Аванесов Вадим Сергеевич
26 сентября 2013
5230

Вадим Аванесов: Проблема соединения тестирования с обучением

Аннотация

Умелое соединение тестирования с обучением даёт начало новой образовательной технологии. В этой технологии соединяются практика применения тестовых заданий и теория педагогических измерений, применение компьютеров и компьютерных программ, автоматизированное обучение и контроль, мониторинг текущих учебных достижений, элементов текстологии и педагогики.

Главные средства новой технологии - квантованные учебные тексты и тестовые задания к ним. Тем самым достигается решение важной образовательной задачи - перевод деятельности учителя по формированию классической образовательной триады Яна Амоса Коменского - понимания, усвоения, а затем и применения полученных знаний в образовательную технологию.

Система большого числа тестовых заданий может образовать супертест, который надо применять не целиком, как тест, а по частям, по ходу изучения курса. Супертест, таким образом, может стать главным средством соединения обучения и тестирования.

Ключевые слова: задание в тестовой форме, тестовое задание, квантованный учебный текст, тестирование, супертест.

Проблемная ситуация

Начало XXI века характеризуется усилением внимания к исследованию кризисных явлений в сфере образования. Такие явления существуют и в России. Стало бесспорным утверждение, что за последние 20 лет качество школьного и вузовского образования в России заметно ухудшилось.

В.И. Матвиенко выделяет ряд причин возникновения такой ситуации. Это введение платного образования, появление негосударственных учебных заведений, многочисленных филиалов вузов без создания адекватной системы их аттестации и аккредитации, устаревшее содержание образования, да ещё без достаточного материально-технического обеспечения. Всё это привело к снижению качества как общего, так и профессионального образования. Россия опустилась по этому показателю на 20 - тое место в мире.

С точки зрения автора этой статьи, существенную роль в образовании кризисных явлений сыграло недостаточное внимание к содержательной стороне образовательного процесса, низкая культура разработки новых учебных материалов и новых учебных текстов. По сравнению с советским временем тиражи книг уменьшились в три раза, тиражи журналов - в четыре раза, тиражи газет - в шесть раз.

В.А. Болотов отмечает три вызова, на которые современная российская школа не отвечает:

1. Массовая школа при наличии компьютеров и Интернета реально почти не использует возможности информационного пространства и продолжает претендовать на то, что она исключительный, монопольный источник знаний, и работает в этой парадигме.

2. Массово растёт (и не только в Москве) формализованный и скрытый экстернат. Учащиеся старших классов, ориентированные на поступление в престижные вузы, начинают уходить из школы и фактически готовятся к сдаче экзаменов только по 3-4 выбранным предметам на различных курсах и у репетиторов... . Болотов В.А. считает, что необходимо разрабатывать новые дидактические подходы, связанные с превращением школы из машины по трансляции знаний в место по организации получения знаний, - и неважно, где ученик их получает: в кружках, Интернете, дома, в своей или соседней школе.

3. Сегодня одной из самых тяжёлых проблем для общества и государства становится самоидентификация наших подростков.

Проблемная ситуация в высшей школе

Не лучше обстоят дела в высшей школе. Основным камнем преткновения справедливо считается классно-урочная система как ведущая форма организации учебных занятий в вузах. Эта система диктует методы обучения и способы организации учебной деятельности в традиционной учебной группе, рассчитанные на среднего студента.

Надо переходить от классно-урочной формы обучения всех к индивидуальным формам образования каждого. Но это можно сделать путём создания новых адаптивных образовательных технологий, с автоматизированным учётом реальных учебных достижений, что без применения качественных тестовых форм либо невозможно, либо проблематично. Предлагаемая в данной статье новая система "Супертест" основана на необходимости реализации именно таких технологий.

Об ухудшении качества образования свидетельствует отсутствие российских вузов в международных рейтингах лучших вузов мира. Сейчас поставлена задача - не менее пяти российским вузам войти в списки ста лучших вузов мира. Можно забросать бюджетными деньгами пять назначенных руководством страны вузов и показать, что у нас тоже есть хорошие вузы. Но, во-первых, эта проблема решается не деньгами, а высоким уровнем руководства вузов и профессорско-преподавательского состава. А во-вторых, если даже пять вузов вдруг поднимутся в рейтинге, что может случиться не скоро, то всё равно останется нерешённым вопрос - а как поднять качество образования во всех остальных вузах России? Неужели их слиянием и укрупнением? Но это путь бюрократический и ошибочный.

Когда объединяется хороший вуз со слабым, то реально, на выходе, сразу же получается средний вуз, с размытым профилем. А что будет дальше, зависит от множества факторов, действующих разнонаправлено, на разных территориях, при разных руководителях. Окончательные и массовые итоги такого слияния будут скорее отрицательные, чем положительные.

Нередко филиалы бываю сильнее по качеству набора студентов, чем головные вузы. Например, большую общественную критику вызвало недавняя попытка сокращения, под надуманным предлогом "нерентабельности", Московского филиала Санкт-Петербургского Государственного университета кино и телевидения. В филиале училось более 700 студентов, при числе преподавателей менее 50. Во многих вузах это соотношение хуже, но их не закрывают. Поэтому тезис о нерентабельности - неубедительный. В финансовом отношении филиалы обычно рентабельнее вузов.

Курс Правительства РФ на сокращение числа студентов, вузов и филиалов

Как отметил недавно депутат Госдумы Иван Мельников, в последние годы количество бюджетных мест в вузах начало сокращаться. До 1 сентября действовала норма, согласно которой государство обязано было обучать не менее 170 человек на 10000 населения бесплатно. В 80-х годах эта цифра равнялась 221, в 1993 - 170, а локальный максимум был достигнут в 2005 - 210 человек. В прошлом году государство обучало бесплатно только 172 человек на 10000. В планах на следующий год - снижение до 163, а к 2020 - до 120. Проводимая в России политика прямо противоположна образовательной политике, например, Казахстана, вышедшего на первое место в мире по темпам роста уровня образованности населения. Она также противоположна образовательной политике США, где последовательно осуществляется увеличение числа вузов.

Вызывают удивление недемократичные формы сокращения числа студентов в России. Они используются неожиданно, а потому напоминают спецоперации. Как случилось с упомянутым филиалом, студенты пришли первого сентября на занятия, а им сказали, что филиал закрыт на основе решения Учёного Совета головного вуза. Хотя на самом деле решение ещё ранее было принято в министерстве образования и науки. Ректор, видимо, "случайно", оказался в командировке, а в вузе никто, кроме него, не смог объяснить происходящее.

Абсурд по имени ЕГЭ

С первого дня введения ЕГЭ автор этой статьи пишет о политической, теоретической и метрической непригодности самой конструкции этого экзамена, о недопустимости его использования.

Политический дефект заключается в том, что он спланирован и используется как государственное средство тотального принуждения детей к образованию. Тем самым создаётся непривлекательный имидж власти в стране и за её пределами.

Социально-психологические последствия связаны с формированием отрицательных установок к тотальным принудительным и некачественным экзаменам, с возникновением у испытуемых на этой почве депрессивных и даже суицидальных явлений.

Метрическая непригодность ЕГЭ связана с высокой погрешностью получаемых оценок. В ЕГЭ одним набором заданий пытаются оценить заметно различающиеся уровни знаний - выпускников школ и абитуриентов вузов, откуда и проистекают недопустимые значения погрешностей оценок. Несоответствие подбора заданий по уровню их трудности уровню подготовленности большинства испытуемых - главный метрический дефект т.н. "контрольно-измеримых материалов" (КИМов) ЕГЭ, неустранимый в нынешних условиях управления образованием.

Массовое недоверие населения к ЕГЭ, отрицательная оценка и в плане объективности, и в плане коррупционной составляющей, так или иначе, ставят вопрос о его дальнейшей судьбе этого экзамена. Сегодня вопрос уже стоит не о том, хорош ЕГЭ или плох. То, что он плох, стало ясно уже многим. Кроме тех, кто его применяет.

Кто маргиналы?

Особенно трудно было объяснить принципиальные пороки ЕГЭ в самом начале этой эпопеи. Слишком высока была эйфория чиновников от мнимых достоинств ЕГЭ. А потому всех критиков ЕГЭ чиновники, приближённые к власти, самонадеянно называли маргиналами. А это чисто фрейдовский защитный механизм. Прошло время. И мы теперь уже точно знаем, кто на самом деле являются маргиналами. Это те, кто заинтересован в производстве и продаже государству, за большие деньги, задания ЕГЭ, кто манипулирует с негодными оценками ЕГЭ, и кого власть иногда меняет из-за возникающих неприятностей с ЕГЭ. Никто ещё не доказал, что ЕГЭ хотя бы немного улучшает качество образования в стране или что он снижает коррупцию.

К настоящему времени накопилось слишком много фактов отрицательного влияния ЕГЭ на российскую систему образования. Оказалось, что результаты ЕГЭ легко фальсифицируемы. Оценки половины высокобалльных (от 80 и выше) и стобалльных работ ЕГЭ по ряду предметов оказались неоправданно завышены сотрудниками региональных экзаменационных комиссий.

Такой вывод следует из результатов закрытой выборочной перепроверки, которая проводилась разработчиками заданий ЕГЭ. Даже при таком завышении, результаты, особенно по русскому языку и математике, оказались очень низкими. А что сказали бы специалисты по педагогическим измерениям, если бы маргиналы-чиновники не скрывали бы подлинные результаты ЕГЭ – остаётся только догадываться.

Факт

Вот что пишут, например, преподаватели МГУ. "Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3-4 человека. Но результаты оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24-25 ошибок. По данным за май 2013 года, 15 % граждан полагает, что ЕГЭ оценивает знания экзаменуемого лучше, чем традиционные экзамены, а 43 % уверены в том, что он делает это хуже. При этом 30 % полагает, что число взяток при ЕГЭ увеличилось, 17 % - что уменьшилось, и 33 % - что осталось прежним.

Успешная сдача единого государственного экзамена стала теперь главной целью для большинства выпускников школ и абитуриентов вузов. В таких случаях достижение подлинных целей образования для большинства из них становится невозможным. Справедливо отмечено, что оценка успеваемости учащихся школ по одному экзамену в конце года никогда не была и никогда не будет объективной и справедливой.

Система ЕГЭ победила систему российского образования

Таким образом, можно сказать, что в России, после введения ЕГЭ, бюрократическая система контроля победила действующую систему образования. Реальное положение вещей с образованием и ЕГЭ власть продолжает упорно замалчивать, подлинные результаты засекречены. В итоге уже несколько лет мы живём в стране победившего абсурда. В то время как мировые тренды свидетельствовали о стремлении найти способы соединения технологического тестового контроля с обучением.

ЕГЭ же, по истечении многих лет его апробации и применения, превратился в средство фактического разъединения обучения и контроля, методического отставания всей системы образования, усиления коррупция и торжества  бюрократии. А это значит - прощай качественное народное образование!

С внедрением ЕГЭ российское образование наступило на те же самые грабли, на которые ранее наступило американское образование. Вместо полноценного процесса формирования знаний и умений, основная цель обучения в американских школах сводилась к серии тренингов по подготовке к очередному тесту. И хотя тесты там были на порядок лучше ЕГЭ, те тесты не приносили особой пользы ни учащимся, ни учителям. Учащиеся знали лишь итоговый балл, оставаясь в неведении о типах и причинах ошибок, допущенных при тестировании. А учителя не получали необходимой информации о том, как учащийся обосновывал ход решения задачи, какие приёмы эвристики он при этом использовал, рационально ли он решал задачу, адекватен ли был ход решения задачи полученному результату, осуществлялась ли проверка решения и т. д.

Но там общественное движение поправило ошибочное применение тестов. Кто сможет поправить ошибочный ЕГЭ в России? Ответа на этот вопрос нет.

Исчезнувшее движение педагогов-новаторов

После того, как в системе образования утвердился бюрократический тип управления, движение новаторов фактически исчезло. Вот цитата из недавнего выступления Председателя Правительства РФ. Д.А. Медведева. "Очень важные условия высокого качества обучения в нашей системе образования - это инициативность и свобода учителей и школ. При этом он сослался на выступление министра образования и науки Д. Ливанова. "У нас за последние годы в результате роста бюрократии и бумажной отчетности фактически остановилось инновационное движение школ и учителей - это вызывает большую озабоченность", - сказал Ливанов в ходе видеоконференции.

По его словам, в новом учебном году предстоит пересмотреть отношение к инициативе в школах и ввести практику стимулирования инициативности. Будут приниматься меры по поддержке учителей-новаторов и школ, вводящих оригинальные педагогические новшества. В советские времена в партийной литературе такие явления назывались «разрывом между словом и делом».

Проблема исследования

Обзор проблемной ситуации показывает, что сложившиеся формы бюрократического управления сферой образования себя дискредитировали, они привели сферу массового образования к кризисным явлениям. Вместо такого управления гораздо эффективнее искать новые технологии и создавать педагогические методы улучшения качества работы образовательных учреждений. Одной из таких технологий может стать соединение форм тестирования с обучением. Для успешного создания такой технологии полезно обратиться к вопросам квантования учебных текстов и к теории педагогических измерений.

При существенном дефиците качественных учебников возникает потребность в новых учебных материалах, подготавливаемых педагогом новой формации. Таким, который способен сам написать короткие учебные тексты для учащихся простыми и понятными словами, создать к текстам правильно сформулированные задания в тестовой форме, организовать изучение детьми, с помощью компьютера и компьютерных программ, сотни таких текстов и тысячи заданий к ним, организовать непрерывную тьютерскую помощь каждому учащемуся.

Для формирования таких способностей нужна специальная подготовка учителей школ. Но именно в России такая подготовка учителей-тестологов не ведётся. Она ведётся автором этой статьи в Казахстане, стране, где есть повышенный спрос на новые образовательные технологии в вузах и, особенно, в элитных Назарбаев-школах, созданных не так давно во всех областных центрах республики. 

Основные понятия статьи

Выделяются три основных понятия теории педагогических измерений: это "задание в тестовой форме", "тестовое задание" и "педагогический тест". В квантованных текстах используются задания в тестовой форме.

Задания в тестовой форме отвечают следующим требованиям:

  • краткость;
  • - технологичность
  • - правильность формы;
  • - логическая форма высказывания;
  • - одинаковость правил оценки ответов;
  • - наличие определенного места для ответов;
  • - правильность расположения элементов задания;
  • - одинаковость инструкции для всех испытуемых;
  • - адекватность инструкции форме и содержанию задания.
  •  
  • Тестовое задание - это составная единица теста, отвечающая перечисленным выше требованиям формы и, кроме того, статистическим требованиям:
  • 1) известной трудности;
  • 2) достаточной вариации тестовых баллов;
  • 3) положительной корреляции баллов по заданию, с баллами, полученными по всем заданиям теста.
  • Наличие достаточного числа тестовых заданий, полученных в результате обязательной эмпирической апробации заданий в тестовой форме, позволяет перейти к разработке супертеста как содержательной системы, обладающей целостностью, содержанием, составом и структурой. 

Технологию можно определить как учение о мастерстве. Раньше это понятие употреблялось применительно только к техническому мастерству, позволяющему так построить систему действий, чтобы достигалась наибольшая эффективность. В наши дни понятие "технология" стало широко использоваться и в образовательной сфере.

Образовательной технологией называется система научной организации обучения и контроля, создаваемая на основе достижений педагогики, применения новых форм и методов научной организации учебного процесса, различных технических средств обучения, компьютерных форм организации самостоятельной работы при обучении и проверке знаний. Педагогическая деятельность такого рода опирается не только на теоретические достижения выдающихся мыслителей-педагогов прошлого времени, но включает в себя также современные достижения информатики, кибернетики, педагогических измерений и психологии.

Понятие "образовательные технологии" связывается с расширенным применением в учебном процессе различных средств компьютерной визуализации лекций и презентаций, тестовых форм, использованием новых поколений наглядных пособий, а также средств проверки умений студентов решать задания.

Образовательная технология призвана максимально точно, целенаправленно, планомерно, в соответствии с заранее заданными критериями, достичь гарантированного результата обучения - и в этом её главное преимущество перед методикой преподавания. Точность и гарантированность образовательных результатов связаны с тем, что технология выходит на более детальный уровень управления действиями и операциями учебной деятельности, по сравнению с методикой.

Квантование учебных текстов означает их разделение на небольшие части (кванты), что облегчает усвоение смыслов, содержащихся в каждом кванте учебной информации. Усвоение содержания текста по частям облегчает усвоение информации, содержащейся в полном тексте

Супертест - система заданий по всем темам изучаемого курса. В супертесте используются тестовые задания. Квантование учебных текстов - ключ к повышению качества образования. Квантованные тексты создаются по каждому изучаемому курсу и по каждой теме курса. Текстов может быть несколько, столько, сколько нужно для усвоения учебного материала каждой темы. Система автоматизированного контроля усвоения знаний каждого кванта текста состоит из заданий в тестовой форме. Учащиеся лучше понимают смыслы квантованных текстов, а задания в тестовой форме позволяют технологично и эффективно, равно как объективно и быстро, проверить усвоение содержания каждого текста.

Действительно, только качественно подготовленные квантованные учебные тексты обеспечивают понимание учебного материала у большинства учащихся, в силу того, что деление материала на части заметно сужают объём непосредственно воспринимаемой информации и смыслов в каждом фрагменте, делая тем самым, постигаемым смыслы всего учебного текста. А работа с заданиями в тестовой форме к таким текстам обеспечивает усвоение содержания каждого текста.

Если вспомнить классическую триаду Я.А. Коменского понимание-усвоение-применение, то очевидно, что квантованные тексты и задания в тестовой форме позволяют решать первые две части отмеченной триады.

Что касается третьего компонента - применения знаний в практике, то это уже получило своё решение в проекте автора данной статьи для аттестации выпускников медицинских вузов России, Казахстана и других стран. Применение усвоенных знаний в этом проекте обеспечивалось посредством клинических ситуаций с заданиями в тестовой форме. Дело теперь за массовым внедрением практических ситуаций с заданиями в тестовой форме в образовательную практику, и не только медицинских, но и других вузов.

Вопросы теории квантования учебных текстов

Вопросы теории квантования детально рассматриваются в следующей статье. В современном образовании всё больше и глубже соединяются формы чувственного познания с формами и методами рационального мышления, что можно обеспечить лишь разнообразием используемых учебных средств. Не случайно квантование учебных текстов начинает признаваться в качестве важной формы развития образования.

Как отмечается в литературе, термин "текст" относится не только к письменно зафиксированной речи, а ко всякой связной, целостной и относительно законченной последовательности объединенных некоторым смыслом знаковых единиц, образующих в своей совокупности сообщение. Приведенная дефиниция позволяет интерпретировать как текст любого уровня информацию, адресованную Другому или Другим, включая и культуру в целом, её отдельные феномены, мир, человека и его социокультурную деятельность, в том числе,  и деятельность общения.

Однако для того, чтобы информационный и интенциональный смысл сообщения правильно понимался воспринимающей стороной, необходимо, чтобы используемая в нём система знаков адекватно интерпретировалась всеми сторонами коммуникативного процесса. Следовательно, можно сказать, что правильная разработка учебного текста и правильное его понимание является важнейшей задачей организации учебного процесса.

Содержательным основанием для деления учебного текста на части является выделение микротем. Каждой части (микротеме) даётся свой подзаголовок, что является концентрированным выражением всех смыслов микротемы. По сути, подзаголовок выражает главный смысл каждого кванта текста. Квантованный текст пишется простыми словами, по возможности, без придаточных предложений, без причастных и деепричастных оборотов. Эта рекомендация позволяет сократить количество слов в каждом кванте текста, облегчить понимание смысла каждого предложения, для каждого учащегося или студента.

Главные составляющие качественного педагогического контента - это хорошо структурированные, короткие квантованные учебные тексты и технологичные системы заданий к ним.

Сторонники и противники тестов

Соединению тестовых форм контроля и самоконтроля с обучением в целостном педагогическом процессе мешает идущее издавна разделение педагогов на сторонников и противников тестов. На самом деле, настоящих тестов в российском образовании нет, а то, что есть, в иерархии понятий автора этой статьи, нельзя назвать не то что тестами, но даже и заданиями в тестовой форме. ЕГЭ, тем более, совсем не тест. В этом вопросе нужна осмысленная демаркация ошибочных форм ЕГЭ от форм настоящего теста. Но и этого нет.

Возражения против применения тестов касаются, в основном, вопросов содержания, которые фактически в России не принято обсуждать. Небольшое число заданий традиционного теста при изучении сравнительно больших многочасовых курсов постоянно ставит вопросы валидности тестовых результатов: чем больше курс, тем труднее подобрать систему тестовых заданий (примерно до тридцати), способных качественно оценить уровень подготовленности испытуемых по такому обширному курсу.

Роль супертеста

В большинстве стран мира тестирование проводится в начале и в конце обучения, существуя, таким образом, отдельно от обучения. Между тем, контроль уровня подготовленности усвоения важен не только в начале и в конце, но в ещё большей мере он важен в процессе обучения.

Но если тест, состоящий из небольшого числа, примерно тридцать-сорок заданий, в процессе обучения не применим, тогда нужно пробовать применять не тест, а другую, новую, расширенную систему, содержащую все основные задания изучаемого курса. Такие задания, решение которых свидетельствует об усвоении содержания учебной дисциплины. Число таких, назовём их, системных заданий курса может быть большим и очень большим. Например, от пятисот до тысячи, и даже больше. Но тогда это уже будет не тест, а супертест, свойства которого ещё предстоит детально изучить. Но уже сейчас понятно, что все задания супертеста должны отражать содержание курса, быть технологичными. Они могут выполняться постепенно, по мере изучения курса. Решение каждого задания супертеста приближает учащегося к успеху в деле изучения всего курса.

По сути, вместо традиционных задач, супертест содержит систему заданий в тестовой форме, по всему курсу. Это позволяет преодолеть нетехнологичность задачной формы предъявления контрольного материала и решить многие проблемы современного образования.

Супертест решает главную образовательную задачу XXI века - творческое соединение, в едином технологическом процессе, обучения, собственного учения, самоконтроля и педагогического контроля. В таком процессе важная роль отводится также новым квантованным учебным текстам с заданиями в тестовой форме к ним.

Полный материал статьи дан в приложении

 

 

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован