«Созерцая Прекрасное, мы возвышаем себя»
(Платон)
Жизнь не терпит суеты. Нельзя жить бездумно в бешеном современном ритме, не позволяющем осознанно замечать, созерцать и наслаждаться красотой окружающего нас мира природы, людей и вещей.
Многие древнегреческие философы рассматривали созерцание не только как образ жизни, но и как смысл жизни, цель своего существования.
Поэтому, в Древней Греции, в античный период характерной особенностью образа жизни и определенного стиля в искусстве стало единство созерцания и мышления.
Начиная с VI в. до н. э., в Греции появляется целый класс ученых и философ, которые посвятили себя созерцательной жизни и поиску гармонии мироздания. Понятие «прекрасное» постепенно становится одной из важнейших и самой значимой категорией в эстетики.
Прекрасное понимается как своеобразный симбиоз гармонии и совершенства в природной среде, форме и цвете, звуке и музыке, запахе и ощущениях, мыслях и желаниях др.
Очевидно, что одно из самых сильных стремлений, заложенных генетически в человеке, — это стремление к прекрасному, радующему глаз пейзажу, услаждающей слух мелодичной музыке, к противоположному полу, волнующим чувствам от общения с любимым красивым человеком и др.
В нашей повседневной жизни много прекрасного. Прекрасны окружающая нас природа, растительный и животный мир, рукотворные шедевры, созданные представителями искусства, и науки.
Прекрасны практически все явления природы – восход и закат солнца, полная и нарождающаяся луна, дождь, гроза и молния, радуга, северное сеяние, морской бриз и лунная дорожка на морской глади.
Прекрасны природные пейзажи – рощи плакучих, стройных берез, сосновые, еловые, кедровые боры, безбрежная пряная степь, усеянная разноцветными полевыми цветами, снежные суровые горные вершины и альпийские луга, красочный подводный мир южных морей, и многое другое.
Прекрасны творения мысли и рук художников, архитекторов, скульпторов, ювелиров, ученых и дизайнеров – картины, храмы, соборы, церкви, древние памятники культуры, драгоценности и ювелирные украшения, пейзажные сады и парки, ландшафтные творение и др.
Прекрасно без сомнения, здоровое, сильное, загорелое и гармонично развитое человеческое тело, с пропорциональным строением рельефных мышц.
Прекрасно красивое лицо, красивой женщины, прекрасен вид ее божественного, манящего обнаженного тела.
Ну и самое главное прекрасна сама жизнь во всех ее проявлениях, со всеми ее радостями, горестями, проблемами, загадками и разочарованиями.
«Как прекрасен мир» - так называлась первая дебютная авторская пластинка известного нашего композитора Давида Тухманова, выпущенная в Советском Союзе в 1972 г.
Одной из самых популярных в альбоме стала песня «Как прекрасен этот мир» на слова поэта В. Харитонова. В Советском Союзе песня стала настоящим хитом.
Ты проснешься на рассвете,
Мы с тобою вместе встретим
День рождения зари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Ты не можешь не заметить, -
Соловьи живут на свете
И простые сизари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Ты взглянула – и минуты
Остановлены как будто,
Как росинки, их бери…
Как прекрасен этот мир, посмотри.;
Древнекитайские философы считали, что способность человека получать удовольствие от созерцания прекрасного заложена в нем с рождения и напрямую связана с репродуктивной энергией цзин (кит. эссенция, семя, дух), которая объединяет духовную и сексуальную энергию человека.
Энергия цзин это тончайшая субстанция человеческого организма, обеспечивающая жизнь, развитие, физическую, духовную и творческую активность.
Эта энергия лежит в основе сексуального влечения, любви и продолжения рода человеческого.
Одним из источников энергия цзин является восприятие красоты мирозданья и способность созерцать прекрасное, трансформируя эту энергию в жизненную, в процесс созидая.
Японцы говорят, что у человека, неспособного воспринимать и ценить красоту окружающего мира, ледяное сердце.
А у кого, как не у жителей Страны восходящего солнца, стоит учиться находить в священном акте созерцания прекрасного потаенный эстетический и философский смысл.
Известно, что многие японцы исповедуют древнюю буддийскую философию учения Дзен.
Это учение зародилось в Индии, постепенно перекочевало в Китай, а затем получило дальнейшее распространение в других странах Юго-Восточной Азии - Вьетнаме, Кореи, и наконец в Японии примерно в 1141-1215 гг.
Поэтому этимология этого слова корнями уходит в санскритскую терминологию, где дзен трактуется как «глубокое сосредоточение», «медитация» и «созерцание».
Философская суть дзэн — это просветление и проникновение в истинную природу вещей и разума через естественное и мистическое созерцание.
Традиции китайского «чань», вьетнамского «тхиен», корейского «сон» и японского «дзэн», развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои национальные характерные черты и особенности в основах учения, стиле и практики.
Именно с философией дзэн связана древняя, уникальная японская традиция «любования» прекрасным.
Эта традиция была и есть источник вдохновения для творческих людей – поэтов, писателей, художников, архитекторов, дизайнеров, артистов и других деятелей культуры и искусств.
В японской философии издревле обожествляются природные формы и явления — солнце, луна, цветы, растения, деревья, горы, камень, текущая, подающая вода и др.
Поэтому традиция «любования» с древних времен и до сих пор в Японии проявляется в следующих основных формах:
• любование цветами, растениями и деревьями (ханами);
• любование осенними листьями клёна (момидзигари);
• любование луной (цукими);
• любование снегами горных вершин (юкими);
• любование садом камней (сэкитэй - сад камней);
• любование камнями (суйсеки – камни для любования);
• создание и любование композициями из живых цветов и стеблей растений (икебана – «живые цветы») и др.
Любование распустившимися цветами сакуры
Наиболее распространенной и любимой формой созерцания прекрасного в современной Японии является ханами (hana — цветок, mi — смотреть) – любование распустившимися цветами сакуры.
Сакура это мелкопильчетая декоративная вишня рода сливовых, семейства розовых. Сакура не плодоносит.
Сакура цветет отдельными пятилистковыми цветками. Цветы, у сакуры - белые с легким розовым оттенком. На цветущем дереве нет листьев, и появление последних означает, что цветы вот-вот должны осыпаться.
Традиция ханами возникла в древности, в период Нара (710-794), когда придворные аристократы, а позднее и члены самурайского сообщества, собирались в рощах цветущей сакуры.
Наиболее распространенной и любимой формой созерцания прекрасного в современной Японии является ханами (hana — цветок, mi — смотреть) – любование распустившимися цветами сакуры.
Там они танцевали, исполняли песни, декламировали стихи, проводили различные конкурсы, соревнования и поединки. И все это посвящалось исключительно священной сакуре.
Постепенно японцы любование сакурой возвели в особый национальный культ. Ханами стал неофициальным государственным праздником, который приходится на первые два весенних месяца года и символизирует окончание холодной зимы.
В эту пору Япония буквально утопает в бело-розовой пелене цветков сакуры, которая растет повсюду, в том числе в храмовых парках, на бульварах, на городских улицах, в отдаленных горных районах.
Проходя мимо цветущих деревьев, вы попадаете в волшебную пушистую белую сказку. В отличие от холодной зимней фантазии это теплое весеннее чудо дышит, нежным, ласкающим солнцем, обдает легким ветерком, напоенный тонким цветочным ароматом.
Цветки сакуры поначалу начинают расцветать на острове Кюсю в конце января. Зародившись на южных островах, цветочный фронт постепенно перемещается к северным областям страны.
Постепенно на страну Восходящего солнца как бы накатывается волна цветения культового дерева.
По мнению самих жителей Японии, самая красивая цветущая сакура растет в древней столице страны в городе Киото.
Как правило, кроме непосредственного любования цветущей сакурой праздник сопровождается массовыми гуляньями и пикниками.
В современной Японии сакура и ханами стали фактически синонимами.
Цветение сакуры недолговечно, постепенно лепестки начинают опадать. Возникает волшебная картина зимы весной.
Многие улицы усыпаны легкими бледно розовыми и белыми лепестками, похожие на пушистые, снежные хлопья.
Прекрасная весенняя сказка продолжается. Только теперь при взгляде на летящие опавшие лепестки вас охватывает какая-то странная печаль, такая же прозрачно воздушная, как и сами лепестки.
Японцы говорят, что сакура напоминает людям о мимолетности красоты природы, недолговечности прекрасного, тленности мироздания и хрупкости человеческой жизни.
Это состояние недолговечности прекрасного очень точно передано в нашей песне на слова поэта Леонида Дербенева из советского кинофильма «Земля Санникова»: - «Призрачно все в мире этом бушующем, есть только миг, за него и держись» ...
Андрианов Владимир
Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,
Бывший помощник Председателя Правительства РФ