29 апреля 2009
1276

В тестах ЕГЭ по русскому языку примеров из классики почти не будет

Как сдать ЕГЭ на "пятерку", рассказывает председатель Научно-методического совета ФИПИ по русскому языку, профессор МГУ Игорь Милославский.

Российская газета: Игорь Григорьевич, в ЕГЭ по математике задания части А гарантируют "тройку". В ЕГЭ по русскому языку такой же принцип?

Игорь Милославский: Задания в части А очень легкие. Вот возьмем А 24 из демоверсии: надо расставить запятые в предложении "В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник князю Владимиру во времена княжения которого состоялось крещение Руси". И предлагаются варианты ответа. Правильный - под цифрой 2, запятая - после слова "Владимиру". Часть А и часть В - вопросы, посвященные в основном не столько владению языком, сколько знаниям о языке. Школьник должен, например, уметь определять род существительного, чтобы правильно написать окончание... Это, извините, примитив.

Ценность представляет часть С, где ученику предлагается мало-мальски проблемный текст, к которому надо выразить свое отношение, привести какую-то аргументацию. На основании этого текста определяется способность участвовать в дискуссии, выражать свое мнение, аргументировать соображения и идеи. Замысел очень правильный.

РГ: В математике за задачи С выставляется самый большой балл. А как в ЕГЭ по русскому?

Милославский: Так же. Задание С проверяют эксперты, для которых разработаны четкие инструкции - за что именно ставятся оценки. За связность изложения - столько-то баллов, за аргументированность - столько-то. Принципиальное отличие от математики в том, что там к заданиям С 99 процентов учеников даже не подступают, а в русском языке 90 процентов начинают их выполнять. И результаты по русскому в отличие от математики вполне пристойные. По стране в прошлом году, насколько я помню, было 7-8 процентов двоек, около 10 процентов пятерок, троек-четверок примерно поровну. Но я все-таки разделил бы школьников на тех, для кого русский язык является родным, и тех, где в семьях говорят на другом языке.

РГ: Так, может, для них нужны иные задания ЕГЭ?

Милославский: Я не готов ответить на вопрос, как составлять задания для тех и других. Но не надо делать вид, что этой сложной проблемы нет. Когда проходят разные олимпиады по русскому языку как иностранному, то часто возникают коллизии: мама или папа у участника - русские, как же мы можем поставить его на то же место, что и человека, у которого в семье никто по-русски не говорит и никого в России нет, а он достиг тех же вершин? Никто не дал ответа, как следует поступить. В идеале мы, конечно, должны стремиться к тому, чтобы на выпуске все приходили примерно к одинаковому уровню, но ведь стартовые условия слишком разные.

РГ: Раньше в примерах использовались цитаты из классиков русской литературы, а сейчас в демоверсии для разбора дается текст, связанный с компьютером. В тестах ЕГЭ классиков тоже нет?

Милославский: У нас в обществе культивируется несколько стереотипов. Один из них тот, что знание языка - только умение писать без ошибок и при говорении не нарушать норму. Другой - русский язык и русская литература выступают в жесткой связке. И то, и другое совершенно неправильно. Язык существует в связке со всей деятельностью человека. Я не противник литературы, но когда какая-то одна область начинает вытеснять все остальное, она делает это плохо. К изучению родного языка гораздо ближе литературы стоит иностранный язык. Мы не можем дать школьникам многие тексты XIX века. Разве что какой-то отрывок из публицистической статьи Писарева, да и там вряд ли все акценты стоят так, как это актуально в современном мире. А задача образования - подготовить человека к тому, чтобы он умел понимать мысли другого и не только грамотно, но ясно и четко высказывать свои.

РГ: Чем для этой цели не годится сочинение как форма проверки умений?

Милославский: Многие университетские преподаватели жалуются: студенты, такие-сякие, все просто скачивают из Интернета. А я им говорю: "Дорогие мои, надо давать такие задания, которые скачать невозможно. А если вы даете задания, ответы на которые можно списать, стоит задуматься, лучшую ли форму проверки знаний вы выбрали?" То же касается сочинения. Когда слышу, что надо вернуть сочинение - удивляюсь. Как же мои коллеги не понимают, что мир очень изменился? Давно продают сборники "100 лучших сочинений", в Интернете можно найти тысячи вариантов на любые темы. В этой ситуации отстаивать сочинение как форму контроля бессмысленно.

Что касается идеи ЕГЭ - отношусь положительно. Уже потому, что систему поступления в вузы разъела коррупция донельзя. Я часто вспоминаю, что как-то ректор Красноярского университета сказал: "Не надо гордиться высокими оценками. Мы же сами их ставим". Непременно нужна единая, внешняя, унифицированная система проверки знаний. Ею стал ЕГЭ. С другой стороны, помните, из Гоголя: "Что за город проклятый такой? Только стоит построить памятник или забор, так вмиг нанесут разного сору?" Когда оказывается, что результаты ЕГЭ по русскому языку в Дагестане лучше, чем в Москве или Петербурге, хватаешься за голову и думаешь: зачем весь этот огород городить?

РГ: На все вопросы ЕГЭ можно найти ответы в школьных учебниках?

Милославский: Части А и В полностью соответствуют тому материалу, который предлагают учебники. И содержанию нынешнего обучения. Это формальная классификация языковых явлений. В лучшем случае явления нормы - говори "кладет", а не "ложит", "звонИт", а не "звОнит", "включИм компьютер", а не "вклЮчим компьютер". "ТвОрог" или "творОг"? Можно и так, и так. "В комнату вошел дед с матерью" или в комнату "вошли дед с матерью" - как надо? Можно и так, и так. Зачем мы определяем падеж существительного? Чтобы правильно писать окончания. Зачем выделяем род? Чтобы знать, что "мышь" с мягким знаком, а "уж" - без него.

Все построено на этом. Но надо детей учить и другому: говорить, писать, читать, понимать со слуха и показывать, какими возможностями обладает русский язык, чтобы наилучшим образом выразить свои мысли и чувства. Если вы хотите четко и ясно выражать свою мысль, то предпочитайте глаголы совершенного вида, потому что они более информативны, более подробно характеризуют действие. Если речь идет о событии, надо постараться, чтобы глаголов было больше. Они передают динамику. А там, где речь идет о рассуждении или доказательстве, понадобятся слова "потому что", "следовательно", "так как".

РГ: Что самое сложное в тестах по русскому?

Милославский: Суметь прочитать задания, понять их. Многие школьники начинают отвечать, даже не понимая, о чем их спрашивают. Может, обращали внимание, что во время прямых радио эфиров со слушателями половина из них отвечает совсем не на те вопросы, которые предложили ведущие. Есть хорошая английская традиция - школьников и студентов учат написанию эссе. Там есть десятки типов письменных упражнений. Среди них - не расписка в получении, даже не автобиография, а мнение по поводу каких-то проблем - миграции, смертной казни, положения женщин в обществе, описание яркого события в жизни и другое. Обучение такой речевой деятельности совершенно необходимо.

РГ: Может, и нам включить такие задания в ЕГЭ?

Милославский: Если это будет входить в содержание обучения на уроке, то, может быть, и в ЕГЭ.

Ирина Ивойлова

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4899 от 29 апреля 2009 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован