Эксклюзив
Аванесов Вадим Сергеевич
07 февраля 2014
9165

Вадим Аванесов: Теория квантования учебных текстов

Писательство - вещь простая.

Из двух фраз следует выбрать ту, что короче;

из двух слов - то, что проще; из двух описаний - то, что яснее....

Джон Стейнбек 

Аннотация

В предыдущих статьях автора рассматривались методические вопросы квантования учебных текстов. Для самоконтроля усвоения содержания текстов к ним прилагаются задания в тестовой форме. Квантование создаёт лучшие условия для понимания содержания учебных текстов, а компьютерный самоконтроль тестовыми формами обеспечивает сравнительно быстрое усвоение знаний, содержащихся в текстах и в заданиях.

В данной работе исследуются вопросы теории квантования таких текстов. Квантованные учебные тексты и задания в тестовой форме к ним становятся новой образовательной технологией.

Ключевые слова: текст, учебный текст, квантованный учебный текст, задание в тестовой форме, образовательная технология, модернизация образования.

Определение

Квантованием называется разделение учебного текста на сравнительно короткие части. Помимо разделения (можно сказать, членения, сегментации), текст заметно сокращается, редактируется, чтобы стать более понятным большинству, если не всем учащимся так называемой целевой группы. Это означает, что квантование выполняется с учётом уровня подготовленности потенциальных читателей.

Пониманию способствуют заголовки, формулируемые к каждой части в процессе квантования. Квантование позволяет делать учебный текст короче, понятнее, доступнее, интереснее, запоминающимся.

Рыбанов А.А. определяет квантование как разделение учебной информации на элементарные фрагменты (учебные единицы, шаги, кадры) различного назначения информационные, тренирующие, контролирующие, управляющие.

Метод квантования

В коммуникативной лингвистике считается бесспорным утверждение, что членение текста в целом и отдельных высказываний способствуют лучшему пониманию. Поэтому там сегментация текста и выявление единиц членения является  актуальным.

Членение и сокращение учебного текста, вместе с формулированием подзаголовков для каждой части, является основным методом квантования текста.

Заголовки подбираются так, чтобы наилучшим образом - полнее, точнее и экономнее выразить смысл каждой части.

Проблемная ситуация

Потребность в квантовании текстов вытекает из проблемной ситуации. Качество учебников и учебной литературы в России низкое. Большинство школьных учебников для детей не интересны. Даже по официальному признанию, 80 % школьных учебников содержат грубые ошибки.

Как сказал бывший министр образования А.А.Фурсенко, «большая часть школьных учебников никуда не годится. В вузах ситуация такова, что почти каждый филиал выпускает свой учебник. А это неправильно. Мы будем добиваться улучшения качества учебной литературы. Но экспертом по образовательным ресурсам должен быть не чиновник, а независимый профессионал".

Учащиеся недостаточно понимают изучаемые материалы. При этом многие дети находятся под прессингом родителей, требующих получения высоких учебных оценок. Отсюда проистекают нередкие случаи неудовлетворённости результатами обучения учёбой, а далее и депрессии у многих детей. Они хотят, но не могут учиться отлично по причине некачественных учебников. В сочетании с обычными авторитарными тенденциями выставления субъективных оценок учащимся, это иногда приводит к драматическим случаям.

Подготовка новых учебников на основе теории и методики квантования может существенно изменить ситуацию и стать ключевым направлением модернизации содержания и форм образования.

Однако многие чиновники органов управления образованием так не считают. Их обычное отношение к чему-то новому – молчание. Это своего рода защитный механизм, который является существенным признаком непрофессионализма. Самым существенным признаком является неадекватная оценка текущего процесса деградации массового российского образования. Это стало реальностью после результатов так называемого «честного» ЕГЭ 2014 года.

Как отметил недавно известный эксперт Александр Привалов, наше образование и, прежде всего, школу реформируют уже лет пятнадцать, но позитивных результатов нет. «Налицо ощутимая деградация… . Эта катастрофа должна быть осознана обществом.

Ошибочны сами основы организации образования, начиная с прагматической философии типа «необходимости подготовки потребителей, а не творцов», отсталости содержания и форм, и кончая методикой. Надо менять учебную атмосферу и учебную среду в школах и вузах. И начинать лучше было бы с создания новых учебных текстов, квантованных, понятных, доступных для самообразования и для самооценки уровня усвоения содержания таких текстов. Но для этого нужна новая демократическая образовательная политика и другая культура управления учебным процессом. Культура, основанная не на принуждении детей к учёбе, а на интересе, личной мотивации, создания в социуме возможностей применения полученных знаний. В первую очередь это означает создание наукоёмких рабочих мест. Но с этим делом у нас уже много лет большие проблемы.

Трудности восприятия смыслов учебного текста

Низкое качество учебников и других учебных текстов вызывают существенные трудности в преподавании и усвоении учебной информации.

Б.И. Фёдоров делит эти трудности на две основных вида.

Трудности первого вида заключаются в том, что учитель или ученик могут иметь учебную информацию, но не осознавать полностью смысла всего её содержания.

Подобные трудности легко преодолеваются за счет строгого соблюдения основных логико-информационных требований, предъявляемых к любым языковым выражениям в учебном процессе, за счет соблюдения критериев логико-информационной корректности, которым должно удовлетворять любое знание, используемое в учебном процессе как языковое сообщение.

К числу критериев этот автор относит, прежде всего, самые элементарные: требование ясности, точности (определенности), последовательности и доказательности информации.

Трудности второго вида предполагают, что учитель или ученик могут осознавать смысл всего содержания учебной информации, но не уметь отличать в ней главное от второстепенного.

Преодоление подобных трудностей предполагает, по мнению того же автора, освоение и применение процедур оптимизации информации и формирования на её основе логически корректного названия и плана-оглавления учебной темы. Овладение этими процедурами необходимо, в первую очередь, учителю, чтобы впоследствии трудности не стали непреодолимым препятствием для ученика.

Причины непонимания учебного текста

Среди наиболее распространённых причин непонимания текста, обусловленных особенностями языка, Н.В. Глущенко выделяет:

  • многозначность выражений;
  • -употребление слов и выражений в переносном смысле (метафора, гипербола и т.п.);

 - нестрогость выражений, характерная для разговорной речи;

  • более или менее сходное звучание различных по значению слов;

- частое употребление многих речевых структур, приводящее к тому, что появление одного элемента такой структуры вызывает ожидание определенного следующего элемента.

Однако чаще непонимание текста обусловлено, считает этот же автор, такими личностными психологическими особенностями, как:

- отсутствие в чувственном, логическом или языковом опыте учащегося данных, позволяющих установить смысл высказывания;

- искажение (в сознании учащегося) смысла высказывания в результате взаимодействия (интерференции) между высказываниями преподавателя и данными чувственного или логического опыта учащегося;

-неправильное распознавание лексико-грамматических структур;

-неумение проникнуть в структуру сообщения, взаимосвязи их элементов;

-условия восприятия высказывания (неблагоприятные эмоциональные состояния, недостаток времени для обдумывания и т.п., в частности, артикуляционные помехи запоминанию и пониманию устной речи).

По мнению Н.В. Глущенко, возрастание роли самостоятельной работы учащихся возводит проблему изучения и создания учебных текстов в разряд центральных. Ведь именно учебный текст предстаёт в виде источника дидактической информации, определяющей содержание и характер самостоятельной деятельности учащегося.

Гипотезы

Квантование учебных текстов позволяет преодолеть трудности понимания учебной информации, улучшая, тем самым, качество учебного процесса. Применение заданий в тестовой форме к квантованным текстам позволяет ускорить и увеличить усвоение учебной информации.

На плодотворность этих гипотез указывают положения теории, излагаемые в этой статье, опубликованные ранее методические разработки автора этой статьи и его последователей, практический опыт применения учебных квантованных текстов в работе ряда школ и вузов.

Понимание текста и усвоение знаний - две важные составляющие из классической триады Я.А.Коменского: понимание-усвоение-применение. Квантование учебных текстов может оказаться самым подходящим средством для повышения понимания и усвоения.

 Поэтому в практике на смену негодным учебникам могут придти квантованные тексты. Как показывает опыт модернизации образования в Казахском Национальном медицинском университете, квантованные тексты стали там основной частью контента  (содержания) электронного обучения студентов. Квантованные учебные тексты нашли в этом вузе благожелательное отношение студентов, профессорско-преподавательского состава и руководства. В России ничего похожего нет.

Идея квантования

В квантовании учебной литературы главной идеей является стремление сделать текст короче, понятнее, доступнее, интереснее, запоминающимся для большинства учащихся и студентов. Именно содержание учебных текстов является главным предметом изучения в школах и вузах, понимания и запоминания содержащейся в текстах информации, воспроизведения знаний текстов на экзаменах и зачётах, применения знаний текстов в практике. Но как раз именно содержание образования нынешние органы управления стремятся не обсуждать.

В литературе отмечается, что учебный материал большого объёма запоминается с трудом;

 - учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, воспринимается лучше;

 - выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию.

Цель квантования

Общая цель квантования текстов – повышение качества учебного процесса. Качество учебного процесса – ещё одна ключевая категория, которая уже много лет старательно обходится в официальных выступлениях.

Реализация идеи квантования лежит в основе цели квантования учебных текстов - сделать последние понятными и ясными для читателей, чтобы исключить или заметно уменьшить зависимость понимания смыслов текста от различий в интерпретации.

Определение текста

В литературе отмечается, что общепризнанного определения текста до сих пор не существует. В данной работе в качестве исходных рассматриваются два понятия: текст и учебный текст. Текст является основным элементом учебных материалов, как печатных, классических, так и электронных, являясь, сам по себе, удивительным объектом, изучаемым давно и серьезно.

Подходящее определение текста осложняется тем, что текст не считается предметом педагогики. Известный лингвист И.Р. Гальперин полагает, что текст - это объект лингвистического исследования. Поэтому к нему следует применять основные понятия лингвистической науки. В этой науке текст определён как произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа; произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку .

Как отмечает Ю. Феодоритов, теории процессов порождения текста и его восприятия пока не создано, как нет и теории мышления.

Педагогический подход

Педагогика и её прикладные науки естественно к вопросу определения подходит со своим языком.

В данной работе текст определяется как последовательность высказываний и наглядных изображений, объединённая общим целевым замыслом, предполагаемой функцией и смыслом. Создателем текста может быть один или несколько авторов, функция и смыслы текста зависят от цели его написания. Обычная цель подготовки педагогических текстов является обучение и воспитание.

Структура текста

В структуре текста А.Зудин выделяет две части - внешнюю и внутреннюю. Внешняя структура определяются разделами, главами, абзацами, а также курсивом. Во внутренней структуре выделяются собственно текст и подтекст. Содержание текста, по его мнению, двухслойно, имеет верхний и нижний слой. Верхний слой содержит объективные значения, нижний - смысл или подтекст, доступный для понимания более узкому кругу, по сравнению с тем, который воспринимает только верхний слой содержания текста.

Учебный текст

Учебным Е.П. Александров называет текст, с которым осуществляются учебные действия, либо который является результатом учебных действий и взаимодействий. Посредством действий и операций с учебным текстом достигаются определенные образовательные задачи. Статус учебного приобретает текст, проектируемый, создаваемый, трансформируемый, приспосабливаемый, анализируемый, комментируемый с образовательными целями различными сторонами учебного процесса.

А.Э. Бабайлова считает, что "учебный текст - это единица обучения текстовой деятельности, учебной текстовой коммуникации. Это текст, организованный в дидактических целях в единую систему, в смысло-содержательном, языковом и ком-позиционном отношениях. Это часть совокупной информации учебника, предназначенной для управляемого становления текстовой деятельности, на основе которой дается система знаний по определенной дисциплине, прививаются умения и навыки людям определенной группы (возрастной, национальной и т.д.), на определенном этапе обучения".

Функции учебного текста

Основные функции учебного текста исследованы Е.П. Александровым. Это передача содержания учебной информации, стимулирование личностного роста обучающихся, формирование социокультурного опыта, мотивирование образовательной деятельности, становление, развитие и упражнение познавательных и творческих способностей, умений и навыков, организация познавательной деятельности, контроль (самоконтроль) результатов учебно-воспитательной работы. Учебный текст может и должен быть путеводной нитью для движения знаний от учителя к ученику.

Принято различать две функции текста - информационную и суггестивную (внушение, убеждение).

Через тексты обучаемый приобщается к знаниям, социальным ценностям и нормам, к разнообразным сведениям, накопленным людьми в ходе практической и теоретической деятельности, что важно ему для участия в социальной жизни, для совместной с другими людьми социальной деятельности; поэтому столь значимым является то, войдут ли полученные знания в картину мира, сформированную в сознании индивида, и какое место отвел человек каждому конкретному тексту в общей системе своих знаний и представлений об окружающем мире". Так писала Т.М. Дридзе.

Свойства учебного текста

Краткость текста достигается в процессе его подготовки, либо последующим редактированием: его сокращением, удалением из него тех частей, без которых можно обойтись на данном этапе и уровне обучения.

Понятность учебного текста достигается применением доступной лексики, уменьшением числа сложносочинённых и сложноподчинённых форм, использованием коротких предложений, членением текстов на абзацы и меньшие части, использованием понятных и привлекательных подзаголовков, шрифтовыми выделениями.

Доступность достигается тщательным подбором лексики, разделением учебного материала на уровни трудности, членением текста на части.

Доступность достигается через:

- повышение доступности лексики текстов;

- уменьшение абстрактности изложения материала;

- уменьшение в предложении числа сложных конструкций;

- совершенствование и выделение структуры текста;

- взаимосвязанные мысли в учебных текстах необходимо размещать достаточно близко, поскольку они должны одновременно сохраняться в памяти.

Трудность текста увеличивается постепенно, после успешного изучения предваряющих, сравнительно лёгких текстов. Из этого вытекает, что квантованные тексты могут или должны быть различающимися по уровню трудности.

Интересным текст становится в результате отбора актуального содержания изучаемого курса, использованием рисунков и графиков, выбором адекватного стиля изложения, использованием заданий в тестовой форме в конце текста для самопроверки качества усвоения текста.

Запоминается текст, обычно, отчасти либо произвольно, либо вследствие волевых усилий личности. Но запоминание может быть лёгким и естественным, а усилия уменьшаются, если содержание текста излагается интересно, предложения текста относительно короткие, когда используются рисунки или графики, а прилагаемая к тексту система заданий позволяет либо найти правильный ответ, либо стимулирует поиск такого ответа.

Если наложить ограничение, что такая система должна быть технологичной, то тогда становится неизбежным применение тестовых форм оценки результатов самостоятельного изучения учебных текстов. Такое ограничение имеет смысл накладывать только на учебные тексты, знание содержания которых подвергается массовой проверке посредством компьютеров и компьютерных программ.

Развивающим является текст, который содержит вопросы и задания, стимулирующие интеллектуальный поиск ответов на трудные задания.

Связь между качеством учебных текстов и качеством знаний

Наличие такой связи не подвергается сомнению. Но это при условии качества самих учебных текстов. Для этого тексты должны отвечать определённому набору требований.

Требования к учебным текстам

Считается, что классический учебный текст должен соответствовать следующим требованиям:

1. Соответствие логике программы обучения, которая, в свою очередь, соответствует преподаваемой науке

2. Упрощение текста "науки" при переходе к тексту обучения, в целях его понимания и в зависимости от "читателя" текста (класс, год обучения, курс).

3. Последовательное разворачивание контекста (текста). По принципам: от известного к неизвестному, от простого к сложному, от частного к общему, от посылок к выводам.

4. Полнота и глубина рассмотрения материала, описания изучаемого вопроса, реализации процессов или существования объектов рассмотрения и их свойств. На примере рассмотрения некоего закона - формулировка, формальная запись, примеры действия, границы применимости, история открытия, гипотезы и др.

5. Аранжировка текста вопросами для усвоения и закрепления полученных при чтении знаний. Вспомним, что только вопросы и задачи превращают информационный текст в учебный.

Заметим, от себя, что в педагогических измерениях вместо вопросов и задач используются преимущественно тестовые задания.

Рубрикация (членение) учебного текста

Под рубрикацией или членением понимается разделение целого текста на осмысленные части. Рубрикация позволяет концентрировать внимание читателя на выделенной части текста, а не всего целого. Иногда такое разделение называется сегментацией текста. Усвоение смыслов каждой части легче усвоения смыслов целого текста. В свою очередь, усвоение содержания каждой отдельной части помогает усвоению целого текста. Не бывает усвоения целого без усвоения содержания частей.

Требования к стилю изложения

Рубрикация позволяет избежать повторов. Таким текстом удобно пользоваться, находить к нему необходимый учебный материал. Его легко обновлять, дополнять и издавать в электронном виде. Однако это не означает, что текст может быть представлен в виде справочника - текст должен содержать связующие элементы, легко и с интересом читаться.

Системность, последовательность и простота изложения

Для этого требуются:

- выделение ключевых позиций по тексту полужирным шрифтом или другим способом;

- четкость определений;

- однозначность употребления терминов;

- соблюдение норм современного русского языка и др.

Приёмы квантования текстов

В квантовании учебных текст используются три основных приёма:

 - сокращение (или сжатие) словесного и символического состава текстов;

- членение текстов на части;

 -использование эффективных подзаголовков к каждой части учебного текста.

Эффективными назовём такие подзаголовки, которые кратко и точно выражают суть содержания соответствующей части текста, легко запоминаются.

Подзаголовок определяет содержание, субъект, объект или метафору части текста. Иногда это может быть названием макротемы, излагаемой в части текста.

Единицы членения текста

В качестве основной единицы текста предлагаются т.н. в специальной литературе сверхфразовое единство, сложное синтаксическое целое, абзац, предикативно-релятивный комплекс. В иерархию единиц текста включается и синтагма, которая признается универсальной единицей. Наименьшей единицей темы принято считать сверхфразовое единство, которое монотематично и представляет микротему. Однако в норме наименьшей единицей в письменном тексте является абзац. В данной работе в качестве единиц членения текста принимаются квант и абзац.

Правила квантования учебных текстов

Разделить весь текст на абзацы или части, образующие т.н. сверхфразовое единство, или другие упомянутые выше единицы членения текста, по 5-20 строк, примерно.

Ключевые слова пишутся ближе к началу предложения. Фразы строятся просто, по возможности, без придаточных предложений, без причастных и деепричастных оборотов.

Как можно меньше наукообразия и редко используемых слов.

Мысль начинается и, как правило, заканчивается в абзаце.

В каждом кванте надо писать основные элементы, которые надо знать и затем обязательно проверить усвоение с помощью системы заданий в тестовой форме, включаемой в квантованный текст.

Каждой части текста - кванту - нужно дать называние, потому что читатель должен получить ответ на главный вопрос: о чём эта часть текста? Главная функция названия кванта - ответить именно на этот вопрос.

К каждому тексту желательно иметь достаточное число квантов, подзаголовков к ним и число заданий в тестовой форме.

Эффективность учебных текстов

Эффективным можно назвать текст, самостоятельное изучение которого за меньшую единицу учебного времен формирует лучшее качество знаний, у большего числа учащихся, по большинству видов знаний.

Свойства знаний

Для оценки приобретаемых знаний полезна классификация И.Я. Лернера.

Полнота - измеряется количеством программных знаний об изучаемом объекте, предусмотренных школьной программой. Это знание всех существенных признаков, сторон изучаемого предмета, раздела, понятия, правила, текста. Знание объекта как некого целого, а не только его существенных свойств.

Глубина - совокупность осознанных учащимися существенных связей между соотносимыми знаниями. Это знание всех существенных черт каждого элемента изучаемого объекта. Знание основных связей, которыми соединены между собой эти элементы. Это умение выделять главные, системообразующие связи.

Систематичность - осознанность иерархии и последовательности, т.е. осознанность одних знаний как базовых для других, но при определенном, заданном уже ракурсе зрении на эту совокупность знаний, в зависимости от цели изучения.

И.Я. Лернер выделяет следующие черты, в которых проявляется степень систематичности знаний учащихся:

- умение излагать материал в той последовательности, которую дает учитель или учебник;

- умение изложить учебный материал в иной, чем было предъявлено, последовательности, объясняя эту последовательность;

- умение обнаружить и объяснить связь последующего с предыдущим и наоборот;

- умение самостоятельно устанавливать новые связи между знаниями.

Системность - осознанность личностью знаний по их месту в структуре научной теории. А это предусматривает:

- понимание учащимися, что в данной системе знаний является основным, что следствием, что приложением;

- умение самостоятельно иерархизировать новые знания;

- умение перестраивать знания, получаемые в процессе обучения во времени и пространстве (линейной последовательности), связывая эти знания друг с другом в зависимости их статуса в теории.

Оперативность - применение знаний в различных ситуациях, использование различных способов применения знаний.

Это означает:

- умение применять знания в сходной и новой ситуациях;

- умение переносить известные способы деятельности, известные знания на новый материал.

Гибкость - готовность самостоятельно находить способы применения знаний при изменении ситуации. Умение вариативно решать одну и ту же задачу, самостоятельно конструируя ситуации. А это связано: - с умением найти в данный момент знания о способе деятельности;

- с умением преобразовывать данный способ деятельности для предъявленного случая;

- с умением создавать новый способ деятельности путем комбинации ряда известных.

Конкретность - умение показать конкретное как проявление обобщенного. Это проявляется:

- в знании системы конкретных форм и образов;

- в умении использовать конкретные факты, знания для обобщения.

Обобщенность - умение подвести конкретное знание под обобщенное:

- умение показать, что скрывается за обобщениями в конкретной действительности;

- умение осознать конкретное содержание обобщения.

Развёрнутость - умение раскрыть систему шагов, ведущую к сжатию, свёртыванию знаний, умению осуществить цепь рассуждений, состоящую из нескольких звеньев, умение конкретизировать общую идею.

Свёрнутость - умение воспроизводить знание компактно, но так, чтобы оно представляло видимый результат некоторой совокупности знаний:

- умение компактно изложить некоторую определённую совокупность знаний;

- умение приводить конкретные факты, смысл которых раскрывает содержание обобщенного и конкретного знания ученика.

Осознанность - понимание связи знаний и пути их получения, умение применять их на практике. Осознанность знания отражает его качество как конечный результат его усвоения. Одни качества знаний влияют на формирование осознанности, другие служат областью его проявления. Осознанность знания значит:

- понять характер (рядоположенность или соподчинённость) связей между знаниями;

- различать существенные и несущественные связи;

- понимать механизм становления и проявления этих связей;

- понимать основание усвоенных знаний;

- понимать способы получения знаний;

- освоить области и способы применения знаний;

  • понимать принципы, лежащие в основе этих способов применения.

Прочность - устойчивая фиксация в памяти системы существенных знаний и способов их применения, умение получать необходимые знания, основываясь на других опорных знаниях.

Прочность характеризуется:

- твёрдым сохранением в памяти существенных знаний и способов их применения, - умением получать необходимые знания на основе имеющихся;

- умением с помощью одних знаний, являющихся опорными, восстанавливать другие знания

Виды знаний

Для оценки видов приобретаемых знаний с помощью квантованных текстов может оказаться полезной классификация знаний, предложенная ранее автором этой статьи.

Знание названий, имен.

Знание смысла названий и имён

Фактуальные знания

Знание определений

Сравнительные, сопоставительные знания

Знание противоположностей, противоречий, антонимов и т.п. объектов

Ассоциативные знания

Классификационные знания

Причинные знания, знания причинно-следственных отношений, знание оснований Процессуальные, алгоритмические, процедурные знания

Технологические знания

Вероятностные знания

Абстрактные знания

Методологические знания.

Каждый из приведённых выше видов знаний проверяется той или иной формой заданий. Наиболее востребованной оказалась форма заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов. Задания с выбором нескольких правильных ответов позволяют проверить большее число видов знаний.

Научное исследование качества квантования учебного текста

Исследование вопросов качества квантованных текстов провёл А.А. Рыбанов. Он считает, что разработка учебного контента (содержания) системы дистанционного образования (СДО) включает в себя квантование учебной информации. Он ввёл три главных показателя качества усвоения содержания учебного текста, применимых и к квантованным текстам: коэффициент, скорость и прочность усвоения.

Задание в тестовой форме

Педагогическое задание в тестовой форме определяется как технологичное средство интеллектуального развития, образования и обучения, способствующее активизации учения, повышению качества знаний, а также повышению эффективности педагогического труда. Такие удивительно полезные свойства заданий в тестовой форме оказались, к сожалению, мало востребованы нынешней российской педагогикой. В зарубежном образовании доля используемых заданий в тестовой форме в практике обучения существенно выше, что объясняется образовательной политикой, качеством управления, педагогическими теориями, методиками, большими масштабами использования техники и образовательных технологий.

Функции заданий в тестовой форме

Педагогические задания выполняют как обучающие, так и контролирующие функции. Поскольку контролирующая функция заданий понятна всем, затронем здесь обучающие функции. Обучающие задания применяют учащиеся для активизации собственного учения, усвоения учебного материала, саморазвития, а также применяют педагоги для обучения учащихся. Все это свидетельствует об обучающем потенциале заданий. Невнимание к обучающим возможностям заданий в тестовой форме стало одной из причин методического отставания российского образования от положения дел с этим в ряде других стран. Если наш учитель может разъяснить учебный материал не хуже своего зарубежного коллеги, то организовать самостоятельную работу и хорошо проверить требуемые знания у всех учащихся (студентов), по всему изученному материалу, ему труднее. Из-за абсолютизации классно-урочной системы организации занятий, нехватки компьютерной техники, нехватки тестов и программ для организации автоматизированного самоконтроля - самой гуманной формы контроля знаний.

Новая основа

В отличие от распространенной в России и на Западе вопросно-ответной формы заданий, в качестве новой основы для разработки заданий в тестовой форме используется логика высказываний. Преимущества этой основы вытекают из отличия высказываний от вопросов: истинность или ложность высказывания легко определяется по логическим правилам, в то время как вопросы сами по себе ни истинны, ни ложны.

Предлагаемая основа открывает возможности эффективной компьютеризации контроля знаний. Компьютер безошибочно воспринимает правила определения истинности или ложности высказываний, равно как и решающие правила выставления оценок.

Внедрение теории в практику

Внедрение теории квантования учебных текстов проходит в форме её применения в учебной практике. К настоящему времени уже опубликовано множество квантованных текстов. Общее число квантованных тестов, готовых к внедрению в учебный процесс школ и вузов, сейчас уже переваливает за несколько сотен. В Казахстане появились кафедра и вуз, где квантование учебных текстов считается приоритетным направлением повышения качества образования.

Вадим Аванесов

Полный текст дан также в приложении

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован