08 октября 2006
828

Вадим Венедиктов: К проблеме духовно-нравственного выбора современного российского общества

Межэтнические конфликты в современной России происходят на почве духовно-нравственной поврежденности молодежи и российского общества в целом. Данное повреждение является следствием неграмотности нашего общества в вопросе о духовности.

Существуют два определения духовности. Первое определение порождено секулярным (светским) сознанием, второе - сугубо религиозно и в полной мере раскрывается в христианстве. Светская духовность включает в себя: элементы культуры (культурности), нравственность, эрудированность, эстетику, этикет и проч. Религиозная духовность связана, прежде всего, со стремлением к святости, к освобождению от страстей, от греховной скверны, дурных поступков и привычек, с любовью к Богу и ближнему. В то же время, проблема определения духовности является основной не только для религии, но и для каждого человека, поскольку именно состоянием духа определяется в конечном счете характер, направление и сама разумность всей человеческой деятельности. "Духовная атмосфера - это своего рода маточный раствор, порождающий соответствующие кристаллы: философские, политические и другие системы и модели, идеи, настроения, отношение к людям, к окружающему миру, чувства, желания, переживания и т. д." [i].

Знаменитый русский храм, что стоит на Красной площади в Москве, мало кому известен под своим официальным именем - Покрова на Рву. Зато весь мир знает другое его название - собор Василия Блаженного. А чем, собственно, прославился этот святой? Как гласит его житие, он разгуливал голый, буянил на рынках, задирал прохожих, кидался камнями в дома набожных людей, насылал смерть, Великим Постом ел мясо, а однажды расколол камнем чудотворную икону [ii]. С точки зрения светской "духовности" налицо явные нарушения нравственности, этикета и эстетики. Но с христианской позиции - Василий свят, т. е. высокодуховен. Знаменитый евангельский призыв "душу свою положить за други своя" (Ин. 15, 13) отражает сущность христианской святости. Образцом мусульманской духовности служат идеи суфийско-богословской школы и ее известных представителей. Так, Сахл б. Абдаллах ат-Тустари (ум. в 283/896 г.), известный теоретик раннего суфизма*, когда его спросили о раскаянии - он ответил: "Это значит не забывать о своих грехах" [iii].

Светская духовность приравнивается, скорее, к культуре в ее духовном аспекте. Очень часто термин "светскость" интерпретируется по-разному, а это свидетельствует о том, что светскость - далеко не такая простая и однозначная категория, как может показаться на первый взгляд. На примере России становится ясно, что многими гражданами России - как неверующими, так и выражающими принадлежность или предпочтительность к традиционным религиям народов России - религиозная свобода и порядки, при которых эта свобода практически не имеет ограничений, воспринимается как форма насилия над личностью.

Создается впечатление, что сегодня в Европе (вспомнить баталии по поводу упоминания о христианских корнях Европы в Европейской конституции, принятие правительством Франции закона о запрете на ношение религиозных символов в общественных местах, дело с допуском женщин на Святую гору Афон) и в России мы сталкиваемся не просто с конфликтом между светскостью и религиозностью, а с реальным воинствующим секуляризмом, скрывающим свою духовную распущенность, а часто - банальный атеизм. "Стремление вытеснить религию из общественной сферы, отвести ей место на задворках человеческого бытия, свести ее исключительно к области частной жизни отдельных индивидуумов - вот та программа, над выполнением которой трудятся представители современного либерального гуманизма, вдохновляемого идеями Просвещения с его специфическими представлениями о свободе и толерантности. При этом толерантность по отношению к религии распространяется только на те ее аспекты, которые не выходят за рамки политкорректности и не противоречат так называемым "общечеловеческим ценностям". Все же, что выходит за эти рамки, объявляется подлежащим ограничению, запрещению или полному искоренению" [iv].

Социальная прослойка экзальтированных людей с мифологизированным сознанием и эксцентричным складом характера всегда будет присутствовать в религиозных и светских сферах деятельности человека. Но очень жаль, когда эта экзальтация и эксцентричность распространяется через СМИ. Например, СМИ часто обращают внимание на участие иерархов Русской Православной Церкви в государственных мероприятиях, иногда называя это "нарушением светскости государства". Однако, средства массовой информации не проявляли никакого интереса к тому, что религиозная символика объединения последователей Рерихов (оккультно-религиозный символ "знамя мира") в течение многих лет официально размещалась в фойе второго этажа здания Государственной Думы ФС РФ. А с какой радостью СМИ раздувают провокации на религиозные темы: трансляции по всем телевизионным каналам кощунственной выставки "Осторожно, религия!", карикатурные скандалы, вольная интерпретация научного доклада папы Римского, сделанного им 12 сентября 2006 года в Регенсбургском университете. Использование бессмысленных словосочетаний, таких как: "исламский терроризм", "религиозная нетерпимость" и проч.

Все эти казусы заставляют, в первую очередь, молодежь России задуматься о создании у нас в стране Антидиффамационного религиозного комитета, целью которого будет являться отслеживание, порочащей религиозные институты, информации и с последующим четким, аргументированным и апологетическим ответом. От этого решения будет зависеть наше толерантное российское будущее.

Можно перенимать опыт у современной еврейской цивилизации. Например, в США действует антидиффамационная лига, больше известная как "Эй-Ди-Эл" (АДЛ), занятая главным образом борьбой с антисемитизмом. Сегодня это ведущая сила, играющая существенную роль в разоблачении расистских и антисемитских групп на всей территории США [v]. В Греции успешно функционирует Антидиффамационный Комитет при Элладской Церкви, который успешно борется с антицерковной пропагандой в СМИ [vi].

В деятельности такого актуального для России религиозного Антидиффамационного комитета должны принять участие православные и мусульмане. Сегодня уместно перефразировать известное высказывание В. С. Соловьева, адресованное к полемике позапрошлого столетия между христианами и иудеями [vii]. Только теперь налицо, что сила "воинствующего секуляризма" в христианской нравственной и мусульманской интеллектуальной слабости. Действия Антидиффамационного религиозного комитета будут направлены против издевательств над идеалами христианской святости и мусульманской сердечной простотой.

Еще в начале третьего тысячелетия начальник отдела Министерства внутренних дел Франции В. Севестр удивительно точно охарактеризовал состояние религиозности российского общества: "У вас в России полыхает религиозный пожар" [viii]. Удивительно, что никому из светских властей не приходит в голову этот пожар затушить! Абстрактные призывы к толерантности и политкорректности со стороны государства расходятся с положением дел внутри страны.

Неужели преподавание в школах "Основ Православной Культуры" или, как предложил Председатель Центрального духовного управления мусульман, Верховный муфтий России, шейх-уль-ислама, Талгат Таджуддин назвать этот курс "Основами традиционных конфессий" [ix], приведет к нетерпимости и религиозной дискриминации в России? Но именно такой курс, встроенный повсеместно в систему образования России, безусловно, только бы укрепил основу духовно-нравственного сознания наших сограждан, а, главное, нашего подрастающего поколения.

В заключение, хочу напомнить, что красивое арабское слово "ислам" на русский язык переводится, как "покорность", "вручение" себя Божьей воле. Это слово никак не сочетается с терроризмом, наводящим страх и ужас на людей планеты. А также не пугайтесь и слова "православие", которое всего лишь означает правильное и истинное суждение, добровольный выбор человека, основанный на доподлинно известном, центральном событии христианской истории - Воскресении (от греч ).


--------------------------------------------------------------------------------

[i] Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. М., 1997. С. 197

[ii] См. Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005

* Суфизм (араб. тасаввуф) - мистико-аскетическое течение в исламе.

[iii] Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского. М., 1994. С. 142

[iv] Епископ Илларион (Алфеев). Христианство перед вызовом воинствующего секуляризма // Церковь и Время. N 2 (27). 2004. С. 26 - 27.

[v] Раби Йосеф Телушкин. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. М., 2002. С. 345.

[vi] http://www.ecclesia.gr/greek/holysynod/commitees/commitees.htm

[vii] "Иудеи живут не нашей нравственной силой, а нашей нравственной, или лучше безнравственной, слабостью". Еврейство и христианский вопрос // В. С. Соловьев. Сочинения в двух томах. М., 1989. Т. 1. С. 207.

[viii] Понкин И. В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003. С. 9

[ix] Из выступления Талгата Таджуддина, Председателя Центрального духовного управления мусульман, Верховного муфтия России // Материалы IX Всемирного русского народного собора. "Единство народов, сплоченность людей - залог победы над фашизмом и терроризмом". Стенограмма. М., 2006. С. 39


val-info.ru

08.10.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован