03 июня 2008
3196

В Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему корпоративной социальной ответственности

В Совете Федерации в понедельник, 2 июня, состоялись парламентские слушания на тему "Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение".
Как сообщили REGIONS.RU в пресс-службе верхней палаты российского парламента, парламентские слушания на тему "Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение" были организованы по инициативе Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности. Открыл слушания заместитель председателя Комитета Совета Федерации Андрей Хазин."Социальная ответственность бизнеса в России возрастает ежегодно и становится в современных условиях важнейшей составляющей экономического и социального прорыва", - подчеркнул А. Хазин.

С приветственным словом к участникам парламентских слушаний обратился заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин. "Совет Федерации заинтересован в обсуждении на нашей площадке вопросов, связанных с развитием в России корпоративной социальной ответственности бизнес сообщества. Мы хотели бы содействовать обмену опытом различных предприятий в этой сфере, и Комитет СФ по экономической политике - инициатор и энтузиаст этой работы", - подчеркнул вице-спикер Александр Торшин.

Интерес к теме корпоративной социальной ответственности сегодня повышенный. В Совете Федерации, по словам А.Торшина, это всячески приветствуют и поддерживают, ведь "конечная цель повышения социальной ответственности бизнеса - повышение уровня жизни россиян".

В слушаниях приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, представители правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, российских и международных общественных и профессиональных организаций, бизнес сообществ, регулирующих органов, органов образования, ученые, учителя, предприниматели

Выступавшие на семинаре констатировали расширение и укрепление в России практики ведения социально ответственного и ориентированного бизнеса, подтверждали это статистическими данными и приводили конкретные примеры. Обсуждались вопросы целей, задач и перспективных направлений корпоративной социальной ответственности в России, проблемы ее законодательного обеспечения, а также повышение финансовой грамотности населения и развитие корпоративной социальной отчетности как важнейших предпосылок социальной ответственности бизнеса.

Сегодня более 500 компаний придерживаются кодекса корпоративного поведения. Все компании, торгующие на внешнем рынке, приняли кодексы корпоративного поведения и на 80% эти кодексы совпадают, сообщил в докладе руководитель отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе Юрий Сизов.

Социальная отчетность и ответственность компаний были актуальны с момента формирования бизнеса в России. Сегодня на первый план выходит другая задача - надо научить граждан, самих работников предприятий понимать основы финансовой грамотности, подчеркнул Юрий Сизов.

"Мы должны формировать среду, в которой вопросы финансовых отношений понимали бы не только руководители предприятий, но и сотрудники. Сегодняшние исследования показывают, что менее одного процента населения правильно понимают даже сами формулировки вопросов в сфере финансовых отношений и бизнеса. Многие вкладчики и держатели акций не вполне понимают, какого результата они ожидают", - отметил Ю.Сизов. Ситуация, по его словам, осложняется чрезмерно обширным и сложным потоком финансовой и деловой информации, "в котором даже грамотному человеку сложно разобраться".

Базисом для решения этих вопросов, считают в Федеральной службе по финансовым рынкам, может стать государственная программа по ликвидации финансовой безграмотности. Финансовые отношения проникают сегодня во все сферы жизни, и государство должно помочь человеку в них ориентироваться. Разбирающийся в финансовых реалиях и терминологии человек на станет легкой добычей для мошенников, не будет верить в мифы финансовых пирамид о легкости получения сверхприбылей.

Отработка методики преподавания финансовой грамотности уже началась в школах города Москвы, сообщил докладчик. В этом же направлении надо вести работу со СМИ, с молодежью и другими целевыми аудиториями, использовать потенциал музеев, считает Ю.Сизов.

Для самих компаний социальная ответственность становится неотъемлемым элементом их деятельности, она позитивно влияет на состояние предприятия, на объемы продаж, отметил на слушаниях Александр Першиков, исполнительный директор корпорации "УРАЛСИБ". Лидеры отечественного бизнеса стали регулярно составлять социальные отчеты в соответствии с современными международными стандартами. Распростарнение практики социальной отчетности, популяризация социальных отчетов - все это, по мнению Александра Першикова, должно стать важнейшей государственной задачей на пути к достижению открытости и прозрачности российского бизнеса.

Однако введение обязательной социальной отчетности в России и материальное поощрение таких компаний крайне нежелательно, считает один из инициаторов парламентских слушаний - сенатор Андрей Хазин.

"Мое мнение, как и мнение экспертов нашего комитета, - сказал Хазин, - никаких финансовых преференций от государства или налоговых льгот компаниям, ведущим серьезную социальную работу быть не должно. Вся практика финансовых преференций приводит к открытиям новых способов ухода от налогов. Должны быть, прежде всего, способы морального поощрения компаниям, ведущим социальную отчетность".

Комитет СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности курирует Национальную премию за лучшие социальные отчеты, сообщил А. Хазин и объявил о приеме заявок на получение премий в 2008 году. Премия является прекрасным моральным стимулом, тем более что она - составная часть аналогичной Европейской премии. И обладатель Национальной премии станет участником европейской в следующем году.

Что же дают самому предприятию обязательства по социальной ответственности? Отвечая на этот вопрос, сенатор А. Хазин отметил заинтересованность предприятий в создании нормальной социальной среды и благоприятного микроклимата в трудовом коллективе. "Предприятия с социальной ответственностью создают вокруг компании нормальную социальную среду. Такую, чтобы не было никаких забастовок, не болели часто люди и были обеспечены досугом и отдыхом их семьи и дети. Это должно интересовать всех работодателей", - подчеркнул А. Хазин.

Большинство руководителей и владельцев крупных бизнес структур постепенно приходит к пониманию того, что любым долгосрочным инвестиционным программам имманентно присуща социальная составляющая. Через формирование устойчивой социальной среды с высоким человеческим потенциалом, бизнес получает уверенность в собственном устойчивом развитии, квалифицированные кадры и лояльных клиентов.

Однако, по данным исследований ВЦИОМ, 53% опрошенных полагают, что российский бизнес не является социально ответственным; противоположной точки зрения придерживаются 30%. "Защитниками" бизнеса выступают в основном молодежь (18-34 года) и лица с высокими доходами. Социальная ответственность бизнеса предполагает для россиян не только своевременную и полную уплату налогов и благотворительность, но и активное участие бизнеса в решении социальных проблем.

В свете этих данных очевидно, что вопрос корпоративной социальной ответственности недостаточно развит и нуждается в серьезной проработке как со стороны бизнеса, так и со стороны государства и общества. При этом, по мнению ряда опрошенных экспертов, на российской почве необходимо поощрять внедрять лучшие образцы общепринятой деловой культуры и ведения дел и следовать концепции интеграции российской торгово-экономической и финансовой системы в мировую.

В понимании большинства участников слушаний, социальная ответственность представляет собой стратегию бизнеса, направленную на реализацию своих интересов с учетом интересов общества. Социальная ответственность должна осознаваться как прагматическая концепция, направленная на создание устойчивости бизнеса в долгосрочной перспективе путем управления нефинансовыми рисками. Негативной тенденцией, препятствующей развитию корпоративной социальной отчетности в России, является наличие узко ориентированного круга заинтересованных сторон - государства, собственников и персонала. В этой ситуации особенно возрастает роль региональных органов власти, местных сообществ, профессиональных ассоциаций и союзов.

Эксперты выделяют следующие основные направления корпоративной социальной ответственности. Во-первых, это забота бизнеса о своих непосредственных стейкхолдерах - сотрудниках, акционерах, поставщиках и т. д. Здесь роль бизнеса состоит в реализации социальных программ, направленных на коллектив, выработке хартий и этических кодексов, реализации экологических и социальных проектов в регионах присутствия.

Второй аспект - это краткосрочное, тактическое взаимодействие государства, общества и бизнеса. Оно осуществляется через совместные программы - например, через культурные инициативы, которые государство реализует по запросу общества, а бизнес участвует в качестве партнера или спонсора.

Третий аспект - это долгосрочные инвестиции (социальные инвестиции, инвестиции в человеческий капитал). Эта практика, пока еще недостаточно развитая в России, подразумевает не кратковременное совпадение интересов общества, государства и бизнеса, а их стратегическое единство.

Таким образом, вопреки распространенному мнению, экономические интересы не противоречат, а служат стимулом к реализации долгосрочных социальных программ. А появление в нашей стране все большего числа предприятий с продвинутой социальной ответственностью говорит о постепенном создании цивилизованного бизнес сообществ в Российской Федерации. Таков общий вывод, к которому пришли участники парламентских слушаний.

По итогам состоявшегося обсуждения были выработаны рекомендации в адрес соответствующих властных структур и бизнес сообщества. В их числе - разработка концепции корпоративной социальной ответственности и государственно-частного партнерства в области социальных инициатив, системы нефинансовых льгот для компаний-лидеров в сфере социальной ответственности.

Предлагается ввести экономику и ее прикладные аспекты - финансовую грамотность и предпринимательство - в учебные планы общеобразовательных учреждений на старшей ступени обучения.

Участники слушаний обратили внимание на необходимость приоритетного рассмотрения проектов федеральных законов, регулирующих практику реализации социальных инициатив, в том числе совместных социальных инициатив государства и бизнеса.


Автор: БЕЗ АВТОРА,
Источник: Regions.ru


www.nasledie.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован