06 ноября 2008
1914

В молодости Архиепископ Вениамин мечтал быть капитаном

Владивостокская епархия отмечает двойной праздник - 110-летие своего создания и 70-летний юбилей Владивостокского и Приморского владыки

Маргарита Костевич

Досье "Н"

Архиепископ Владивостокский и Приморский, Высокопреосвященнейший Вениамин (в миру Борис Николаевич Пушкарь) родился в Хорольском районе Приморского края 8 ноября 1938 года. У его родителей - Анны и Николая - было четверо детей: три сына и дочь, умершая во младенчестве. Учился Борис в хорольской школе N3. Дальнейшее образование получал в Московской духовной семинарии и академии. 20 сентября 1992 года игумен Вениамин возведен в сан архимандрита. В день праздника Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября этого же года стал епископом Владивостокским и Приморским.

Мечтаю построить больше храмов

- Владыка Вениамин, в этом году Владивостокско-Приморская епархия отмечает славный юбилей - 110-летие. Как проходило ее становление? Ведь первые православные жители нашего края - это военные и переселенцы.

- Вы правы, Дальний Восток заселялся постепенно. Сначала были казаки. Потом стал прибывать народ из украинских областей (Черниговской, Полтавской, Сумской) и, конечно же, российских губерний, особенно сибирских. Поэтому православие здесь зарождалось вместе с приезжими людьми. Примечательно, что иногда храмы строили раньше, чем жилые дома. Настолько велико было устремление людей к слову Божиему, молитве.

Поначалу все православные приходы относились к Камчатской епархии. Но когда построили железную дорогу и на Дальний Восток устремилось огромное число людей, было принято решение о создании отдельной Владивостокской епархии. К этому моменту в крае уже действовали Шмаковский монастырь и другие приходы. Поэтому царский указ об отдельной церковной административной единице в Приморье был издан очень вовремя.

- Как будет проходить празднование 110-летия Владивостокской епархии, и смогут ли приморцы приобщиться к торжественным мероприятиям?

- Основные торжества состоятся во Владивостоке 8 и 9 ноября. К нам приедут архиереи с Камчатки, Магадана, Сахалина, представители Московской патриархии. 8 ноября после богослужения православные крестным ходом пройдут от Никольского храма к Покровскому, куда будет перенесена наша святыня - Порт-Артурская икона Божией матери. Сейчас она находится в домовом храме нашего епархиального управления, но в него жителям края попасть бывает затруднительно. Мы же хотим перенести икону в Храм Покрова, который временно будет называться кафедральным. Здесь уже все желающие смогут поклониться чудодейственной иконе, необычность которой заключается в обретении ее нами. Первое упоминание о Порт-Артурской иконе Божией матери относится еще к началу русско-японской войны, когда моряку-защитнику было явление Богородицы. Но икона потом была утеряна и обнаружена в Израиле через много лет. Также удивителен случай с изготовлением киота. У иконы его долгое время не было, а потом совершенно неожиданно появился величайший мастер и изготовил обрамление, а также серебряную лампаду. Вообще, Богородица благоволит России, оберегает ее от бед. И важно, что теперь Порт-Артурская икона будет находиться в Покровском храме.

К сожалению, во Владивостоке так пока и не решен вопрос с выделением земли под строительство кафедрального собора, но я надеюсь, что милостью Божией это благополучно разрешится.

Нательный крестик зашивал в рубаху

- Владыка Вениамин, в этом году празднование юбилея Владивостокской епархии совпало и с вашим 70-летним днем рождения. Очень бы хотелось узнать о вашей жизни, о детстве, что было главным в вашей семье?

- Пожалуй, труд и семья - это основные ценности, которые воспитывали в нас родители. Мы жили в Хороле. Нас было четверо детей. Сестра Лида, к величайшему сожалению, умерла в младенчестве. И осталось у меня два старших брата - Александр и Василий. Я очень хорошо запомнил, как мы прощались с отцом, который уходил на фронт. Когда началась война, мне было всего три года. А воевать отец пошел в 1942 году. Был поздний вечер, мама на кухне, отец будит меня и начинает что-то говорить - ласково, тепло. Не помню о чем, помню только это тепло. А затем мы его ждали... Репродуктор, похожий на большую черную тарелку, был для нас источником информации. Слушали, затаив дыхание. Мама частенько плакала.

Конечно, жили трудно. Мама работала санитаркой в госпитале, не видели ее сутками. Старший, 12-летний, брат Александр оставался на хозяйстве: варил суп на примусе, приглядывал за нами. Отец вернулся в 1946 году - был тяжело ранен. Но главное - вернулся! От него мне достался трофей - немецкая губная гармошка, которой я хвастался перед детворой.

- А как пришли к православной вере? Ведь в то время официальной церковной деятельности не было, она не поощрялась?

- Тогда во Владивостоке был только один храм - на Первой Речке, где меня и крестили. Было мне тогда семь лет. К тому времени отца перевели в воинскую часть в пригороде краевого центра, и мы переехали на Угольную. После крещения у меня в душе все изменилось - появился страх Божий. Я благоговел перед Богом, боялся нарушить Его заповеди. Алюминиевый крестик пришивал к майке, чтобы не потерять, чтобы в школе учителя не увидели. А потом, когда мама стирала мое белье, она его отпарывала и пришивала к другой майке. В церкви, куда водили меня бабушка или мама, я видел сверстников - тоже с бабушками и матерями. И это была наша общая тайна. Она сближала. Храм был в городе, а школа - в пригороде, и это придавало еще большее значение церковной молитве.

Чувство веры передалось мне от мамы и бабушки. В доме даже в годы самого лютого атеизма висела икона святой великомученицы Варвары. Была и Библия - ветхая, без переплета. Мама бережно заворачивала ее в платочек. Религиозное чувство во мне пробуждалось постепенно, исподволь: человек ведь по природе своей религиозен. Помню, мама нам рассказывала о Христе. Больше всего в детстве меня потрясла история о Его мученической смерти. Я несколько дней не мог ни о чем думать: за что так Его мучили?.. И вдруг в одной из бесед мама говорит, что "Христос воскрес, смертью смерть поправ". Моя душа возликовала! Это ощущение приходит ко мне всякий раз, когда наступает самый светлый и радостный праздник - Пасха.

- Наверное, поэтому вы свое образование продолжили в семинарии?

- Десятилетку я окончил в 1957 году. В армию не призвали из-за болезни - сказалось голодное военное детство. Работал на Дальзаводе, трудился алтарником в Свято-Никольском храме, где настоятелем был отец Сергий. Иногда ездил в Уссурийск, молился в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Протоиерей Сергий и благословил меня на учебу в Московской духовной семинарии.

- А о какой-то гражданской профессии мечтали?

- Как большинство приморских мальчишек, хотел стать капитаном. Мечтал о путешествиях, любил рыбачить, ходил на охоту. Но постепенно я стал понимать, что у меня другое предназначение.

Надо сказать, документы для приема в семинарию я отправлял по почте, поэтому скрыть факт отъезда от "компетентных органов" было практически невозможно. За три часа до поезда пришли партийные активисты и начали отговаривать. Но их усилия оказались тщетными, и я все-таки успел заскочить в вагон. Правда, гонения продолжались и в семинарии. Так, одного из семинаристов забрали в армию, а потом в газете появилась "отказная" статья за его подписью. Позже он сказал, что не писал такого.

В 1963 году я поступил в Московскую духовную семинарию. Через четыре года защитил кандидатскую диссертацию. 24 года преподавал библейскую историю. Поскольку моим духовником был архиепископ Иркутский Вениамин - один из подвижников и ревностных служителей православной церкви советского периода, немало испытавший во время гонений на православную церковь в 60-80-е годы XX столетия, то это имя и было мне дано патриархом Алексием II.

114 священников Приморья

- Владыка, вы уже 15 лет возглавляете Владивостокскую и Приморскую епархию. За это время в регионе строятся храмы, восстанавливаются монастыри. Как вы оцениваете тенденцию - людей в церковь стало приходить больше? Может, именно она и способна объединить россиян, стать возрождающей силой государства?

- Православие сегодня возрождается после того, как 70 лет его пинали. И, конечно, это возвращение к корням, к духовности не может не радовать. Сегодня даже можно услышать упрек, что мы не так активны. Но отмечу: в Приморье всего 114 священников, в то время как учителей около 3 тысяч. Я бы сказал, что церковь - это все мы. Просто не до каждого дошло это понимание. Тем не менее православная церковь учит, что в основе экономики лежит духовность. Если ты честный человек, то не будешь воровать. Сейчас нет страха Божиего, а отсюда и беды. Недавно ко мне пришла женщина: плачет, сын спрыгнул с крыши из-за неразделенной любви. Конечно, человеку просто не объяснили, что жизнь нам дана Богом и мы не вправе ее отбирать как у себя, так и у других.

Религия зовет к облагораживанию человека, его совершенству. Пока же мы живем с комплексами советских времен, и надо, чтобы сменилось не одно поколение, чтобы из безбожья прийти к святой Руси. Думаю, здесь многое зависит от пастырей: самому надо совершенствоваться и своих ближних тоже. Сегодняшняя идея должна заключаться в святости. Именно это должно прийти на смену той коммунистической морали, которая существовала несколько десятилетий. Но православие живет намного дольше!

Подчеркну, что духовность сегодня - основа основ, даже с точки зрения экономики. Ведь почему процветает воровство и коррупция? Потому что люди растратили свою добродетель.

Воспитывать надо и прихожан, и священнослужителей

- За годы советской власти выросло целое поколение людей, которое не приобщалось к православной вере. Некоторые не знают правил поведения в храме, правил исповеди (которые, кстати, в некоторых приходах имеют свое отличие). В результате возникают неловкие ситуации.

- В церкви единство есть в главном, но расхождения встречаются. Но я не вижу в этом чего-то страшного. Не зря же говорят: каков поп, таков и приход. В Уссурийском приходе, например, достаточно строго все соблюдается. В других может быть попроще. Многое зависит от настоятеля. Например, перед исповедью необходимо поститься духовно и телесно три дня. Но бывают такие ситуации, когда лучше пойти на некоторое снисхождение. Ведь догматическим подходом можно и отпугнуть.

Я убежден, что воспитывать надо и священнослужителей, и прихожан. Тем, кто постоянно в храм ходит, все обычаи известны. А то встречаются и такие, что жалуются. Мол, как в церковь ни приду, так все поют: "Христос Воскресе! Христос Воскресе!". Человек даже не пробовал посещать чаще богослужение.

- А как готовят кадры для церкви? И как вы - архиепископ епархии - воспитываете настоятелей?

- Помните историю про Диогена, который искал человека "днем с огнем"? И мы вот примерно также в поиске. Сейчас нехватка церковных служителей ощущается во Владивостоке. Да и в ряде приморских приходов хотелось бы, чтобы служил не один, а два священника. Но тут приходится учитывать, что не везде это возможно: прихожане разные, не у всех есть спонсоры, которые могли бы подать на поддержание прихода, его ремонт. Нельзя забывать, что церковь всегда старалась еще и материально помочь страждущим и неимущим. Но для благотворительных мероприятий также нужны средства.

- По какому принципу формируется бюджет церкви? Из чего состоит зарплата священника? Бытует мнение, что они, как правило, весьма состоятельные люди?

- Скажу честно, среди приморских священников богатых настоятелей припомнить не могу. Все зависит от того, насколько щедры прихожане. Мы же пытаемся сделать так, чтобы и маломощные приходы не остались без поддержки. Да и настоятель - тоже человек. Нужно питаться, одеваться. А зарплата его около 12 тысяч рублей - много это или мало, судите сами. В целом же, приход - вполне самостоятельная единица.

Основная база подготовки наших кадров - духовное училище. С центральных областей к нам особенно не едут. А если кто-то и соберется, то еще надо узнать, что за человек. Отделение теологии и религиоведения при ДВГУ тоже помогает обеспечить потребность в священниках. У нас уже прошло шесть выпусков специалистов в области теологии. В их дипломах так и записано "преподаватель теологии".

- Бывали в Приморье случаи, когда настоятеля лишали сана?

- Всякое случалось... Приходилось и сана лишать. Один священник, например, распивал спиртные напитки, причем на него даже предупреждения не действовали. А потом и вообще у него вне брака ребенок родился. Это уже серьезное нарушение. Как такой человек может проводить богослужение или благословлять? Сейчас вот раскаивается, просится в один из приходов. Так что за неподобающую сану дисциплину можно и суровое наказание получить.

Мы стараемся, чтобы в священники попадали люди с высшим образованием, благочестивые.

- А чтобы вы пожелали всем нашим читателям?

- Светлых дней, благополучия, радости. Живите с именем Бога в душе - и вас не покинет благословение господа нашего Иисуса Христа.


Программа празднования 110-летия Владивостокской и Приморской епархии и 70-летия Владыки Вениамина

8 ноября, в субботу, состоится городской крестный ход из Свято-Никольского кафедрального собора в собор Покрова Пресвятой Богородицы. Во время крестного хода в Покровский собор на свое постоянное место пребывания будет перенесена святыня Дальнего Востока - Порт-Артурская икона Божией Матери. Выход от Свято-Никольского собора в 11.00.

9 ноября в 9.00 пройдет божественная литургия в соборе Покрова Пресвятой Богородицы.

Праздничный вечер, посвященный юбилейным событиям, начнется в 17.00 в драматическом театре имени М. Горького. С концертом выступят Объединенный хор Русской православной церкви г. Владивостока, Тихоокеанский симфонический оркестр, солисты игумен Феофан (Зиборов), иеродиакон Ювеналий (Лапшин), заслуженные артистки России Вероника Касьянова и Раиса Илюхина.


06.11.2008

novostivl.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован