23 марта 2007
5072

В Общественной палате: Благотворительность - российская традиция

"Одним из эффективных инструментов реализации социальной политики может быть благотворительность, которой никогда не чуждался российский бизнес. Накормить голодных, приютить бездомных, обучить и просветить неграмотных - эти традиции деловой этики коренятся в толще нашей народно-исторической жизни", - считает Сергей Абакумов. Действительно, благотворительность в России имеет давние традиции, но сегодня основные надежды малоимущих граждан связаны с государством. Наша беседа с заместителем председателя Комиссии Общественной палаты по развитию благотворительности, милосердия и волонтерства началась с вопроса: чем вызван нынешний диспаритет ответственности между гражданским обществом и властью в России?

- Государство, как институт регламентации, администрирования, контроля и обеспечения безопасности в масштабах целой нации должно быть нацелено на "общее благо". Именно это стремление я усматриваю в инициативах по развертыванию национальных проектов. Здоровье нации, ее образованность, обеспеченность жильем и продуктами питания - это фундаментальные основания национального благополучия. Государственный аппарат нанимается и содержится обществом вне зависимости от того, являются ли его представители назначенными или избранными, а потому они обязаны действовать в интересах этого общества и на его благо, хотя, конечно, не всегда следуют этому императиву.
С другой стороны, организации гражданского общества принципиально "эгоистичны". Они создаются, чтобы конкретные люди решили свои частные и корпоративные (групповые) проблемы. Если они хотят стать самостоятельными и относительно независимыми, они должны сами себя содержать. По мере роста такой организации, например, партии, в ней самой выстраивается иерархия управляющих и управляемых. Участники гражданских организаций борются за свои идеи, свои ценности, свои интересы, и никто не может обязать их принимать во внимание цели более широкие, чем они сами себе поставили.
В принципе, взаимодействие и партнерство власти и гражданского общества было бы исключено, если бы частные интересы не зависели от благополучия общества в целом. Эта идея давно лежит в основе экономических теорий. Например, успешная торговля предполагает платежеспособный спрос, и чем он шире, тем лучше идут дела. Бизнес-элите прекрасно понятны эти азы... Хотя, что касается рядовых граждан, то сегодня дело обстоит так, будто социальные инициативы могут идти исключительно "сверху", а роль общества при этом сводится к их пассивно-благодарному принятию либо капризно-агрессивному отторжению.
- Западные компании создают корпоративные благотворительные фонды. Как с этим обстоит дело в России?
- Одними из первых активных благотворителей в постреформенной России стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, т.к. работа вновь созданных подобных отечественных организаций тормозилась отсутствием четкого законодательства. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, фонды открывали свои отделения в России.
Но уже в середине 90-х годов появились крупные российские благотворительные структуры, специализирующихся в разных сферах: поддержке научных, учебных проектов, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение. Это, например, Благотворительный фонд Владимира Потанина, Олега Дерипаски, Дмитрия Зимина и др. Сейчас происходит объединение различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь. Это одна из общемировых тенденций последних 10-15 лет.
Сейчас в России над созданием собственных корпоративных фондов работают "РосБанк", "СеверСталь", "УралСиб", "Евросеть", "Ренова" и другие предпринимательские объединения. Многие компании стремятся построить деловые альянсы с теми, кто лучше разбирается в нуждах сообщества. В России партнерство в реализации проектов часто заявляется компаниями как приоритет, однако на практике чаще всего можно увидеть взаимодействие частных и корпоративных доноров, а не корпораций: "Династия" и "СеверСталь" - проект для учителей; СУАЛ и CAF - создание фондов местных сообществ; ФиаБанк и Городской благотворительный фонд Тольятти - проект для молодежи города.
- На последнем съезде РСПП бизнес заявил о том, что он несет социальную ответственность перед обществом. Есть ли конкретные примеры участия бизнеса в нацпроектах?
- Да, сегодня речь идет не только о разовых акциях, сколь угодно гуманных, но и о необходимости системного и долгосрочного участия бизнеса в проектах национального значения. Достаточно вспомнить встречи с деловой элитой страны, которые проводили весной этого года Президент и Первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Обе они были посвящены нацпроектам, и обе имели общественный и медийный резонанс, несопоставимый с тем эффектом, который стремились и стремятся произвести многие политические объединения, рассчитывающие засветиться в отраженном свете нацпроектов.
Заинтересованность предпринимателей в проектах, связанных с жилищным строительством, кредитованием сельского хозяйства или, скажем, поставками высокотехнологичного медицинского оборудования, легко объяснима и именно поэтому так часто служит поводом для самых вульгарных подозрений. Но есть примеры, доказывающие, что привлекательность нацпроектов для деловых кругов не сводится к сиюминутной коммерческой конъюнктуре.
Предпринимательские организации взяли на себя затратный и не обещающий скорой отдачи труд по разработке методик, позволяющих объективно оценивать качество образования (в качестве примера сошлюсь хотя бы на методику делового рейтингования вузов (ДеРеВо), предложенную ОПОРой. Очевидно, что в ситуации неконтролируемого размножения вузов-однодневок, которые возникали в стране на протяжении последних 15 лет, проблема эта имеет первоочередное значение.
Сегодня обладатель вузовского диплома, чьи реальные знания с грехом пополам отвечают требованиям средней школы, стал одной из самых распространенных трагикомических персонажей российской социальной драмы. В перспективе упадок образования грозит перерасти как в чреватую международной маргинализацией интеллектуальную недостаточность нации, так и в банальный кадровый кризис на рынке труда - и тем самым ударить по бизнесу. Таким образом, в сфере образования стратегические интересы государства и корпоративные интересы бизнеса совпадают.
Это и есть пример искомого диалога гражданского общества и государства. Более того: сам факт участия в этом процессе государственной и предпринимательской элиты наряду с многочисленными общественными и благотворительными организациями в различных регионах страны свидетельствует, что ростки гражданского общества на российской почве, несмотря на прогнозы скептиков, прижились.
- Что мешает сегодня благотворителям?
- Сейчас благотворительная деятельность сильно затруднена сложностями в оформлении пожертвований, предоставлением отчетности, разночтениями в старых и новых законах, связанных с налогообложением, и т.д. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" был принят в 1996 году - после принятия Гражданского кодекса и закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", что, по мнению экспертов, и привело к появлению несоответствий.
По закону благотворительной организацией является негосударственная и немуниципальная некоммерческая структура, созданная "для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц". При этом благотворительные организации могут создаваться только в предусмотренных законом формах, что не всегда соответствует практике жизни. Экспертам предлагается внести изменение в статью 7 закона "О благотворительной деятельности", что исправит данное положение.
В Гражданском кодексе в перечне лиц, которым могут делаться пожертвования, существует неясность: имеются в виду определенные формы юридических лиц или же цели их деятельности. Не все организационно-правовые формы НКО могут быть получателями пожертвований. Например, если медицинская фирма (в форме автономного учреждения) получит денежные средства с формулировкой "пожертвование" на ремонт помещений, оно должно будет уплатить 24% налога на прибыль.
По мнению экспертов, разумно было бы определять лиц, получающих пожертвование, не через их организационно-правовые формы, а через виды деятельности, которые они осуществляют, и на которые передается пожертвование. Конечно же, при условии, что все эти лица являются НКО.
Вообще, попытки решить эти проблемы предпринимаются благотворительным сообществом с 2003 года. Был разработан соответствующий законопроект, на который были получены положительные отзывы Минэкономразвития и Минфина РФ. Дело в том, что существующие налоговые льготы для некоммерческих организаций, занимающихся благотворительной деятельностью, имеют несистематизированный характер, не все они точны, и, главное, не позволяют строго соотнести право на льготу с социальным результатом.
В частности, пожертвования освобождаются от налога на прибыль у всех фондов независимо от специфики их деятельности, в том время как взносы учредителей в некоммерческую организацию облагаются налогом на прибыль даже тогда, если они предназначены для развития образования или социальной помощи.
Еще один пример законодательной нестыковки. Допустим, коммерческая организация безвозмездно отремонтировала помещение приюта для бомжей, который существует в форме муниципальной некоммерческой организации. Такие работы рассматриваются в Налоговом кодексе в качестве внереализационных доходов. Они не освобождаются от налогообложения. В мировой практике такие услуги обычно не облагаются налогом на прибыль для получателя, при этом для поставщика услуг льготы по прибыли не предусмотрены.
- На Западе эти механизмы давно отработаны...
- Да, и поэтому наша Комиссия решила привлечь внимание к понятию "эндаумент". Впервые этот вопрос поднял председатель нашей Комиссии Владимир Потанин на встрече президента с отечественными предпринимателями. В российском законодательстве этому термину могло бы условно соответствовать понятие "ресурсный" или "резервный капитал" некоммерческих организаций.
Наличие "резервного капитала" в НКО призвано решить три основные задачи: приобретение независимости от разовых пожертвований, обеспечение финансовой стабильности посредством получения гарантированного дохода, создание возможности для формирования долговременного источника финансирования основных направлений деятельности.
- США стали первой страной мира, которая сделала благотворительность выгодной, когда в 1921 году уменьшила налоги на суммы, пожертвованные на благотворительность. В России, как заявляют некоторые предприниматели, до сих пор нет эффективного механизма льгот...
- Я не согласен с мнением, что необходимо искусственно создавать какие-то особые тепличные условия для развития благотворительности. Основанные на добровольных началах меценатство и благотворительность исторически были в русских традициях. Другое дело, что необходимо совершенствование законодательства в этой сфере для снятия бюрократических барьеров. Кроме того, государство должно обеспечить достаточные гарантии целевого использования благотворительных средств, а соответствующие государственные структуры и механизмы гражданского общества обязаны контролировать этот процесс.
По большому счету, благотворительность - это потребность души. Благотворительностью могут заниматься как богатые люди, так и граждане со средним достатком. Чем больше будет благотворителей, тем стабильней, нравственней станет наше общество. Необходимо понимание, что в нашей стране пока еще все зависит от нас, от нашей гражданской позиции и гражданской активности. Нам всем необходимо работать над тем, чтобы гражданская инициатива и гражданская ответственность стали в России не пустыми словами. Давайте будем критичны, но ради позитивных целей, а не ради самой критики. Давайте говорить о просчетах власти, но для того, чтобы постараться внести в ее действия необходимые коррективы, выстроить для этого работоспособные механизмы, заложить под них достаточные общественные ресурсы. Давайте видеть также и свои недостатки, но не будем их гиперболизировать и превращать в оправдание для своего отказа от конструктивной работы.


Беседовал Сергей КОСЫГИН
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован