13 октября 2004
86

В правительстве решили, кто будет отвечать за все теракты

В Москве состоялось заседание федеральной антитеррористической комиссии. Одним из главных результатов дискуссий ее членов может стать появление в России, причем уже в ближайшее время, новой спецслужбы - антитеррористической, которая будет наделена весьма широкими полномочиями. В федеральную антитеррористическую комиссию (ФАК), которую возглавляет председатель правительства РФ, входят все руководители силовых министерств и ведомств России, в том числе и начальник Генерального штаба ВС, все остальные министры, представители администрации президента. Создана ФАК была почти четыре года назад. По регламенту заседания комиссии проводятся раз в квартал, сегодняшнее - четырнадцатое.

На заседании было рассмотрено несколько вопросов, каждый из которых связан с усилением мер по борьбе с терроризмом в России. Так, известно, что обсуждалась проблема антитеррористической защищенности в России, в частности, особо опасных и опасных производств. По некоторым данным, только в ведении Минпромэнерго сегодня числится порядка 1500 объектов, на каждом из которых теракт в случае его исполнения приведет к значительным человеческим и материальным потерям. А подобных объектов довольно много и у силовиков, и у Минтранса, и в Росатоме и даже в ведении РАО `Жилищно-коммунальные системы`. Предлагается ввести комплекс мер, которая позволит значительно увеличить защищенность таких объектов. Принципиальным моментом остается то, что государство будет участвовать и контролировать эти процессы, независимо от формы собственности подобных производств и объектов. А собственники должны понимать, что на этом этапе траты на приведение мер антитеррористической защиты своих предприятий в соответствие с разрабатываемыми стандартами будут, конечно, существенными, но на этом этапе без них не обойтись - это просто придется сделать.

Но, пожалуй, основным вопросом в рамках реализации политики государства в области антитеррора (кстати, единый концептуальный и всеобъемлющий документ по этой проблеме активно разрабатывается в силовых ведомствах), который всегда обсуждается на подобных заседаниях, становится создание конкретного органа федеральной исполнительной власти, призванного заниматься антитеррором во всей стране. Сегодня борьба с терроризмом входит в задачи сразу нескольких силовых министерств и ведомств - от ФСБ, МВД и Генпрокуратуры до Минобороны и Службы внешней разведки. И очевидно, что в настоящее время у всех них вместе взятых антитеррор не всегда получается. Конечно, в силу очень многих причин - от кадрового `голода` и определенной `размытости` функциональных обязанностей до `конкуренции` и даже взаимной личной неприязни отдельных руководителей. Высказываются надежды, что создание головного органа федеральной исполнительной власти по организации и реализации всех мер системного характера в борьбе с терроризмом позволит решить массу проблем в этой сфере.

Федеральный координационный центр по антитеррору, по большому счету, станет новой российской спецслужбой. Он будет обладать не только правом вести оперативно-следственные действия, что, в общем, естественно, но и проводить определенную оперативную работу за рубежом, в крупных городах и, особенно, в проблемных регионах России. Предусматривается, что центр будет иметь территориальные представительства во многих регионах России.

Видимо, новая служба будет заниматься как уже стандартным набором мер по борьбе с `чумой XXI века`, например, руководством выделенными силами и средствами МВД, ФСБ и Минобороны и специально уполномоченными офицерами по антитеррору в ранге заместителей или помощников руководителей органов внутренних дел в регионах, так и некоторыми другими, нестандартными приемами, диктуемыми весьма неспокойным в плане терроризма временем. Поэтому, совершенно очевидно, что в функции новой спецслужбы должны войти мониторинг экономики терроризма и отслеживание его финансовых потоков (что, кстати, предполагает и масштабное международное сотрудничество). В то же время, не исключено, что именно в этой структуре появятся специальные аналитики, в задачу которых будет входить `думать как террористы` и разрабатывать моментальные ответные меры государства на каждый, даже самый фантастичный и кажущийся невероятным, сценарий теракта.

Однако, помимо действительно немалых полномочий (заметим, что часть своих полномочий центру отдадут все без исключения силовики, а также финансовая разведка и даже МИД), что сделает новую спецслужбу весьма влиятельной структурой, и в том числе в аппаратном плане (она будет иметь статус федеральной службы), на нее ложится и вся ответственность за теракты в стране. Вместе с тем такие высокие полномочия предполагают и соответствующие кадры - похоже, что в антитеррористической службе будут представлены все силовики, а, значит, будет развит институт прикомандирования сотрудников.

Отметим, что реальная борьба с терроризмом, и это также всегда входит в повестку любого заседания ФАК, была бы весьма непростой без существенного ограничения целого ряда прав и гражданских свобод в обществе, с одной стороны, и расширения полномочий и увеличения финансирования спецслужб, с другой. При этом вспомним опыт, к примеру, США, которые, несмотря на всю свою демократию, после масштабных терактов на своей территории 11 сентября 2001 года именно так и поступили. Можно спорить о правильности такого решения, но факт остается фактом - ни одного теракта, за исключением разве что похождений `черного снайпера` (что, в общем,и не совсем теракт в теперь уже привычном, к сожалению, понимании) в США с тех пор не произошло. Комплекс же мер российских, вероятно, будет направлен в первую очередь на антитеррористическую защиту мест массового скопления людей - аэропорты и вокзалы, крупные торговые центры, театры, концерты и спортивные мероприятия. Особое внимание будет уделяться транспорту, в том числе метро. Систему антитеррористических защитных мер может составлять не только `стандартная` проверка документов, но и целый ряд иных действий - от скрытого наблюдения до рейдовых операций.

Правительство сегодня обсудило, как лучше потратить `лишние` деньги, образовавшиеся в процессе исполнения бюджета-2004, в том числе благодаря высоким ценам на нефть. В понедельник же вице-премьер Александр Жуков сообщил президенту, что финансирование антитеррористической деятельности в своей открытой части в 2005 году составит 3 миллиарда рублей (сколько в закрытой, понятно, что мы не узнаем). Ряд экспертов полагает, что большая часть этих средств может пойти как раз на создание новой антитеррористической федеральной структуры и выполнение обсуждаемого сейчас в спецслужбах комплекса мер по антитеррору.


Никита Петров
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован