07 ноября 2006
1350

В Хакасии завершились Всероссийские педагогические чтения

В прошедшие выходные в Хакасии прошли Всероссийские педагогические чтения "Гуманная педагогика: Истина Школы" (Сибирский регион).
В чтениях принимал участие известный российский педагог-гуманист Шалва Амонашвили. Напомним, что в Хакасии с марта 2006 года действует общественная организация "Центр гуманной педагогики Республики Хакасия". Эта организация была создана на основе Лаборатории гуманной педагогики, которую предложил открыть в свой предыдущий визит в нашу республику в 2003 году известный педагог, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, руководитель Международного Центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили.
Как сообщает ИА "Хакасия", 4 ноября состоялось пленарное заседание чтений, на котором с приветствием к участникам форума выступили первый заместитель министра образования и науки РХ Надежда Балахчина, проректор по научной работе ХГУ им. Катанова Андрей Попов, член координационного совета Центра гуманной педагогики РХ Алла Крайсветняя.
Также перед гостями выступил Шалва Амонашвили. В своем выступлении он подчеркнул необходимость "спасения детства", гуманного отношения к детям, чье будущее зависит не только от поведения их родителей и учителей, но и от каждого человека: "Наши дети остаются вне нашего внимания - государства, общества в целом, а отчасти даже учителей. В этих условиях, конечно, нам нужно принимать особые меры, чтобы это поколение выросло достойным. Время летит быстро, но не успеешь оглянуться, наступят 30-е, 50-е годы. И то поколение детей, которое сейчас учится у нас, возьмет в свои руки бразды правления страной. Для нас не все равно, что будет после нас - потоп или рай".
Педагоги, специалисты и руководители управлений образованием, методических служб Хакасии, Красноярского края, Кемеровской области, Республики Тыва, а также преподаватели и студенты Хакасского госуниверситета приняли участие в работе четырех круглых столов: "Куда мы устремляем ребенка?", "Школа - храм гуманности", "Школа - хранительница национального духа и культуры" и "Защита и спасение детей - Истина Школы".
Особым вниманием участников пользовался последний круглый стол, на котором обсуждались такие проблемы, как предостережение детских суицидов, профилактика совершения несовершеннолетними преступлений, причины детского бродяжничества. Участники выступали с докладами и делились собственным опытом по работе с "трудными детьми". Так, воспитатель детского дома "Елочка" Елена Карасева предложила корректировать негативные влияния на ребенка через "экологию отношений", когда педагог сознательно избегает прямого воспитательного воздействия, а действует по принципам ассоциации, социального доказательства. Учитель начальных классов абаканской школы N 1 Ольга Карпушева представила систему самоуправления "Маленькая страна". В младших классах ребята создают собственную конституцию, которая регулирует взаимоотношения в классе и учит гражданской дисциплине. Она отметила, что после того, как был создан проект конституции класса, ребята и пришли к выводу, что в ней может быть намного меньше правил - уже в таком юном возрасте детям близки правила морали.
Картина уникальных разработок учителей, попытки поделиться своим положительным опытом создали идиллический образ, ведь если все так прекрасно и эти проекты дают реальные результаты, то откуда же берутся проблемы? Специалист комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве РХ Елена Баландина подчеркнула, что проверки работы воспитательных учреждений республики с "трудными детьми", малолетними преступниками и правонарушителями показали, что зачастую не проводится глубокая диагностика этих ребят, не ведутся в должной мере личные дела школьников и воспитанников детских домов, воспитательная работа проводится только "для галочки". Кандидат педагогических наук Ольга Гурова также посетовала на то, что в деятельности педагогов отсутствует проблемное проектирование, нет попыток сформировать у ребят цели, а потому, и получается, когда ребенок не занят, его легче всего склонить на "плохие" поступки.
Важным итогом работы круглого стола стала мысль о том, что великое значение для развития ребенка имеет Личность его Учителя. От того, какими будут учителя, от их отношения к ребенку, зависит наше будущее.
Надо отметить, что выводы педагогов противоречат представленному положительному опыту работы с детьми. В настоящее время Хакасия занимает далеко не последнее место в России по количеству детских суицидов, по уровню детской преступности.
Каждый зарегистрировавшийся участник Всероссийских педагогических чтений получил благодарность и пожелание творческих успехов в утверждении идей гуманной педагогики. Яркий бланк с печатью Центра гуманной педагогики РХ украсили слова Конфуция: "Зло торжествует только тогда, когда хорошие люди ничего не делают".

07.11.2006
www.regions.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован