников и отраслей (использовать значительный иностранный опыт), стимулировать внутреннюю миграцию трудовых ресурсов, обеспечить качественную внешнюю трудовую иммиграцию;
13)в рамках государственно-частного партнерства реализовать специальную программу формирования эффективной системы институциональных инвесторов и институтов развития во всех ведущих отраслях экономики, а также для малого и среднего бизнеса;
14)распространить систему страхования вкладов граждан на их вложения в финансовые активы на организованном фондовом рынке; сформировать в банках инвестиционно пригодные долгосрочные вклады граждан, в частности, за счет придания сберегательным сертификатам качества ценной бумаги в полном объеме и введения специальных накопительных счетов под ипотеку и приобретение жилья;
15)установить жесткие ограничения на рост тарифов и цен монополий (не более 3/4 от официальной инфляции), жестко увязав их с ростом рентабельности деятельности и производительности труда; такие же требования применять ко всем получателям средств государственной поддержки;
16)подготовить специальную программу социально-экономической модернизации моногородов и создать государственное агентство по реорганизации, санации и банкротству градообразующих и моноотраслевых предприятий;
17)предоставить Агентству по страхованию вкладов право выкупа и санации проблемных активов кредитных организаций на возмездной основе;
18)перед Российским банком развития поставить задачу формирования федерального холдинга из числа малых (с капиталом до 1 млрд. руб.) региональных банков; в федеральных округах на базе объединения региональных госбанков создать межрегиональные банки развития;
19)создать специализированный земельно-строительный банк в целях обеспечения финансирования строительных и инфраструктурных проектов;
20)обеспечить эффективную правовую и судебную защиту прав собственника и кредитора, создать единую федеральную систему регистрации залогов недвижимого и движимого имущества;
21)разорвать порочный круг взаимосвязи коррупции и теневой экономики - обязать всех совершеннолетних граждан России ежегодно сдавать декларацию об имуществе и доходах (незадекларированные имущество и доходы подлежат изъятию в доход государства по решению суда);
22)в целях укрепления государственного финансового контроля на базе Федеральной службы по финансовому мониторингу создать специальную секретную службу по борьбе с коррупцией и финансовыми преступлениями;
23)необоснованные проверки и претензии органов государственного контроля в отношении граждан и организаций должны караться уголовной и административной ответственностью и крупными штрафами.

Главное сегодня: не растерять, а аккумулировать все те преимущества, которые у России были и которые ей предоставил мировой кризис; сформулировать понятную всем слоям общества и в целом поддерживаемую ими единую государственную экономическую политику на долгосрочный период; создать комфортные условия развития гражданского общества и бизнеса; обеспечить открытое и справедливое распределение общественных благ; исправить вопиюще негативные для граждан решения 90-х годов.

Гамза В.А.
Профессор, директор Института финансово-экономических исследований
Финансовой академии при Правительстве РФ,
вице-президент Ассоциации региональных банков России
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован