07 августа 2007
9677

В.И. Зоркальцев: Правовое становление `Гражданского общества` России (1994-2004 г.) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН `О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях`

ТЕКСТ к 3 чтению

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях

Принят Государственной Думой 9 июня 1995 года
Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на свободное проведение собраний,
митингов, демонстраций, шествий и пикетировании

Граждане Российской Федерации имеют конституционное право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие публичные мероприятия (далее - публичные мероприятия). Реализация этого права регулируется настоящим Федеральным законом.
Под публичным мероприятием понимается открытая, доступная каждому акция, проводимая по воле и инициативе граждан в целях свободного выражения и формирования мнений по различным вопросам общественной и государственной жизни, привлечения к этим вопросам внимания граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений или предъявления к указанным органам и объединениям определенных требований, а также для
провозглашения, защиты или поддержки какой-либо социально значимой инициативы.
Для проведения публичных мероприятий в Российской Федерации не требуется разрешения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц.
Государство, гарантируя право граждан на организацию, проведение публичных мероприятий и участие в них, содействует реализации этого права путем:
создания условий и оказания гражданам помощи в проведении публичных мероприятий со стороны органов исполнительной власти и их должностных лиц;
безвозмездного предоставления гражданам улиц, площадей, парков, скверов, других открытых пространств;
распространения соответствующей информации средствами массовой информации.

Статья 2. Понятия публичных мероприятий, на которые
распространяется действие настоящего
Федерального закона

К публичным мероприятиям, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона, относятся:
собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;
демонстрация - организованное выражение мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни;
митинг - форма собрания для организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан; проводится в заранее определенном месте и в заранее определенное время;
шествие - форма демонстрации, проводимой путем организованного передвижения граждан по заранее определенному маршруту;
пикетирование - форма демонстрации, проводимой путем стационарного размещения граждан у пикетируемого объекта с использованием транспарантов, плакатов и иных средств наглядной агитации; может проводиться без предварительного уведомления, если:
пикетирующие не нарушают движения транспорта, не мешают проходу граждан и располагаются не ближе пяти метров от входов и подъездов пикетируемых объектов;
используются звукоусиливающие устройства совокупной мощностью не более 10 Вт;
манифестация - сочетание различных видов публичных мероприятий;
иные публичные мероприятия.
Публичные мероприятия, проводимые в рамках избирательных кампаний, референдумов, всенародных и народных обсуждений, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Публичные мероприятия, на которые не
распространяется действие настоящего
Федерального закона
Действие настоящего Федерального закона не распространяется:
на организацию и проведение публичных мероприятий в пределах территории или помещения, находящихся в собственности, аренде или ином законном пользовании граждан, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не требует специальных действий по транспортному регулированию и обеспечению безопасности проведения мероприятий;
на публичные мероприятия, проводимые в специально приспособленных для этих целей местах;
на собрания общественных объединений, проводимые в помещениях. Под специально приспособленными местами понимаются помещения, здания, строения, сооружения и территории, функционально предна-значенные для проведения массовых мероприятий.

Статья 4. Распространение действия настоящего
Федерального закона на иностранных граждан
и лиц без гражданства

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право на свободное проведение публичных мероприятий наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением публичных мероприятий, преследующих политические цели, на которые необходимо получить разрешение у главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или у уполномоченного им органа (должностного лица).

Статья 5. Законодательство Российской Федерации
о публичных мероприятиях

Законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях основывается на Конституции Российской Федерации, настоящем
Федеральном законе, а также, на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Регулирование права граждан на публичные мероприятия, его гарантии и установление порядка проведения публичных мероприятий относятся к ведению Российской Федерации.
Ограничения на проведение публичных мероприятий и на участие в них могут быть установлены только федеральным законом.
Защита права граждан на проведение публичных мероприятий осуществляется Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

ГЛАВА II

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Статья 6. Организатор (организаторы) публичного мероприятия

Организатором (организаторами) публичного мероприятия признаются гражданин или группа граждан, указанные в данном качестве в уведомлении о проведении мероприятия и взявшие на себя в письменной форме обязательство по обеспечению его организации, а также лицо (лица), фактически выполняющее организационные функции по подготовке и проведению публичного мероприятия. Лица, признанные судом недееспособными либо ограниченно дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы, не могут быть организаторами публичного мероприятия.
Если инициатором публичного мероприятия выступает общественное объединение, оно определяет организатора (организаторов) данного мероприятия.

Статья 7. Участники публичного мероприятия

Участниками публичного мероприятия признаются граждане, присутствующие на публичном мероприятии в целях участия в нем либо совершающие действия по подготовке и проведению мероприятия по поручению его организатора (организаторов).

Статья 8. Уведомление о проведении публичного мероприятия

Организатор (организаторы) публичного мероприятия обязан направить главе местного самоуправления или главе органа исполнительной власти, в ведении которого находится территория (помещение), заявленная для проведения публичного мероприятия, или уполномоченному им органу (должностному лицу) письменное уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее семи дней до намеченной даты его проведения.
В уведомлении указываются:
цель публичного мероприятия;
форма публичного мероприятия;
маршрут движения участников шествия;
время начала и окончания публичного мероприятия;
предполагаемое количество участников;
фамилии, имена и отчества организаторов, места их жительства;
фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором (организаторами) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
дата подачи уведомления;
номер контактного телефона (при его наличии).
Уведомление подписывается организатором (организаторами) публичного мероприятия.
Организатору (организаторам) не может быть отказано в приеме уведомления, если оно оформлено в соответствии с частью второй настоящей статьи и подается в сроки, установленные частью первой настоящей статьи.
Уведомление о проведении публичного мероприятия необходимо во всех случаях, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Места проведения публичных мероприятий

Публичные мероприятия могут проводиться в любых пригодных для этих целей местах, за исключением мест, использование которых запрещено решениями соответствующих законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К местам, запрещенным для проведения публичных мероприятий, могут быть отнесены:
территории, здания, строения, сооружения, не обеспечивающие безопасности граждан;
места вблизи опасных и вредных производств и объектов, а также транспортных узлов;
мосты, путепроводы, транспортные магистрали, полосы отчуждения железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов и линий высоковольтной электропередачи, пожаро- и взрывоопасных объектов;
территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
территории объектов, имеющих важное нравственно-культурное значение: памятников истории и культуры, кладбищ и культовых сооружений, заповедников, заказников и национальных парков; места паломничества.
Законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления принимают решения, определяющие на подведомственных им территориях места, где публичные мероприятия проводятся без предварительного уведомления главы местного самоуправления (главы органа исполнительной власти).
Перечень мест, запрещенных для проведения публичных мероприятий, а также перечень мест, где публичные мероприятия проводятся без предварительного уведомления главы местного самоуправления (главы органа исполнительной власти), публикуются в местной печати и помещаются на информационных стендах органов местного самоуправления.
Перечень мест, запрещенных для проведения публичных мероприятий, может быть обжалован в суд в установленном законом порядке.



Статья 10. Время проведения публичных мероприятий

Публичные мероприятия могут проводиться с 7 до 23 часов по местному времени.

Статья 11. Организация подготовки и проведения
публичных мероприятий

К организации подготовки и проведения публичных мероприятий
относятся:
ведение предварительной агитации;
изготовление и распространение средств наглядной агитации;
сбор денежных средств для проведения публичных мероприятий;
материально-техническое обеспечение проведения публичных
мероприятий;
другие действия, совершаемые в целях подготовки и проведения
публичных мероприятий.

Статья 12. Предварительная агитация

Организатор (организаторы) публичного мероприятия и иные граждане имеют право беспрепятственно вести агитацию среди граждан, сообщая им место, время, цели проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся мероприятии.
Для ведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты, объявления. Средства массовой информации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, могут распространять сообщения о готовящихся публичных мероприятиях.
В случае запрещения публичного мероприятия его организатор (организаторы) обязан принять меры к прекращению предварительной агитации.

Статья 13. Материально-техническое и организационное
обеспечение проведения публичных мероприятий

Материально-техническое обеспечение проведения публичных мероприятий осуществляется их организаторами и участниками за счет собственных средств, а также средств, собранных для проведения конкретного мероприятия.
Предприятия, учреждения и организации, а также общественные объединения и частные лица вправе осуществлять финансирование, материально-техническое и организационное обеспечение публичных мероприятий за счет собственных средств.
Глава местного самоуправления (глава органа исполнительной власти), уполномоченный представитель органов внутренних дел и организатор (организаторы) публичного мероприятия обязаны согласовать вопросы организационного обеспечения, порядка проведения и обеспечения безопасности публичного мероприятия.






Статья 14. Основания для запрещения проведения
публичных мероприятий

Проведение публичного мероприятия должно быть запрещено главой местного самоуправления (главой органа исполнительной власти) в следующих случаях:
1) если целью намеченного мероприятия являются пропаганда дей-ствий либо сами действия, прямо запрещенные законом;
2) если его предполагается проводить в месте и во время, которые ранее заявлены для проведения другого публичного мероприятия, либо в месте, которое запрещено для проведения публичных мероприятий в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При наличии оснований, указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи, организатору (организаторам) публичного мероприятия в письменной форме должен быть направлен обоснованный отказ в проведении публичного мероприятия.
При наличии оснований, указанных в пункте 2 части первой настоящей статьи, организатору (организаторам) публичного мероприятия должно быть предложено провести мероприятие в другом месте или в другое время. Указанное предложение должно носить конкретный характер, но может содержать несколько вариантов.
В случае принятия организатором (организаторами) публичного мероприятия одного из предложенных вариантов организатор (организаторы) уведомляет об этом в письменной форме главу местного самоуправления (главу органа исполнительной власти) не позднее чем за три дня до даты проведения данного мероприятия. Организатор (организаторы) и глава местного самоуправления (глава органа исполнительной власти) в этом случае обязаны принять меры к оповещению участников публичного мероприятия об изменении места, времени или формы мероприятия.
О запрещении публичного мероприятия организатор (организаторы) извещается не позднее чем за пять дней до даты его проведения.
В случае непредоставления в указанный срок извещения о запрещении публичного мероприятия его организатор (организаторы) имеет право провести публичное мероприятие в месте и во время, указанные в уведомлении, если данное место не отнесено к местам, запрещенным к проведению публичных мероприятий.

Статья 15. Обжалование решения о запрещении
публичного мероприятия


Решение о запрещении публичного мероприятия может быть обжаловано организатором (организаторами) в суд.
Жалоба рассматривается судом в трехдневный срок. Решение суда, вступившее в законную силу по рассматриваемому вопросу, является окончательным и подлежит исполнению.
ГЛАВА III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Статья 16. Права и обязанности организатора
(организаторов) публичного мероприятия

Организатор (организаторы) публичного мероприятия вправе:
1) требовать проведения мероприятия в месте и во время, указанные в уведомлении;
2) вести предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов, скандирования призывов и в иных формах;
3) требовать от всех участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и объявленного регламента его проведения. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора (организаторов), могут быть удалены с места проведения мероприятия;
4) приостанавливать на время публичное мероприятие или прекра-щать его в случае совершения его участниками противоправных действий, а также нарушения регламента проведения мероприятия;
5) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;
6) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
7) требовать возмещения причиненного организатору (организато-рам) ущерба в порядке гражданского судопроизводства в случае незаконного запрещения публичного мероприятия, отказа от обеспечения условий для проведения мероприятия или невыполнения главой местного самоуправления (главой органа исполнительной власти) своих обязанностей по обеспечению этих условий;
8) использовать при проведении публичного мероприятия звукоусилительные установки.
Организатор (организаторы) публичного мероприятия обязан:
1) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного меро-приятия, указанных в уведомлении;
2) обеспечивать соблюдение участниками публичного мероприятия регламента проведения мероприятия;
3) обеспечивать совместно с представителями органов внутренних дел и представителем главы местного самоуправления (главы органа исполни-тельной власти) общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия;
4) выполнять все законные требования представителей органов вну-тренних дел;
5) обеспечивать соблюдение установленной нормы предельной заполняемости территории (помещения);
6) обеспечивать сохранность помещений, зданий, строений, соору-жений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества, а также зеленых насаждений в месте проведения публичного мероприятия;
7) в случае запрещения или приостановления публичного меропри-ятия довести до сведения его участников распоряжение об этом;
8) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия.
Полномочия участников публичного мероприятия, занимающихся сбором денежных средств и материально-техническим обеспечением проведения мероприятия, должны быть письменно удостоверены организатором (организаторами). Участники, выполняющие по поручению организатора (организаторов) распорядительные функции, должны иметь отличительные знаки, образцы которых должны быть предъявлены по требованию уполномоченного представителя органов внутренних дел.

Статья 17. Права и обязанности участников публичного
мероприятия

Участники публичного мероприятия имеют право:
1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллектив-ных действиях в соответствии с целями указанного мероприятия;
2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора (организаторов) публичного мероприятия, уполномоченных им (ими) лиц и представителей органов внутренних дел;
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения меро-приятия.
Во время проведения публичного мероприятия запрещается иметь при себе оружие, средства и предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, а также для причинения вреда собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан. Данное положение не распространяется на представителей органов внутренних дел, обеспечивающих безопасность проведения публичного мероприятия.
Гражданам запрещается участвовать в публичных мероприятиях в форме сотрудников органов внутренних дел.





Статья 18. Обязанности и права главы местного
самоуправления (главы органа исполнительной власти)

Глава местного самоуправления (глава органа исполнительной власти) обязан:
1) обеспечить необходимые условия для проведения публичного меро-приятия;
2) обеспечить совместно с организатором (организаторами) публич-ного мероприятия и представителями органов внутренних дел общест-венный порядок и безопасность граждан при его проведении;
3) обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил при проведении публичного мероприятия и оказание гражданам неотложной медицинской помощи;
4) предоставить на согласованных с организатором (организаторами) условиях звукоусиливающее и другое необходимое оборудование;
5) предложить иное место или время проведения публичного меро-приятия в соответствии с частью третьей статьи 14 настоящего Федерального закона;
6) довести до сведения граждан через средства массовой информации и иными способами распоряжение о запрещении конкретного публичного мероприятия с указанием конкретных оснований к этому, а также о разрешении его по решению суда;
7) назначить уполномоченного представителя, ответственного за про-ведение публичного мероприятия. Назначение уполномоченного пред-ставителя оформляется письменным распоряжением главы местного самоуправления (главы органа исполнительной власти) и заблаговременно направляется организатору (организаторам) публичного мероприятия;
8) согласовать с организатором (организаторами) публичного меро-приятия и уполномоченным представителем органов внутренних дел
вопросы порядка проведения публичного мероприятия и обеспечения его безопасности.
Глава местного самоуправления (глава органа исполнительной власти) вправе запретить публичное мероприятие только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Запрещение оформляется письменным распоряжением главы местного самоуправления (главы органа исполнительной власти) и доводится в установленный настоящим Федеральным законом срок до сведения организатора (организаторов) публичного мероприятия.

Статья 19. Обязанности и права уполномоченного представителя
главы местного самоуправления (главы органа
исполнительной власти)

Уполномоченный представитель главы местного самоуправления (главы органа исполнительной власти) обязан:
1) присутствовать на публичном мероприятии;
2) оказывать организатору (организаторам) содействие в проведении публичного мероприятия;
3) требовать от организатора (организаторов) публичного мероприя-тия соблюдения порядка его организации и проведения, установленного настоящим Федеральным законом и соответствующими нормативными актами;
4) обеспечивать совместно с организатором (организаторами) пуб-личного мероприятия общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении;
5) принимать решение о приостановлении или прекращении публичного мероприятия по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 22, и в порядке, предусмотренном статьями 21 и 23 настоящего Федерального закона.

Статья 20. Обязанности и права уполномоченного
представителя органов внутренних дел,
ответственного за обеспечение общественного
порядка и безопасности проведения
публичного мероприятия

Начальник территориального органа внутренних дел обязан назначить уполномоченного представителя, ответственного за обеспечение общественного порядка и безопасности проведения публичного мероприятия. Назначение указанного представителя оформляется письменным распоряжением начальника территориального органа внутренних дел.
Уполномоченный представитель обязан:
1) оказывать организатору (организаторам) содействие при проведе-нии публичного мероприятия;
2) требовать от организатора (организаторов) публичного мероприя-тия соблюдения порядка его организации и проведения, установленного настоящим Федеральным законом и иными нормативными актами;
3) обеспечивать совместно с организатором (организаторами) пуб-личного мероприятия общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении;
4) защищать участников публичного мероприятия, проводимого в со-ответствии с настоящим Федеральным законом, от любых форм насилия или угрозы насилия;
5) требовать от организатора (организаторов) объявления о прекра-щении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить на него допуск граждан в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения);
6) принимать решение о прекращении публичного мероприятия по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 22 настоящего Федераль-ного закона, и меры по его реализации;
7) принимать необходимые меры к прекращению публичного меро-приятия по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также по решению, принятому уполномоченным представителем главы местного самоуправления (главы органа исполнительной власти).

Статья 21. Порядок приостановления публичного мероприятия

Если во время проведения публичного мероприятия произошло нарушение закона, не влекущее серьезной опасности для жизни и здоровья его участников и не являющееся основанием для его прекращения по основаниям, предусмотренным статьей 22 настоящего Федерального закона, уполномоченный представитель главы местного самоуправления (главы органа исполнительной власти) вправе потребовать от организатора (организаторов) публичного мероприятия самостоятельно устранить нарушение, предупредив об ответственности за невыполнение данного требования.
В случае невыполнения требования об устранении нарушения общественного порядка уполномоченный представитель вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения.
В случае устранения нарушения закона публичное мероприятие по согласованию между организатором (организаторами) и уполномоченным представителем может быть продолжено.
В случае, если нарушение не было устранено, публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 23 настоящего Федерального закона.

Статья 22. Основания для прекращения публичного мероприятия

Основаниями для прекращения публичного мероприятия являются:
1) наличие распоряжения главы местного самоуправления (главы органа исполнительной власти) о запрещении публичного мероприятия, изданного в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) создание реальной угрозы жизни и здоровью граждан, а также имуществу юридических и физических лиц;
3) проведение публичного мероприятия с нарушением настоящего Федерального закона.

Статья 23. Порядок прекращения публичного мероприятия

В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченные представители:
1) дают указание организатору (организаторам) прекратить публич-ное мероприятие с обоснованием причины его прекращения;
2) устанавливают время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;
3) обращаются непосредственно к участникам мероприятия в случае невыполнения организатором (организаторами) указания о прекращении публичного мероприятия;
4) устанавливают время для выполнения повторного указания о прекращении публичного мероприятия;
5) в случае невыполнения повторного указания о прекращении пуб-личного мероприятия поручают сотрудникам органов внутренних дел принять необходимые меры к прекращению публичного мероприятия и действовать в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции".
Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный в части первой настоящей статьи, не применяется при возникновении массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих немедленных действий.
Неповиновение или сопротивление законным требованиям представителей органов внутренних дел отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность только для этих участников и не является основанием для приостановления или прекращения публичного мероприятия, если оно не приобретает характер массовых беспорядков.

Статья 24. Резолюции, требования и другие обращения,
принимаемые участниками публичных мероприятий


Участники публичных мероприятий вправе принимать резолюции, требования и другие обращения к органам государственной власти и органам местного самоуправления, общественным объединениям, международным и иным организациям.
Рассмотрение обращений и принятие решений по ним производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Участники публичного мероприятия вправе направлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления своих представителей для вручения принятых на публичном мероприятии документов.

ГЛАВА IV
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА СВОБОДУ ПУБЛИЧНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ

Статья 25. Добровольность участия граждан в публичных
мероприятиях


Граждане принимают участие в публичных мероприятиях добро-вольно. Принуждение к участию в публичном мероприятии запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Обеспечение условий для проведения
публичных мероприятий


Глава местного самоуправления (глава органа исполнительной власти) обеспечивает поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание публичных мероприятий на безвозмездной основе.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и их должностные лица, общественные объединения и граждане не вправе препятствовать публичным мероприятиям, проводимым в соответствии с настоящим Федеральным законом.


Статья 27. Право на свободное получение и распространение
информации о публичных мероприятиях


Редакции средств массовой информации вправе направлять своих журналистов на публичные мероприятия. Им не может быть отказано в
праве присутствовать на публичном мероприятии, а также использовать технические средства для осуществления его записи, кино-, фото- и видеосъемки. Основанием для присутствия и деятельности журналиста на публичном мероприятии является документ, удостоверяющий его личность, выданный редакцией средства массовой информации.
Отказ в допуске на публичное мероприятие журналиста влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Умышленное искажение информации может быть обжаловано в суд.

Статья 28. Обжалование действий и решений,
нарушающих право граждан на свободу
публичных мероприятий


Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц, общественных объединений и организатора (организаторов) публичного мероприятия, нарушающие право граждан на свободу публичных мероприятий, могут быть обжалованы в суд.


Статья 29. Гарантии права граждан на свободное
выражение мнений при проведении публичных
мероприятий


Организатор (организаторы) публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия выражать свое мнение в форме, не противоречащей целям мероприятия и не нарушающей общественный порядок и регламент данного мероприятия.

Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего
Федерального закона


Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Феде-рации.

Статья 31. Особые случаи ограничения права граждан
на свободное проведение публичных мероприятий


Право граждан на свободное проведение публичных мероприятий может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения на основаниях и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом.


ГЛАВА V
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 32. О признании недействующими некоторых
нормативных правовых актов


В связи с принятием настоящего Федерального закона признать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года No 9306-XI "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, No 31, ст. 504).

Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 34. О приведении нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Федеральным законом


Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Президент
Российской Федерации Б.Ельцин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона
"О собраниях, демонстрациях и иных публичных мероприятиях"


Проект Федерального закона "О собраниях, демонстрациях и иных публичных мероприятиях" подготовлен в целях реализации закрепленного в Конституции РФ и международных правовых документах права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Целью настоящего законопроекта является создание системы правовых норм, которые обеспечат оптимальные безопасные условия организации и проведения публичных мероприятий. В нем закрепляется принцип единства прав и обязанностей организаторов публичных мероприятий, его участников, а также глав исполнительной власти и органов местного самоуправления. Законодательно закрепляются порядок и основания приостановления или прекращения публичных мероприятий и органы, в чьей компетенции это находится.
Наряду с этим проект Закона содержит государственные гарантии права граждан на свободу публичных мероприятий, не подлежащие ограничению иначе, как Конституцией или Федеральным законом.
Представленный проект Федерального закона подготовлен с учетом замечаний Совета Федерации на принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проект.
Реализация данного законопроекта не потребует каких-либо дополнительных материальных и иных затрат.
Законопроект разработан по инициативе Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Концепция законопроекта и текст разработаны группой авторов в составе:
Анохин Владимир Михайлович - руководитель группы, секретарь Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации;
Альхименко Владимир Владимирович - кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры Московской высшей школы милиции МВД РФ;
Воробьев Виктор Федорович - заместитель начальника управления правового обеспечения МВД РФ, кандидат юридических наук;
Дмитриев Юрий Альбертович - доктор юридических наук, старший научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре РФ;
Зюриков Александр Сергеевич - заместитель начальника управления Главного управления охраны общественного порядка МВД РФ;
Кладков Александр Владимирович - заместитель заведующего кафедры уголовного права МГЮА, кандидат юридических наук, доцент;
Ковалев Вячеслав Тихонович - старший преподаватель Московской юридической академии;
Лукьянова Елена Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент МГУ;
Лустенко Виктор Васильевич - старший консультант договорно-правового управления ФСК РФ;
Медведев Анатолий Николаевич - специалист-эксперт;
Мещеряков Александр Григорьевич - кандидат юридических наук, доцент Московской юридической академии.
Принятие разработанного проекта Закона будет способствовать совершенствованию правопорядка и обеспечит реализацию конституционного права граждан на свободу собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, а также других публичных мероприятий.


Председатель Комитета В.Зоркальцев
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован