21 февраля 2007
2135

В.Жарихин: `Россия нуждается в создании `пояса дружественных государств`

Газета моего друга Виталия Товиевича Третьякова "Московские новости" в своем последнем номере опубликовала замечательную статью министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, которая называется "Внешнеполитическая самостоятельность России - безусловный императив". Я бы даже обозначил ее как программную и высоко оцениваю уровень и значение этого документа. Особенно если учитывать то, что предшественники Лаврова в свое время концептуальностью нас особо не радовали. В представленном на суд читателя программном материале он вышел именно на уровень концептуального обсуждения проблем внешней политики России в современном мире. И это, безусловно, радует. В частности, он совершенно четко указал на то, что катализатором позитивных перемен, которые имеют место в системе международных отношений, по его мнению, является укрепление России. В статье содержится положение о том, что "Россия будет играть активную роль в мировой политике" и убедительно доказано, что другого выбора у нас просто нет. В то же время в этой статье проявилась застарелая болезнь российской дипломатии. А именно ее крайняя "западоцентричность".





Создается впечатление, что все "окна России" "выходят на Запад"



Если говорить о декларируемых принципах внешней политики России, то, в общем, следует признать правоту ее автора. Но когда Лавров переходит на конкретику, то оказывается, что, по мнению главы российского внешнеполитического ведомства, проблемы взаимоотношений нашей страны с внешним миром сводятся в основном к проблемам в отношениях с Соединенными Штатами и Европой. Создается впечатление, что подавляющее число российских окон смотрят на Запад. И только два-три маленьких окошка выходят на другие направления (на восток и страны СНГ). Лавров указывает пути разрешения иракской проблемы, очень точно и верно рассуждает о "всеобъемлющем урегулировании" арабо-израильского конфликта и расширении НАТО (что, безусловно, очень важно для России). Однако по прочтении статьи создается впечатление, что перечень проблем, которые волнуют российский МИД, этим, собственно говоря, и исчерпывается. Получается, что министр не считает приоритетными для России проблему достижения стабильности в Центральной Азии, отношения со странами Закавказья (и, в первую очередь, Грузии), Украиной и Белоруссией. Об этом векторе во внешней политике России в статье Сергея Лаврова сказано буквально одной фразой: "Россия открыта для конструктивного диалога и равноправного сотрудничества со всеми без исключения государствами. Со многими странами, включая соседей по СНГ, Китай, Индию, Египет, Бразилию, членов "Восьмерки", мы уже вышли или выходим на уровень стратегического партнерства". Конечно, судя по названию, статья претендует на статус программной. Но почему-то в этой концептуальной статье конкретные проблемы рассматриваются только во взаимоотношениях с Западом. Конечно, очень важно наметить стратегию конкретных действий во взаимоотношениях с США и Европой. Но почему тогда в статье не содержится очень важных положений о стратегии России в отношении стран СНГ, Китая, Индии, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки?! Или, может быть, отношения с теми же странами СНГ уже выведены за пределы полномочий российского МИД и центр принятия решений находится где-то в другом месте?! Мне это не понятно.





Россия по-прежнему надеется на свое остаточное влияние на постсоветском пространстве



В апреле 2005 года Институт стран СНГ опубликовал в Совете национальной стратегии мой доклад, посвященный новой политике России на постсоветском пространстве. (Ознакомиться с ним можно здесь). Я знаю, что с ним были ознакомлены чиновники самого высокого ранга. Доклад прочитали и в МИД, и в администрации президента. В нем, в частности, я говорю следующее: "Необходимо проявить политическую волю и решительно избавиться от таких застарелых пороков во внешней политике по отношению к постсоветским государствам, когда реальные российские невозобновляемые ресурсы раздаются за полцены только за красивые слова и участие в мифических псевдоинтеграционных объединениях. Жесткий прагматизм, последовательность и твердое отстаивание собственных экономических и политических интересов всегда вызывает большее уважение, чем немотивированная раздача подарков и прощение долгов". В свете последних конфликтов в сфере поставок энергоносителей с Украиной и Белоруссией мои рекомендации звучат тем более актуально.



К счастью российские власти все-таки вняли этим аргументам. И сейчас мы видим изменение политики по отношению к нашим ближайшим соседям. С другой стороны, осталось без внимания предложение создать координирующий центр, который бы занимался вопросами выработки внешнеполитической стратегии по отношению к постсоветским государствам. Причем не только на уровне государственных структур, но и на уровне общественных объединений, фондов, институтов и финансово-промышленных групп. К сожалению, Россия по-прежнему надеется на свое остаточное влияние на постсоветском пространстве. Нам так и не удалось сформировать в этих странах те рычаги политического воздействия, механизмы формирования дружественных политических элит, которые с успехом используют США и Европа. Речь идет о фондах, грантах, образовательных программах. Кроме того, я считаю, что необходимо самым активным образом привлекать крупный российский бизнес к формированию этого неправительственного сектора политического влияния на страны СНГ. Да, мы отказались от прежней политики, которая завела нас в тупик, однако, российское руководство пока не торопится создавать рычаги для осуществления новой политики. Последняя пока лишь декларируется. Вот почему при определенных успехах на западном направлении нашей внешней политики, мы видим постепенное нарастание проблем в отношениях с ближайшим окружением. Может быть, Лавров обошел своим вниманием постсоветское пространство просто потому, что здесь ему особо нечем похвалиться?!



На протяжении столетий деятельность внешнеполитического ведомства России "заточена" на западное направление



Таким образом, проблема выработки адекватной сегодняшним реалиям стратегии деятельности в СНГ является одной из приоритетных задач российской внешней политики. И я бы даже сказал, задача наполнения этой стратегии реальным содержанием. Пока же у России нет других действенных рычагов воздействия на ситуацию в этом регионе, кроме газовой заслонки. Я понимаю, что это непростая задача для нашего МИД, который испытывает острую нехватку кадров (еще с козыревских времен). Наконец, следует признать, что уже в течение нескольких столетий деятельность внешнеполитического ведомства России была "заточена" на западное направление. Но ведь надо же когда-то корректировать этот вектор. Учитывая, что Россия выходит на уровень региональной сверхдержавы, которая отличается от глобальной тем, что интересы первой убывают по мере удаления от границ. И, следовательно, наибольшая активность дипломатов должна приходиться на страны, которые расположены по периметру наших границ. Россия сегодня как никогда заинтересована в создании "пояса дружественных государств". Однако в ведомстве Лаврова это направление почему-то оказывается на периферии внешнеполитической деятельности. Впрочем, хочется верить, что министр всего лишь прибег к такому риторическому приему и сознательно избегал темы постсоветского пространства для того, чтобы подчеркнуть глобальный масштаб амбиций России и ее претензии на статус мировой, а не сугубо региональной державы. Эта версия выглядит тем более правдоподобной, если учитывать, что существует англоязычная версия "Московских новостей".



Так что статья Лаврова вполне может предназначаться не столько для внутренней, сколько для внешней аудитории. Надеюсь, что дело обстоит именно таким образом. Но тогда стоит ожидать, что вскоре он представит на суд читателей и другие концептуальные статьи, посвященные остальным направлениям внешней политики России. Потому что мне очень бы хотелось услышать мнение очень умного и опытного дипломата о том, каким образом он видит судьбу СНГ и иных интеграционных структур на постсоветском пространстве. Повторюсь, все те соображения, которые высказал министр иностранных дел в отношении стратегии России на Западе, лично мне представляются бесспорными и абсолютно конструктивными. Так вот очень хотелось бы услышать нечто подобное по проблематике СНГ и взаимоотношений России с Востоком - например, с Китаем и Индией.
Владимир Жарихин, заместитель директора института стран СНГ

24.01.07

KM.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован