10 августа 2004
94

В.КУЛИШ: МОЖНО ЛИ БОРОТЬСЯ С КОРРУПЦИЕЙ?

Как заметил один из политиков, коррупция - это тема, о которой можно говорить или писать до бесконечности, ибо она затрагивает все стороны жизни современного общества. Остановимся лишь на некоторых из проблем. Для начала немного теории.

Коррупция - явление далеко не новое в истории. Но никогда еще и нигде оно не проявляло себя так, как в России сегодня.

Этимологический термин `коррупция` происходит от латинского слова `коррумпио`, обозначающего `порчу` или `подкуп`. Эти два слова и определили изначально понятие коррупции. В принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г. `Кодексе должностных лиц по поддержанию правопорядка` сказано, что под коррупцией следует подразумевать `совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении должностных обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний, стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие`.

Из этой замысловатой формулировки видно, что под коррупцией необходимо подразумевать подкуп или продажность должностного лица и его поведение, осуществляемое в связи с получением того или иного вознаграждения. Однако, с учетом специфики российской действительности и происходящих в нашей стране процессов, понятие `коррупция` получило более широкое и разностороннее значение: коррупция в России стала не только должностным, административно или уголовно наказуемым явлением, но и политическим процессом, направленным в ущерб интересам всего общества, дискриминацию органов власти и, в конечном счете, разрушение государственной системы.

В этих условиях явление коррупции в России проявляется не только в получении взятки должностным лицом, но и в использовании им своего служебного положения, статуса или авторитета занимаемой должности в корыстных, антигосударственных, антиобщественных целях. В этом ее отличительная особенность. Таким образом, коррупция у нас это не только криминальная, но и общественная болезнь, с которой необходимо бороться. Корни ее исходят из того, что за последние два десятка лет в России произошли качественные изменения, отрицательно сказавшиеся на жизнедеятельности нашего общества.

Скоротечная, не обоснованная ломка старой системы, неподготовленность законодательной базы, деформация духовных ценностей и другие отрицательные моменты - все это создало благоприятную основу для развития коррупции как общественно опасного явления. В первую очередь это коснулось тех лиц, которые в ходе ломки социально-экономической системы оказались у рычагов власти государственного и экономического управления (об уровне сознания этих лиц и их отношении к государственным интересам говорить не приходится). В результате мы имеем то, что имеем... Ряд высших правительственных и должностных чиновников, руководителей так называемого `большого бизнеса`, а также их сподвижников, рангом пониже создали в стране систему, в которой такие понятия, как правовое государство, общественное благо, всенародная собственность и т.п. стали вторичными по сравнению со стремлениями удержать власть и распоряжаться ею по своему усмотрению. Эта система сформировала своего рода `семью`, элиту, объединенную коррупцией и круговой порукой и никоим образом не заинтересованную в укреплении порядка и дисциплины в обществе. В этом немаловажную роль сыграла позиция первого Президента РФ Б.Ельцина, который использовал борьбу с коррупцией лишь в качестве инструмента для дискредитации неугодных ему чиновников и для создания своего имиджа `неподкупаемого человека`, но вовсе не того, чтобы дать достойный отпор этому общественно опасному явлению (примером может служить хотя бы тот факт, что Ельцин трижды отклонял от утверждения принятый Госдумой РФ Закон `О борьбе с коррупцией` без достаточных на то оснований).

Аналогичную позицию занимало и Правительство РФ, которое не ставило по существу и не решало задачи борьбы с коррупцией. В Правительстве к тому времени уже пустила свои корни вглубь и стала характерной так называемая `клановая политика`, которая стала благоприятной основой для коррупции. Примеров этого более чем достаточно (Минфин, Газпром, Росвооружение и т.д.).

Коррупция поразила не только федеральные органы власти, но и в не меньшей степени органы государственного управления на местах. Ряд высокопоставленных чиновников местного самоуправления оказались замешанными в делах о коррупции, злоупотреблениях своим служебным положением и в иных аналогичных преступлениях. Эти факты имели место в Курской, Ростовской, Волгоградской областях, Республике Коми, Нижнем Новгороде и ряде других субъектах РФ. В результате значительная часть регионов нашей страны оказалась под контролем коррупционеров, `клановых группировок`, для которых цели обогащения, расточительства сохранения своих мест и т.п. оказались гораздо выше государственных и общественных интересов.

Особенно опасным в плане развития коррупции стало сращивание некоторых федеральных и местных органов власти с различными криминальными и антиобщественными группировками. На это, в частности, указывалось в Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1998 г. No 1300. В ней отмечалось, что `преступный мир, вступая в сговор с некоторыми представителями органов законодательной и исполнительной власти, фактически бросил вызов всему обществу. Поэтому борьба с коррупцией носит не только правовой, но и политический характер`. Наиболее пораженными оказались госструктуры, связанные с рассмотрением вопросов приватизации, финансирования, кредитования, осуществления банковских операций, лицензирования, распределения фондов и т.п. Именно коррупция, пронизавшая эти сферы государственной деятельности, стала основным препятствием на пути по борьбе с преступностью и иными видами антиобщественных проявлений в области экономики.

По данным МВД РФ, ежегодные потери России от коррупции в 1991-1998 гг. составили свыше 450 млрд. руб. (т.е. более 15% годового валового продукта (ГВП) государства). В результате продажности чиновников различных рангов, их коррумпированности и т.п., теневой бизнес в нашей стране в эти годы достиг более 40% ГВП, а свыше 9 млн. российских граждан оказались втянутыми в эту сферу антиобщественной деятельности. Этому способствовало и то, что в указанный период времени резко возросло несоответствие выявленных фактов коррупции с количеством привлеченных к уголовной ответственности коррупционеров. Если, например, в 1986-1987 гг. к суду привлекался каждый второй из указанной категории лиц, то в последующие годы в лучшем случае каждый четвертый. Слабо выглядит и статистика выявленных и задокументированных фактов коррупционной деятельности: по мнению квалифицированных специалистов, они составляют лишь менее 2% от реальных показателей.

В этой связи особенно хотелось бы подчеркнуть опасность проникновения коррупции в систему правоохранительных органов России. Это стало следствием того, что в результате непродуманной и необоснованной политики, в том числе и в отношении правоохранительной системы и нивелирования ее основополагающих принципов, за прошедшие два десятка лет заметно снизилось значение борьбы с коррупцией, как одной из важнейших задач российских правоохранительных органов. Являясь основными субъектами конституционного права по противодействию коррупции, они не были своевременно и достаточно четко ориентированы в этом направлении и не смогли вовремя приобрести надежные и оперативно значимые позиции в среде нацеленных на коррупцию криминализированных элементов. Практически не велась подготовка специалистов, которые понимали бы природу коррупции, ее особенности и могли бы квалифицированно бороться с ней в современных условиях. И, кроме того, значительная часть сотрудников правоохранительных органов сами оказались втянутыми в коррупционную деятельность.

Так, по данным Минюста РФ, в 1996 г. из числа привлеченных к уголовной ответственности коррумпированных лиц 26,5% составляли представители правоохранительной системы России. Цифра эта говорит сама за себя...

Одной из черт российской коррупции является ее быстро растущая и развивающаяся международная направленность.

По данным МВД РФ, более 400 иностранных фирм и компаний, поддерживающих деловые, финансовые и иные контакты с Россией, замешаны в коррупции. Вывоз российского капитала за рубеж (за последние годы там оказалось свыше 400 млрд. долл. США) и легализация через иностранные банки, фирмы, компании и т.п. незаконно добытых финансовых средств лишь два из множества различных направлений, по которым, с одной стороны, коррупция в России растет и набирает силу, а с другой - которое само существует и развивается благодаря коррупции. По оценкам ООН, ежегодно в мире легализуется до 500 млрд. долл. США так называемых `грязных денег`, поступающих из России, в том числе и по каналам коррупции, что составляет около 8% от общего объема международной торговой деятельности.

Таковы лишь некоторые примеры, свидетельствующие о выходе российской коррупции на мировую арену.

Нельзя конечно же обойти вниманием и тот огромный ущерб, который нанесла коррупция гражданам страны.

Как уже отмечалось, более 9 млн. российских граждан так или иначе были втянуты в эту противозаконную деятельность. Каждый четвертый житель нашей страны оказался объектом посягательств со стороны разного рода коррупционеров. Более того, в результате происшедших в РФ кардинальных изменений в ходе т.н. `перестройки` у значительной части населения (особенно - молодежи) произошло деформирование моральных и духовных ценностей, ослабление правовой и гражданской дисциплины, выработка представления о коррупции, как неизбежном условии жизненного существования. По данным социологического опроса, проведенного в 1998 г. в одном из московских гуманитарных вузов, 28% - считают коррупцию вполне естественным, современным явлением, 46% - осуждают коррупцию, но считают, что в нынешних условиях она неискоренима и лишь 12% - согласны с необходимостью бороться с ней (14% из числа опрошенных - уклонились от ответа). Сравнивая эти данные с результатами других аналогичных социологических исследований можно утверждать, что в целом эти показатели отражают общую картину отношения к коррупции в российском обществе.

Этих примеров достаточно для того, чтобы понять насколько серьезна данная проблема.

Объективности ради следует сказать, что за последние два года в стране заметно оживилась деятельность по борьбе с этим особо опасным антиобщественным явлением.

Как уже отмечалось, был разработан и принят Госдумой РФ Федеральный закон `О борьбе с коррупцией`, в котором отражены основные направления и задачи антикоррупционной деятельности (есть надежда, что в ближайшем будущем данный закон будет утвержден новым руководством страны и принят к исполнению).

В 1998 г. была создана специальная Комиссия Госдумы РФ по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации в коррупционной деятельности, которая за прошедшие два года провела значительную работу:

был разработан ряд новых законодательных актов, направленных на усиление и совершенствование антикоррупционной деятельности;
проведена проверка большого количества материалов, связанных с коррупционными действиями отдельных должностных лиц в Центре и субъектах Федерации.
Мощный толчок в борьбе с коррупцией дал комплекс мер, принятых новым руководством страны в последнее время. Это и кадровые перестановки в структурах власти, и совершенствование законодательной системы, и усиление деятельности правоохранительных органов, и начатое наступление на кланы `теневой экономики` и многое другое. Однако, это только начало всего того, что необходимо сделать.



* * *


Опираясь на материалы проведенного исследования, можно высказать ряд предложений:

1.Учитывая, что коррупция в нашей стране имеет не только внутренние, но и внешние корни, которые все больше и больше развиваются, представляется целесообразным для России выступить инициатором принятия ООН специальной Декларации, осуждающей коррупцию в международных масштабах и определяющей меры ответственности за нее перед мировым сообществом. Желательно было бы также предложить создать при ООН постоянно действующую Комиссию по рассмотрению проблем, связанных с международной коррупцией.

2.Принимая во внимание эффективность работы Комиссии Госдумы РФ по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти в Центре и на местах в коррупционной деятельности, целесообразно было бы расширить ее полномочия, наделив не только законотворческими, но и проверочными функциями по контролированию законов, связанных с коррупцией.

Учитывая специфический характер деятельности правоохранительных судебных органов, а также ряда силовых структур (МО, МЧС и т.п.) необходимо было бы создать аналогичную Комиссию при Совете безопасности РФ, наделив ее соответствующими правами и полномочиями.

Робота данных комиссий должна постоянно согласовываться и координироваться под руководством Председателя Госдумы и Секретаря Совета безопасности РФ.


3.Учитывая особую опасность коррупции, необходимо усилить правовую ответственность должностных лиц, связанных с ней, внеся соответствующие изменения в Уголовный кодекс РФ, в частности, переведя коррупцию в категорию особо тяжких уголовных преступлений.

Необходимо также добиться принятия, наконец, Федеральных законов РФ `О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем` и `Внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации`, принятых Госдумой РФ в октябре 1998 г. и отклоненных Советом Федерации России в декабре того же года.


4.Для совершенствования правовой базы по борьбе с коррупцией желательно добиться устранения существующего разрыва между Уголовным и Уголовно-процессуальными кодексами РФ в данном направлении, в частности, в новом УПК должны быть более четко обозначены: оптимальный режим расследования и рассмотрения уголовных дел, связанных с коррупцией; ведомственный и судебный контроль, а также прокурорский надзор за реагированием на заявления и сообщения граждан о фактах коррупционной деятельности; ответственность должностных лиц за сокрытие или уклонение от рассмотрения такого рода сообщений и т.п.


5.Для усиления борьбы с коррупцией важнейшей задачей является уравнивание прав всех граждан РФ по своей защите от преступных посягательств от кого бы они не исходили. Существующий до сих пор гипертрофированный иммунитет от правосудия представителей законодательных, исполнительных и судебных органов должен быть устранен и приведен в соответствие с общепринятыми международными нормами.

6.Учитывая, что коррупция затрагивает все сферы жизни и деятельности общества, необходимо усилить не только правовую, но и воспитательную работу среди российских граждан (особенно - молодежи).

Особая роль в этом должна принадлежать СМИ (которые сами поражены), поэтому необходимо более строго и принципиально подходить к их политике, не допуская двурушничества и субъективизма в освещении фактов коррупционной деятельности и контролируя их со стороны органов государственной власти и общественных структур (комиссий Госдумы и Совета Безопасности РФ).


В.КУЛИШ,
политолог


Обозреватель - Observerhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован