В.К. Котенев: «Алексей Васильевич никогда не допускал какого-либо грубого диктата, но всегда требовал от нас иметь своё мнение и уметь его обосновать».

На Волжский автозавод я был принят в 1968 году после окончания Куйбышевского политехнического института. Первое близкое знакомство с Алексеем Васильевичем Николаевым у меня произошло в 1969 году.
Main %d0%90%d0%92%d0%a2%d0%9e%d0%92%d0%90%d0%97 %d0%bf%d0%bb%d0%b0%d0%bd

Я был командирован в ФРГ для приемки оборудования. Алексей Васильевич в это время руководил там центральной группой приемки. По всей Германии в это время шло массовое производство и отгрузка оборудования для ВАЗа. Задача стояла не только выдержать сроки отгрузки, но и не допустить никаких отклонений по качеству и технологичности поставок с соблюдением всех норм ОТУ ВАЗ-ФИАТ. Часто возникали спорные вопросы. Фирмы привыкли изготавливать оборудование по новым стандартам,  и с условиями поставок для ВАЗа были в большинстве случаев не знакомы. 

     Алексей Васильевич придавал особое значение неукоснительному соблюдению всех требований к оборудованию для Тольятти. Во многих спорных вопросах подключался непосредственно сам, вплоть до остановки отгрузки, если такие отклонения допускались фирмой. Был конфликтный случай  с фирмой БСА. Это английская фирма и ее довольно сложные станки встраивались в комплексную линию по обработки шатуна. Она изготовила всё по своим нормам и упорно не хотела исправлять свои недоработки по требованиям ОТУ ВАЗ-ФИАТ. Алексей Васильевич подключился к этой проблеме, и как всегда, технически обоснованными доводами убедил фирмачей пойти на дополнительные, весьма существенные затраты и привести всё  в соответствие. И таких примеров было множество, и всегда вопрос решался в пользу ВАЗа.

     Кроме  непосредственного контроля за изготовлением оборудования, Алексей Васильевич ставил перед нами еще одну очень важную задачу –  обучение  всем передовым  техническим и технологическим методам организации производства. Каждому приемщику ставилась задача по изучению конкретных тем по применению комплектующих на оборудовании, гидравлических и пневматических систем управления. Алексей Васильевич через фирмы организовывал  выезды на ведущие автомобильные компании, где уже применялось подобное оборудование, где можно было изучить не только оборудование в работе, но и организацию самого производства деталей.

     Всё это было необходимо, учитывая то, что в группе приемки  были в основном молодые специалисты, не имевшие ранее опыта работы в автомобильном производстве с таким сложным оборудованием. Необходимость такой организации со стороны А.В.Николаева полностью оправдалась, когда начался монтаж и запуск оборудования в цехах ВАЗа. И получилось так, что в тот период начальником цеха Мотор-1был назначен Алексей Васильевич. И в этот сложный период запуска производства я был опять под его непосредственным руководством. Можно сказать, что мне повезло,  весь курс молодого специалиста я прошел с таким  руководителем.  

     Алексей Васильевич никогда не допускал какого-либо грубого диктата и каких-то прямых указаний, но он всегда требовал от нас иметь свое личное мнение по всем возникающим проблемам и уметь обосновать своё решение по этим вопросам. Единственным вопросом, по которому не допускалось никаких разночтений, это вопросы качества.  А такие вопросы на первом этапе производства возникали. Никаких отклонений не только по точности изготовления деталей, но и по обслуживанию оборудования и исполнению всех технических и технологических требований не допускалось категорически. В результате был создан коллектив, объединенный общими целями, способный решать задачи  в связке с общими задачами АВТОВАЗа.

      Большой вклад Алексей Васильевич внес в организацию ремонтной службы Механосборочного производства. Были созданы корпусные ремонтные участки в корпусах производства. Налажено взаимодействие со службами ОАиПРО по обеспечению запасными частями к оборудованию. Вся эта работа, в которой принимал участие А.В.Николаев, позволила создать такой коллектив и такую организацию производства, которая позволила стабильно работать заводу продолжительное время. Особенно это проявилось в сложнейший период 90-х годов.  Дефолты, разрушенная сеть поставок, отсутствие рынка продаж и закупок.

       В 1996 году Алексей Васильевич был назначен на должность генерального директора АВТОВАЗа. Под его руководством удалось сохранить коллектив завода, социальные гарантии работников и вывести предприятие из тяжелейшего кризиса. Я считаю  большой удачей, что мне повезло работать долгое время под руководством такого замечательного руководителя и человека, как Алексей Васильевич Николаев.

 Котенев Владимир Кузьмич. Директор Механосборочного производства с 1994 по 2006г.г.  

Глава из книги, готовящейся к изданию из серии «История АВТОВАЗа в лицах». Под редакцией В.Арцыкова.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован