03 октября 2007
2054

В.И. Матвиенко представила в Законодательном Собрании проект бюджета Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009-2010 гг.

Губернатор В.И. Матвиенко выступила в Законодательном Собрании по проекту закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Уважаемый Вадим Альбертович!
Уважаемые депутаты!
Сегодня вам предстоит рассмотреть проект бюджета Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009-го и 2010-го годов. Впервые главный финансовый документ определяет стратегию и темпы развития города на весь среднесрочный период.
Совместная, я бы сказала, командная работа над бюджетом исполнительной и законодательной власти - это уже норма политической жизни города. Включение депутатов в бюджетный процесс, начиная с "нулевой" стадии - это уже устоявшаяся практика нашего взаимодействия. За эти годы мы с вами убедились, что только так рождается тщательно выверенный документ, точно сориентированный на решение ключевых задач, от которых зависит развитие города и повышение качества жизни петербуржцев. Я благодарю за это депутатский корпус и в первую очередь бюджетно-финансовый комитет Законодательного Собрания.
Рост бюджета, достигнутый за 4 года, прорыв в финансовой сфере - не повод, тем не менее, надевать розовые очки. Мы остаемся реалистами и прагматиками. Мы отчетливо понимаем масштаб проблем, которые ждут своего решения. И мы обязаны не только предложить эти решения, но и добиться их исполнения. Параметры наших обязательств перед петербуржцами изложены в ежегодном Послании Законодательному Собранию. Финансовые гарантии выполнения этих обязательств заложены в представленном бюджете. Только бюджет, качественно разработанный, вовремя принятый и эффективно исполненный, переводит наши планы в разряд действий. Таково его значение для города, для каждого предприятия и организации, для каждой семьи, для всех наших граждан.
Позвольте проинформировать вас об основных итогах работы городского правительства в области финансово-экономической политики.
В Петербурге продолжается устойчивый рост практически по всем показателям социально-экономического развития. Индекс промышленного производства в первом полугодии 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 110,2%. Это выше аналогичного среднероссийского показателя.
Финансовый результат деятельности крупных и средних компаний за 6 месяцев 2007 года на 25% превысил показатели первого полугодия 2006 года. Наибольший рост достигнут в обрабатывающем секторе, где доминирует машиностроительный комплекс, а также в транспорте и связи, где положительный финансовый результат вырос соответственно на 31% и 39%. Приобретает устойчивый характер позитивная динамика в машиностроении, а также в химическом и металлургическом производствах.
Активная инвестиционная политика города позволила в первом полугодии 2007 года обеспечить рост совокупных инвестиций в основной капитал на 22%, а иностранных инвестиций в реальный сектор экономики - на 25%. При этом прямых иностранных инвестиций поступило более чем в 2 раза больше, чем в первом полугодии 2006 года.
Экономический рост обеспечивает адекватное повышение уровня жизни петербуржцев и снижение масштабов бедности.
Так, реальная заработная плата за 6 месяцев 2007 года выросла по всей совокупности отраслей в среднем на 14%. При этом рост реальной заработной платы в сфере образования не уступает среднему по городу, а в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг превышает его на 17%. Номинальная зарплата увеличились в среднем на 20%.
Прогноз социально-экономического развития города, ориентированный на ускорение экономического роста, позволил сформировать проект бюджета Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009-го и 2010-го годов со следующими параметрами.
доходная часть бюджета в 2008 году составит 294 миллиарда рублей, в 2009 году 333 миллиарда, в 2010 году 378 миллиардов рублей;
расходная часть бюджета в 2008 году составит 324 миллиарда рублей, в 2009 году 360 миллиардов, в 2010 году 401 миллиард рублей.
Таким образом, и доходы бюджета Санкт-Петербурга, и средства, которые будут израсходованы на городские нужды, в ближайшие три года превысят 1 триллион рублей!
Этот прогноз составлен на основе объективных факторов развития городской экономики. В Петербурге сохраняется устойчивый рост объемов производства продукции в ключевых отраслях, рост объемов инвестиций в городские объекты, стабильный рост оплаты труда. В 2010 году бюджет города планируется на уровне 400 миллиардов рублей. По сравнению с 2003 годом он вырастет более, чем в 4 раза.
Рост валового регионального продукта в сопоставимых ценах в 2008 году составит 108,8% по отношению к текущему году, в 2009 году - 109,2%, в 2010 году - 108,6%.
Наибольший удельный вес в доходах бюджета, как и в предыдущие годы, составляет налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, совокупная доля которых в структуре доходной части возрастает от 63% в 2008 году до 67% в 2010 году. Мы полагаем, что доля поступлений от налога на имущество будет увеличиваться так же быстро, как рост доходов бюджета в целом, и сохранится на уровне 5%. И, наконец, одним из важнейших источников остаются доходы от использования городского имущества. Предполагается, что их доля будет на уровне 7-7,5%.
Доходы бюджета Петербурга на одного жителя в 2008 году по сравнению с 2003 годом возрастут почти в 4 раза, (для сравнения: в Москве эта цифра увеличится в 3 раза). И это при том, что бюджетная обеспеченность жителей Москвы в 2003 году превосходила бюджетную обеспеченность жителей Санкт-Петербурга в 1,8 раза. К 2008 году этот разрыв сократился до 1,4 раза.
Наполнение бюджета - это очень важно, но это еще не все. Нужно с умом, то есть максимально эффективно расходовать заработанные средства. Как гласит народная мудрость, "деньги будут твоей госпожой, если не умеешь их правильно тратить, и они будут твоей служанкой, если научишься направлять их на дело". Мы не вправе даже на шаг отступить от жестких принципов расходования бюджета. Я, надеюсь, мы с вами едины в том, что популизму, в том числе предвыборному, здесь не место. Бюджет - это наш общий городской кошелек. И мы ответственны перед жителями города за то, что каждый рубль будет потрачен в их интересах.
Всецело поддерживаю в этой связи проведение открытых общественных слушаний по проекту бюджета. Это новая практика, ее еще предстоит освоить обеим сторонам - и власти, и населению. Но то, то эта практика делает власть открытой, продвигает нас к настоящему гражданскому обществу, - в этом я не сомневаюсь. Нужно учиться аргументировать свою позицию не только в кабинетах Смольного и Мариинского дворца, но и в прямом диалоге с петербуржцами. Более того, в ходе бюджетных чтений необходимо вносить конкретные поправки по обращениям граждан. С такими предложениями я намерена обратиться к вам прямо сегодня.
Основными приоритетами расходования бюджета на 2008 год и плановый период 2009-го и 2010-го годов станут Адресная инвестиционная программа, жилищно-коммунальное хозяйство и социально-культурная сфера
Резкий рост расходов на Адресную инвестиционную программу можно назвать фундаментом, который закладывается в долгосрочное развитие и процветание Петербурга.
В 2008 году инвестиционная программа впервые превысит планку в 100 миллиардов рублей. Это в 10 раз больше, чем вкладывал бюджет в развитие города в 2003 году, и на четверть больше совокупных расходов бюджета четырехлетней давности. За два последних года инвестиционные вложения утроились, а в сравнении с текущим 2007-м годом рост составляет 152%. В целом расходы на Адресную инвестиционную программу в 2008-2010 годах предусмотрены в объеме 311 миллиардов рублей, в том числе на 2008 год - 102 миллиарда рублей. За рамками Адресной инвестиционной программы в бюджете предусмотрены средства на приобретение оборудования для медицинских и образовательных учреждений. Всего по статье "увеличение стоимости основных средств" на 2008 год заложено 119 миллиардов рублей или 37% всех расходов бюджета.
В развитии городской инфраструктуры приоритетом становится строительство бюджетного жилья и социальных объектов, инженерная подготовка территорий для массового жилищного строительства и реализации крупных инвестиционных проектов, развитие транспорта и дорожного хозяйства.
В рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье" расходы на строительство жилья для государственных нужд в 2008-2010 годах превысят 44,5 миллиарда рублей, в том числе в 2008 году эти ассигнования составят более 14,5 миллиардов рублей, что в 2 раза больше, чем в 2007 году.
Для эффективного расходования бюджетных средств строительство жилых домов поручено вести Комитету по строительству. В 2008 году будет построено полмиллиона квадратных метров жилья, в 2009-2010 годах - 1 миллион 600 тысяч квадратных метров. Это необходимое условие для выполнения наших обязательств по предоставлению жилья для льготных категорий очередников, по расселению ветхого и аварийного фонда, по радикальному ускорению целевых программ "Жилье - работникам бюджетной сферы" и "Молодежи - доступное жилье". Мы не вправе допустить и не допустим ревизии установленных показателей ввода бюджетного жилья. Это решающее условие прорыва в жилищной сфере и оно требует от нас полной концентрации ресурсов.
Для своевременного подключения к сетям жилья, социальных и культурных объектов, новых производств в 2008 году планируется направить на развитие объектов инженерной инфраструктуры более 30,5миллиардов рублей, что составляет 140 % к 2007 году.
На инженерную подготовку территорий в 2008 году запланировано более 11,5 миллиардов рублей. Будет продолжено строительство объектов водоснабжения и водоотведения в Южной части города, строительство водоводов в Северно-Приморской части, реконструкция систем водоотведения Правобережной части Невского района, строительство системы подачи воды в западную часть Васильевского острова. Проводимые городом мероприятия по инженерной подготовке позволят обеспечить водоснабжение и водоотведение районов новой жилой застройки "Славянка", "Новая Ижора", "Каменка", "Коломяги", "Северная Долина", а также промышленных объектов в зоне размещения заводов "Ниссан", "Тойота", "Дженерал Моторс".
В 2008 году объекты теплоснабжения будут профинансированы в объеме, превышающем 4,5 миллиарда рублей. На замену и капитальный ремонт изношенных тепловых сетей в 2008 году будет направлено более 3 миллиардов рублей. К 2010 году эта цифра увеличится до 3,7 миллиарда рублей.
На газификацию поселков и пригородов Петербурга в 2008 году будет потрачено более полумиллиарда рублей. В 2010 году эта цифра возрастет в два раза. За три года планируется проложить 141 километр газопроводов и обеспечить снабжение газом более 10,5 тысяч жилых домов.
На реализацию программы развития наружного освещения Петербурга в период 2008-2010 годов выделяется более полутора миллиардов рублей, в том числе в 2008 году - полмиллиарда рублей. За три года планируется модернизировать освещение 70-ти центральных магистралей и 67-ми городских улиц.
На строительство и реконструкцию внутриквартального освещения предусмотрено более полутора миллиардов рублей. Всего за три года планируется выполнить работы по 218 петербургским кварталам.
До конца 2010-го года нам предстоит осуществить громадный скачок в модернизации электроснабжения города. Для ликвидации дефицита энергомощностей в проекте Адресной инвестиционной программы на 2008-2010 годы предусмотрено строительство подстанций для электроснабжения целого ряда районов Петербурга. Это обойдется бюджету более чем в 6 миллиардов рублей, в том числе в 2008 году будет выделено 2 миллиарда рублей. В 2008 году запланирована к вводу подстанция для электроснабжения Юго-Западной части Петербурга, в 2009-2010 годах - две подстанции в Центральном районе и подстанция "Крестовская".
В рамках выполнения обязательств города по реализации инвестиционных проектов в 2008-2009 годах будут осуществлены работы по подготовке территорий, переустройству и выносу инженерных коммуникаций из зоны строительства Западного скоростного диаметра и на участке трассы "Надземного экспресса". На эти цели в 2008-2009 годах предусмотрено выделить почти 2 миллиарда рублей, и половину этой суммы - в 2008 году.
В проекте Адресной инвестиционной программы в полном объеме предусмотрены расходы на реализацию целевых программ, утвержденных Законами Санкт-Петербурга. В 2008-2010 годах они составят более 9 миллиардов рублей, в том числе 2,5 миллиарда рублей - в 2008 году.
В 2008-2010 годах будет продолжена государственная поддержка реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов. Среди них - набережная Обводного канала, реконструкция Суздальского и Приморского проспектов. Финансирование строительства и реконструкции дорог в 2008 году запланировано в объеме более 15 миллиардов рублей.
Крупнейшие концессионные проекты общенационального масштаба - Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель. Петербург стал первым городом в России, который реализует масштабные инфраструктурные проекты на концессионной основе в рамках частно-государственного партнерства. Оба эти проекта, которым присвоен статус стратегических, получили поддержку Инвестиционного фонда России. Минтрансом объявлен открытый конкурс на право заключения концессионных соглашений. Интерес к строительству Орловского тоннеля проявили порядка десяти крупных мировых компаний.
На развитие транспорта в период 2008-2010 годов будет направлено 43 миллиарда рублей, в том числе более 15,5 миллиардов рублей - в 2008 году.
Значительный рост расходов предусматривается на развитие петербургского метрополитена. В 2008 году он получит поддержку на сумму более 13 миллиардов рублей. 2 миллиарда рублей город направит в 2008 году на развитие наземного электрического транспорта. На эти средства будет закуплено 50 трамваев, 70 троллейбусов, 50 автобусов.
Уважаемые депутаты! Мы сохраняем в трехлетнем бюджете его главную доминанту - паритет между целями развития мегаполиса и решением социальных задач. И это принципиально. Город не может "проедать" все, что зарабатывает, не думая о развитии, о будущем. Но строить будущее город не вправе за счет "затягивания поясов", за счет экономии на решении социальных проблем граждан. Мы не должны впадать ни в одну, ни в другую крайность. Вот почему наш бюджет - это одновременно бюджет развития и социально ориентированный бюджет.
В социальной части трехлетнего бюджета есть безусловный, однозначный приоритет. Это средства на реализацию новых жилищных законов Санкт-Петербурга, которые как раз сейчас проходят рассмотрение в Законодательном Собрании. Проще говоря, это средства на обеспечение столь долгожданного прорыва в решении жилищных проблем петербуржцев. Я заявила в ежегодном Послании, что на все время своих губернаторских полномочий считаю это политической задачей No 1. А значит, бюджетные гарантии новой жилищной концепции становятся финансовой задачей No 1.
В трехлетний бюджет закладываются необходимые средства для своевременной и полноценной реализации пяти специальных программ, направленных на улучшение жилищных условий петербуржцев. Так, на реализацию целевой программы "Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения" в 2008-2010 годах предусмотрено более 4,5 миллиарда рублей, в том числе в 2008 году - почти 1 миллиард рублей, что более чем в 2 раза превышает ассигнования 2007 года.
На поддержку молодых семей в рамках программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" в 2008-2010 годах выделяется более 2,5 миллиардов рублей, в том числе 1 миллиард - в 2008 году, что превышает расходы 2007 года почти в 3 раза.
Расходы бюджета на долгосрочное жилищное кредитование в 2008-2010 годах составляют более 3,5 миллиардов рублей, в том числе в 2008 году почти 1 миллиард рублей. Это более чем в 2 раза больше, чем в 2007 году.
В проект трехлетнего бюджета включены расходы на реализацию двух новых целевых программ Санкт-Петербурга: "Расселение коммунальных квартир" и "Жилищные сертификаты" с объемами финансирования в 2008 году соответственно 1,5 миллиарда рублей и почти 1 миллиард рублей.
Объем накопленного за годы и десятилетия недоремонта также невозможно сократить без радикального увеличения финансирования. В 2008 году на эти цели будет выделено более 10 миллиардов рублей, что на 1,4 миллиарда рублей больше показателей текущего года. В качестве иллюстрации только одна цифра: расходы на капитальный ремонт жилого фонда Петербурга в 2008 году на 80% превышают федеральный стандарт.
Беспрецедентная финансовая поддержка в трехлетнем бюджете будет оказана развитию социального комплекса.
Так, на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения за трехлетний период будет направлено более 16 миллиардов рублей, в том числе более 5 миллиардов рублей - в 2008 году. В следующем году мы завершим работы по реконструкции Детской больницы им. К.А. Раухфуса, санатория "Детские Дюны", Гериатрического центра городской больницы No 36 на ул. Комсомола, Госпиталя для ветеранов войны на Народной улице. Планируется также закончить строительство онкологической больницы в поселке Песочный.
В 2008 году продолжится строительство детской поликлиники в Приморском районе, поликлиники для взрослых на Юго-Западе, комплекса зданий для размещения отделения судебно-психиатрической экспертизы на улице Грибакиных. В 2009-м году должны быть введены в строй: здание для перевода противотуберкулезного диспансера No5, отделение скорой медицинской помощи в Пушкинском районе, здание хосписа в поселке Лахта. Начнётся строительство двух новых инфекционных больниц.
В целом расходы на здравоохранение за три года составят 167 миллиардов рублей. В 2008 году на здравоохранение будет выделено 58 миллиардов рублей, что почти на 14 миллиардов рублей или на 31% больше ассигнований 2007 года.
На капитальный ремонт учреждений здравоохранения в 2008 году предполагается выделить более 2 миллиардов рублей. Это на 45 % больше, чем в текущем году.
В 2008 году будет продолжено финансирование целевых программ, направленных на улучшение здоровья горожан. Наиболее финансово - емкой из них является программа развития материально-технической базы службы скорой помощи. В следующем году мы начинаем реализовывать и несколько новых программ. Более миллиарда рублей в 2008 году будет выделено на развитие онкологической службы по профилактике, раннему выявлению и лечению онкологических патологий.
Стратегически важными для города являются расходы на образование. В 2008-2010 годах они составят 140 миллиардов рублей. В 2008 году на эту отрасль будет выделено - 47,1 миллиарда рублей, что на 7 миллиардов или на 17% больше ассигнований 2007 года. Средства на содержание общеобразовательных учреждений рассчитаны с применением подушевых нормативов.
Расходы бюджета на текущий, капитальный ремонт образовательных учреждений и благоустройство пришкольных территорий в 2008-2010 годах составляют 12,5 миллиардов рублей. В том числе в 2008 году они составят почти 5,5 миллиардов рублей.
В рамках проведения летней оздоровительной кампании на ремонт загородных баз отдыха в 2008-2010 годах будут выделено 290 миллионов рублей, в том числе в 2008 году 191 миллион рублей.
Проект бюджета предусматривает увеличение расходов на оказание социальной помощи нуждающимся категориям граждан - в точном соответствии с положениями ежегодного Послания.
Так, предусмотрены средства на выплату пособий на детей семьям, где доход на одного человека не превышает полуторократного прожиточного минимума. Будет повышен на 50% размер ежемесячного пособия на детей школьного возраста.
С 2008 года увеличиваются выплаты на рождение детей: до 15 тысяч рублей - на первого ребенка, 20 тысяч рублей - на второго и 25 тысяч рублей - на третьего.
Расширится число получателей пособий вне зависимости от совокупного дохода. В частности их будут получать семьи, в которых родители - инвалиды I или II группы.
Предусмотрены средства на ежемесячную социальную выплату в размере 1500 рублей матерям, воспитавшим 5 и более детей, по достижении пенсионного возраста.
По результатам публичных слушаний проекта бюджета выношу на ваше рассмотрение два дополнительных предложения в раздел социальной политики.
Первое. Предоставить право на присвоение звания "Ветеран труда" с получением соответствующих льгот для женщин, имеющих непрерывный трудовой стаж 40 лет и мужчин - 45 лет, за исключением лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Второе. Предусмотреть выплату ежемесячной субсидии для семей, имеющих детей, где оба родителя являются молодыми специалистами, работающими в бюджетной сфере. Форму и размер субсидии мы обсудим в рабочем порядке.
Прошу предусмотреть необходимые средства для реализации данных предложений в расходной части бюджета на 2008 и на период 2009-го и 2010-го годов.
На первом месте среди всех отраслей бюджета по темпу роста расходов в 2008 году - сфера культуры. Общий объем ассигнований по этой отрасли в 2008-2010 годах составит более 41 миллиарда рублей. В 2008 году будут выделено более 15 миллиардов рублей, что превышает ассигнования 2007 года на 6 миллиардов рублей или на 66%.
На реставрационные работы в 2008-2010 годах предполагается направить более 11 миллиардов рублей. Из них в 2008 году - 3,5 миллиарда рублей. Это превышает ассигнования 2007 года почти в 1,5 раза или более чем на 1 миллиард рублей. За счет этих средств будут проведены комплексные реставрационные работы в Каменностровском театре, здании Дирекции императорских театров, дворце великого князя Алексея Александровича.
В целом строительство объектов образования, культуры, социального обеспечения за трехлетний период планируется профинансировать в объеме более 18 миллиардов рублей. В 2008 году на эти отрасли направляется 9 миллиардов рублей.
На объекты физкультуры и спорта в 2008-2010 годах выделяется из бюджета 9,5 миллиардов рублей, в том числе в 2008 году - 7 миллиардов рублей. Из них 5,5 миллиардов рублей направляется на строительство нового футбольного стадиона на Крестовском острове, который должен быть построен в следующем году. Это будет футбольная арена 21 века, построенная с учетом самых высших мировых стандартов. "Зенит" нас радует в этом сезоне, мы ждем победы, верим в победу. И новый стадион будет мощным импульсом для развития всего петербургского футбола.
Уважаемые депутаты!
Представленный вам проект бюджета на 2008 год и на плановый период 2009-го и 2010-го годов - это финансовая база основных приоритетов развития города, с которыми я выступала перед Вами полгода назад.
Бюджет сконцентрирован на самых неотложных, самых принципиальных задачах, которые позволят форсированно модернизировать все сферы городского хозяйства и жизнеобеспечения, развивать город стратегически, обеспечить его стабильное будущее как динамичного, конкурентоспособного европейского мегаполиса. И самое главное - дадут возможность петербуржцам почувствовать зримое улучшение качества жизни. Именно для этого мы с вами формируем и принимаем бюджет. Именно для этого и во имя этого мы с вами работаем.
Надеюсь, что представленный проект бюджета пройдет все три чтения без потери темпа.



INFOLine, ИА (по материалам Правительства Санкт-Петербурга) " Advis.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован