09 августа 2004
91

В период подготовки Кипра к вступлению в Евросоюз

В период подготовки Кипра к вступлению в Евросоюз, многочисленные эксперты Совета Европы оценивали готовность Кипра стать европейским государством. В результате появилось большое количество всесторонних исследований, в частности, доклады о ситуации на Кипре в части соблюдения общечеловеческих прав и свобод. Нас, конечно, больше всего интересует, каким же образом на Кипре защищают права иностранцев. Предлагаемая вашему вниманию статья подготовлена на основе материалов Комиссии по правам человека Совета Европы, иммиграционного законодательства Кипра и других документов.

Кипр находится на перекрестке путей Европы, Азии и Африки, поэтому мигрантов здесь всегда было предостаточно. А теперь, после вступления в ЕС, остров стал представлять еще больший интерес для иностранцев, как легально прибывающих сюда жить и работать, так и нелегалов. Особая надежда появилась у тех, кто ищет убежища и защиты от преследований в своем отечестве - законы Кипра теперь должны соответствовать европейским. Но как же обстоит дело в действительности?
Вывод европейских экспертов однозначен и неутешителен - до сих пор в кипрском государстве не было иммиграционной политики как таковой. Пребывание иностранцев на Кипре регулируется лишь Положениями об иностранцах и иммиграции 1972 года (Aliens and Immigration Regulations 1972). В 2001 году в них были внесены некоторые поправки, а годом раньше, в 2000-м, наконец-то был принят закон о беженцах и заявителях на предоставление убежища. Полное введение в действие новых правил стало возможным лишь в 2003 году.
Европейские эксперты не считают, что даже положение легально работающих иностранцев соответствует международным стандартам. Потеря работы для иностранца на Кипре означает немедленное прекращение действия разрешения на проживание. То есть человек полностью зависит от работодателя, по прихоти которого он в считанные дни может оказаться в положении нелегала. Ведь на самом деле - собраться и уехать из страны в течение двух недель, если потеря работы явилась неожиданностью - задача почти невыполнимая по многим причинам. Таким положением вещей пользуются недобросовестные работодатели, зная, что работник не станет жаловаться ни на какие его действия, боясь увольнения. Тем не менее, сейчас иностранные работники имеют право подавать жалобы в региональные офисы Министерства труда и социального страхования (Labour and Social Insu-rance Ministry`s Regional Offices) по месту своей работы.
Не обошли своим внимание эксперты и положение иностранок, которые заключили или собираются заключить брак с киприотом. В случае разрыва таких отношений иностранка должна быть изгнана с острова, если того желает муж. Отмечены также случаи расизма и дискриминации по национальному признаку.
В целом, делает вывод Комиссия по правам человека Совета Европы, иммиграционная политика Кипра базируется на идее, что мигранты - это люди, прибывшие в страну на работу на очень короткий срок. Поэтому им незачем знать свои права (если они есть) и тем более защищать свои интересы.
В наиболее уязвимом положении на Кипре всегда были заявители на предоставление убежища или, по-другому, на статус конвенционного беженца.
И все-таки количество `ищущих убежища` на Кипре с каждым годом растет. В 1997 году было принято всего 60 заявлений, а в 2003 году их было уже 4411. Вплоть до 2002 г. заявители должны были оставлять свои прошения в офисе верховного уполномоченного ООН по вопросам беженцев (UNHCR). Именно он принимал решения о том, достаточно ли обоснованы и аргументированы заявления. В апреле 2002 г., в соответствии с Постановлением о Беженцах номер 6(1)2000, была создана независимая администрация, возглавляемая ответственными секретарями Министерства иностранных дел и Министерства юстиции и общественного порядка. Они занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами и заявителями на статус. Однако обрабатывает бумаги заявителей этот орган власти достаточно медленно, жалуясь на недостаток работников.
До конца 2003 года на Кипре даже не было центра по размещению заявителей на статус беженца. Подробно о новом центре около деревни Кофину было рассказано в предыдущем номере газеты.
Кипрское правительство по закону должно предоставлять заявителям на беженство разрешения на временное проживание и на работу, действительные на тот период времени, в течение которого заявитель ожидает слушаний по своему делу. На практике большое количество заявителей на статус беженца до недавнего времени рассматривались полицией просто как лица, нелегально перешедшие границу. И соответственно их отправляли в тюрьму, откуда дорога всегда была одна - депортация домой.
Однако, благодаря введению в действие Закона о беженцах от 2000 года, положение стало улучшаться. В феврале 2002 г. и в июне 2003 г. в новый закон были внесены поправки.
Этот закон был специально подготовлен в целях приведения внутреннего законодательства Кипра в соответствие с международными стандартами, включая установленные женевской Конвенцией о Беженцах 1951 года.
Закон о Беженцах 2000 г. устанавливает следующие положения:
* кто подпадает под определение `заявитель на предоставление убежища`
* где могут делаться заявления
* что считается основанием для отклонения заявления
* процесс обработки заявления
* право заявителя на апелляцию
* права признанного беженца.

Марина Николайчева
Cyprus Advertiser, 2000 - 2004http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован