Эксклюзив
Лихачёв Максим Александрович
11 октября 2016
2816

В Казахстане вновь заговорили о запуске Кашагана

Правительство республики ожидает первую коммерческую нефть с супергигантского месторождения в октябре 2016 г.
Main 07cb80d8e14d40b105b99a5aa131

Разработка Кашаганского месторождения оказалась сложным экономическим проектом современного Казахстана, связанным со значительными финансовыми затратами для руководства страны.

В конце 90-х годов добыча углеводородов на севере Каспия была краеугольным камнем идеи “большой казахстанской нефти”, выдвинутой Астаной при поддержке западных партнёров. Ещё в ноябре 1997 года в ходе официального визита Н.Назарбаева в Вашингтон между казахстанским правительством и западными компаниями (Eni, ExxonMobil, Total, BG Group, ConocoPhillips, Inpex) было подписано соглашение о разработке северо-каспийского месторождения Кашаган. Вложения в проект должны были составить 7 млрд дол., а первая нефть ожидалась осенью 2005 года. Тогда же в Белом доме впервые прозвучало, что Казахстан находится на втором месте в мире по запасам нефти после Саудовской Аравии.

Идея “казахстанского нефтяного чуда” была немедленно подхвачена официальной пропагандой и представлена в качестве залога будущего благосостояния республики. Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК оценил нефтяные запасы страны в 23 млрд т., из которых 13 млрд сосредоточены на каспийском шельфе. В июне 1997 г. тогдашний министр нефти Н. Балгинбаев при текущем уровне добычи в 30 млн т. нефти прогнозировал, что к 2003 г. объем производства сырья составит 100 млн т., а “ещё через 5-7 лет будет достигнут максимум в 170 млн т.”. Чуть позже прозвучали другие цифры: 120 млн т к 2010 г. и 200 млн т в течение 2010-2015 годов. В 1999 году первый вице-премьер О. Жандосов заявил о невероятных 250 млн т нефти в 2006-2007 гг.

На деле же прогнозы казахстанского руководства оказались чрезмерно оптимистическими. Разработчики Кашагана не учли технологическую сложность и дороговизну проекта. После многократных переносов нефтедобыча на Каспии началась с большим опозданием, лишь в сентябре 2013 года, однако почти сразу прервалась после серии аварий на трубопроводе. Коммерческая эксплуатация промысла на шельфе была в очередной раз отложена до замены 200 км труб. По экспертным оценкам, к концу 2013 г. объем требуемых инвестиций вырос почти в 20 раз и достиг 136 млрд дол. Тогда же бывшим министром нефти и газа РК С. Мынбаевым было заявлено, что нижний порог окупаемости добычи сырья на Кашагане составляет 90-100 дол. за баррель.

Накануне неудачного первого запуска Кашагана из проекта вышел один из его ключевых участников – американская корпорация ConocoPhillips. На смену ей в результате сложных переговоров с сентября 2013 года в консорциум NCOC, разрабатывающий Кашаганское месторождение, вошла китайская CNPC. Часть капитала в проекте в размере 8,33% была выкуплена ею у нацкомпании “КазМунайГаз”, которой до этого перешла доля ConocoPhillips в 8,4%. Сегодня наряду с китайцами работу на шельфовом месторождении ведут казахстанская КазМунайГаз (16,877%), итальянская Eni, британо-голландская Shell, американская Exxon Mobil, французская Total (по 16, 807%) и японская Inpex (7,563%).

В реалиях текущих цен на нефть экономические перспективы нефтедобычи остаются совершенно неясными. Напомним, что ещё в июне 2015 года тогдашний министр энергетики РК В. Школьник пообещал запуск добычи к концу 2016 г. Спустя год, на заседании Правительства РК премьер-министр республики К. Масимов публично сообщил о предстоящем возобновлении работы Кашагана в октябре 2016 года, сославшись на то, что “вокруг этого проведены все переговоры, все нормативные решения приняты”.

Учитывая предшествующий опыт неоднократных переносов запуска Кашагана, не исключено, что и в этот раз возникнут технические проблемы с коммерческой добычей. Тем не менее, обещания озвучены на самом высоком правительственном уровне.

И это понятно, поскольку реализация долгосрочного проекта позволит стране, крайне зависимой от нефтяного экспорта, остановить сокращение уровня добычи сырья, продолжающееся уже более 4 лет подряд (с 80,1 млн т в 2011 году до прогнозных 75 млн т в 2016 году). Объёмы нефтяного экспорта за этот же период просели почти на 14% (с 69,5 до прогнозных 60 млн т). Немаловажное значение имеет имиджевый эффект от запуска месторождения в условиях сложной социально-экономической ситуации в стране.


Максим Александрович Лихачёв
Уральский региональный информационно-аналитический центр, г. Екатеринбург
научный сотрудник
кандидат юридических наук

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован