Эксклюзив
Чубаркин Артур Владимирович
04 мая 2019
1474

В объятия Антарктиды

«…Неведение о льдах, бурях, море, изрытое глубокими ямами, величайшие поднимающиеся волны, густая мрачность и такой же снег, которые скрывали все от глаз наших, и в сие время наступила ночь, бояться было стыдно, а самый твердый человек внутренне повторял: «Боже, спаси!»…» Фаддей Беллинсгаузен
Main 27368883 1593999960654104 8397049812360633150 o

Еще пару столетий назад на географических картах Земли не значилась Антарктида.

Вместо нее зияло белое пятно неопределенной формы.

В 1819 году русские моряки Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на военных шлюпах «Восток» и «Мирный», посетили Южную Георгию и направились вглубь Южного Ледовитого океана.  В 1820 году они впервые увидели берега Южного полярного материка. Так была открыта Антарктида.

Прошло время, и в 1997 году другие российские путешественники под руководством  Георгия Карпенко решили повторить парусный поход к Антарктиде. Трансглобальная экспедиция Карпенко на океанской яхте «Урания-2» предполагала движение вокруг земного шара в меридиональном направлении. Экспедиция, по замыслу организаторов, должна была стать первой в истории мореплавания парусной кругосветкой, идущей с севера на юг и с юга на север. При этом отдельная группа из трех человек должна была пересечь Антарктиду через Южный Полюс на парусном буере и далее продолжить путь с экипажем яхты. От этого отдельного этапа пришлось отказаться из-за дефолта 1998 г. Яхта «Урания-2», достигнув Антарктиды  и пройдя море Беллинсгаузена и море Лазарева по Южному Полярному Кругу, после долгой и мучительной борьбы со стихией закончила свой путь в порту Мар-дель-Плато (Аргентина). Путешествие наших современников длилось полтора года.

Команда «Урании-2»  в полной мере ощутила на себе суровые арктические объятия.

Своими впечатлениями о походе в Антарктиду поделился один из участников экспедиции - наш земляк Артур Чубаркин.                                                   

- Как вы стали путешественником?

- Я родился и вырос на Чукотке в семье полярного вертолетчика. Когда мне было 15 лет, наша семья переехала в Самару. Но меня всегда тянула Чукотка, люблю холод, зиму. В последствии получил медицинское образование.

Сначала были маленькие походы, экспедиция на Памир в поисках снежного человека с «Комсомольской правдой». Потом экологическая экспедиция на парусных катамаранах на Байкал, экспедиция на Чукотку памяти погибшего в 1764 году первопроходца Никиты Шалаурова и геолога-писателя Олега Куваева.

Все это сопровождалось огромным желанием путешествовать, шагая по Матушке Земле.

- А как вы попали на «Уранию-2»?

- Жена Марина случайно увидала статью в «КП» о том, что готовится экспедиция в Антарктиду. Я позвонил капитану «Урании-2» Георгию Карпенко, мы встретились в Москве. Родство с Севером и профессия врача  стали ключевыми аргументами  при отборе моей кандидатуры. Вообще в состав экипажа «Урании-2» за полтора года путешествия  вошло 15 человек. Но на этапе Южная Америка-Антарктида нас прошло семеро: Георгий Карпенко (Московская область, г. Пушкино), Дмитрий Шаромов (Владивосток), Аркадий Колыбалов (г. Москва), Валерий Пикулев (г. Николаевск-на-Амуре), Иван Кузнецов (Воронежская область, г. Россошь), Александр Харитонов (г. Петрозаводск) и я, Артур Чубаркин (г. Тольятти) .

- У каждой экспедиции есть несколько составляющих: спортивный интерес, обусловленный достижением новых рекордов; научный - изучение чего-то малоизведанного; интересы материальные и даже политические. Какие интересы были у вашей команды?

- Наша экспедиция носила патриотический характер. Известно, что Антарктиду открыли российские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев. Они прошли на двух шлюпах «Восток» и «Мирный» и, как говорится, «застолбили» эту землю, открыли материк. Этим мы можем гордиться! Вслед за ними пришли англичане и заявили: «Нет, это наше!». Как следствие этого спора – двойные названия у географических объектов – в русской и английской версиях. Мы решили пройти маршрутами Беллинсгаузена и Лазарева и стать второй парусной российской экспедицией к Антарктиде.

Была еще и научная идея. Обычно китобои, направляясь в антарктические воды на промысел, уходили с попутным ветром к Африке. В отличие от них мы хотели идти на Запад по-над кромкой льда, в зоне дрейфа айсбергов, где меньше влияние штормов, и где мы оказываемся во власти местных циклонов, диаметром 100-200 миль. Эти циклоны уходят на восток в пролив Дрейка, который мореплаватели называют «сквозняком Земли». И 2/3 деятельности такого циклона можно ловить ветер парусами. И эта дерзкая идея оказалась выполнимой.

- А что удалось осуществить?

- Маршрут экспедиции должен был пройти следующим образом: выйдя из Санкт-Петербурга, «Урания-2» должна была спуститься по Атлантике до Антарктиды и далее идти вдоль антарктических берегов южнее Южного Полярного Круга на запад до меридиана Новой Зеландии, после чего направиться в сторону родных берегов с юга на север.

Далее: Япония, Камчатка, Севморпуть, Скандинавия. И возвращение в Питер.

Плюс отдельным этапом пересечение тремя участниками ледового континента на парусном буере через Южный Полюс.

Реально же, дойдя до Антарктиды под парусами, посетив на побережье 5 полярных станций, в том числе станцию «Беллинсгаузен» (Россия) и пройдя море Беллинсгаузена и море Лазарева, яхта вынуждена была развернуться в обратный путь. Вышел из строя редуктор, из-за чего пришлось подняться выше линии айсбергов, где мы выигрывали в сутки только 5-7 миль в западном направлении. Обледенение мешало ночью идти под парусами. Кончалась вода, еда. Развернувшись, мы собрали все шторма пролива Дрейка под семиметровым «дубовым» штормовым стакселем. И напоследок в районе мыса Горн – неожиданный штиль, приливное течение, скалы вокруг, обвешанная всеми немыслимыми парусами яхта и – улыбка фортуны (а может пинок под зад?) – слабое дуновение, на котором мы выбрались со сломанным эхолотом.

- Экспедиции на такие дальние расстояния и такое длительное время требуют немало затрат. Как обстояли дела с финансированием?

- Экспедиция не носила государственного и правительственного характера, поэтому с финансированием дела обстояли очень плохо. Мы применили немало усилий для нахождения спонсоров, но политическая ситуация в стране, дефолт 1998 года лишили нас возможности получить полноценную спонсорскую помощь. Сорвался договор с АвтоВАЗом, который вместо обещанных 80 тысяч долларов смог выделить 80 тысяч рублей. Да и то были выданы не деньги, а две машины, которые необходимо было самим реализовать. Большое содействие обещал известный водочный  бизнесмен Смирнов, но в его бизнесе случились серьезные неприятности, и он вместо обещанных денег смог выделить 20 ящиков водки. Позже  в Англии мы продали ее яхтсменам и на вырученные деньги приобрели радар. ..  так бюжет  мы смогли приобрести новый ...ее в ...и оныделением спонсорской водки.ация в стране, дефолт 1998 года лишили нас во

- Какой пред вами предстала Антарктида?

- Антарктида – это громадный, высокий континент, высотой до трех км над уровнем моря. Когда двигались вдоль берега, постоянно слышали канонаду. На наших глазах рушились по толщине до нескольких сот метров ледяные глыбы, образовывались айсберги. Однажды встретился айсберг-остров длиною в 100 км. Просто отломилась часть кромки берега и застряла в десяти километрах от него. Грандиозное зрелище.

Все, что я знал об айсбергах раньше, так это то, что 1/3 часть находится над водой, а 2/3 скрыто в морской пучине.

Но оказалось, что айсберги бывают разные. Самые опасные  называются «свиньи», они находятся целиком под водой, поскольку надводная часть у них уже разрушилась. Присутствие «свиней» днем едва можно определить по бурунам. Радаром их не обнаружить. Один раз мы прошли мимо одного такого ночью, буквально в 3-х метрах. Повезло, что подводная часть глыбины была вертикальной. Не зря говорится: «Подложить свинью».

Как вы избегали айсбергов?

Мы не уходили от них, а просто лавировали между ними. Мы сознательно спустились южнее Полярного Круга. Когда айсбергов становилось слишком много, сбрасывали паруса и шли под мотором. Экипаж постоянно был в напряжении. Чувство страха настолько было велико, что возникало даже некое его притупление. Опасность воспринималась уже не эмоционально, а рационально. Это уже была некая самозащита организма.

- В своей книге «Под парусом к Антарктиде» Георгий Карпенко пишет, что на Антарктиду легче попасть, чем от нее уйти. В последней главе «По Южному Полярному Кругу» он рассказывает о безрезультатной попытке команды прорваться к Новой Зеландии и о катастрофических ситуациях, которые постоянно возникали вокруг яхты. Что вам помогло тогда выжить?

- Огромное желание вернуться домой. Хотя на всякий случай, уходя в экспедицию, я прощался с семьей навсегда.

Это была проверка всех моих человеческих качеств и умений, в том числе как ни странно это звучит, разумности и адекватности. Я никогда не иду «покорять» Природу, я в нее вживаюсь. Люблю весь экипаж «Урании». Замечательные люди, я ими горжусь…

Очень грели сеансы радиосвязи. Кудесник Иван Кузнецов через весь земной шар устанавливал радиосвязь с таким же соратником Валентином Кириченко в поселке Береза, а тот прикладывал телефонную трубку к рации и звонил моим родителям. И звучал голос отца, мамы.

Помогала гитара. До сих пор на российской станции «Беллинсгаузен» поют песни Юрия Панюшкина и Сергея Анцинова, привезенные нами.

- Ваши впечатления о животном мире Антарктиды.

- Период антарктической экспедиции совпал с периодом антарктического лета. В это время к берегам Антарктиды приходят на игрища киты и касатки.  Наша яхта вызывала у них любопытство. Киты пытались с нами играть: плавали вокруг яхты, подныривали, неожиданно выпрыгивали слева, справа, делали сальто. Мы боялись, что они заденут нашу «Уранию-2». Но киты отнеслись к ней дружелюбно. Понимали, что это – не кусок айсберга, а нечто особенное.

На льдинах постоянно возлежали морские слоны, львы, леопарды, котики. Кого только не было! Львы и леопарды – хищные животные, могу напасть на человека. Агрессивно ведет себя морской котик, если кто-то заходит в зону его гарема. А вот морские слоны не столь опасны, хоть и хищники, питаются они рыбой.

Уникальные существа - пингвины. Самый красивый – пингвин императорский. Но он живет в глубине материка. Нам же довелось видеть пингвинов-полицейских и пингвинов Адели.  Заходишь в их стаю, они как куры разбегаются. Спят стоя, голову набок.

Встречались нам  и мигрирующие пингвины прямо в море, когда мы прошли пролив Дрейка и были на подходе к острову Эстадос. В этом месте теплое течение. Мы бросили якорь и, облачившись в гидрокостюмы, по очереди ныряли среди пингвиньей братии. А те пытались коснуться под водой тела человека своим телом или крылом.

- Если говорить о политической стороне. На Антарктиду смотрит много стран.

- Восемь стран занимаются ее исследованием. Соответственно существует конкуренция. По международным законам военных в Антарктиде быть не должно, но самая ближайшая страна Чили претендует на часть Антарктиды. При этом Чили спорит в основном с Аргентиной. Оружия чилийцы здесь не носят, но все в военной форме, летают на военных самолетах. Ощущается, что чилийцы пытаются себя вести как хозяева. И им это удается. Они много вкладывают в это денег. На острове Беллинсгаузен, например, одна станция российская, а рядышком - чилийская. Аэродром там был построен нашими, но мы не смогли его содержать и чилийцы его выкупили.

Геополитические амбиции по поводу Антарктиды просматриваются и у других стран. Ресурсы Земли исчезают, малоизведанными зонами остаются полюса. Антарктида очень богата природными ископаемыми. Но за счет сурового климата она остается пока малодоступной.

Елена АБКИНА

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован