05 декабря 2002
920

Вадим Венедиктов: `В.С.Соловьев: история поиска`

Когда уходит из жизни крупный человек, общество начинает понимать и чувствовать, что вместо него образовалась пустота, восполнить которую можно путем изучения его творчества, изучения его идей и мыслей, тем самым, сблизившись с ним, понять его личность. Появляется интерес к биографии такого человека, чем он жил, дышал и существовал.

Интерес к биографии и творчеству В.С.Соловьева (1853-1900) появился сразу после его кончины. Кем только его не представляли: одни считали за пророка, другие принимали за сумасшедшего. И сколько всего было написано. Одному из биографов Соловьева, С.М.Лукьянову, чтобы описать лишь только молодые годы философа, понадобилось провести долгую работу, венчавшуюся тремя книгами [1].

Название для работы выбрано: "В.С.Соловьев: история поиска". Собственно, доклад можно было назвать как угодно, например: "В.С.Соловьев: история покаяния" или "В.С.Соловьев: история болезни", что было бы еще точнее, но суть работы от этого не менялась бы.

В биографии философа особо замечательны его мистические переживания и болезни как физические, так и душевные, вследствие которых он и отличался своей оригинальностью в философских построениях.

С юных лет мальчик отличался богатым воображением, жил в придуманном им мире, наделяя окружавшие его вещи чертами живых существ, давая им имена и вступая с ними в сложные отношения. В девять лет с ним произошло одно необычное событие: в одном из московских храмов он встретит какую-то сияющую деву в царских облачениях, впоследствии он назовет это встречей с Софией.

Будучи взрослым человеком, уже после защиты магистерской диссертации, во время своей командировки в Англии, в библиотеке Британского музея видение Софии повторится. Но на этот раз он услышал голос, приказавший ему немедленно отправиться в Египет ("В пустыни я - иди туда за мной" [2. C.73] ), и он без колебаний откликнулся на призыв. Два дня спустя он покидает Лондон, и в конце ноября 1875 года страстное желание Соловьева в очередной раз увидеть Софию исполнилось: ему открылась Божественная Премудрость вновь - состоялась третья и последняя из встреч. Эта последняя встреча с Софией в предрассветной пустыни Египта чуть не стоила Соловьеву жизни: когда он, одетый во все черное, в одиночестве бродил по пескам, на него напали бедуины, решив, что перед ними сам дьявол. Удивительно то, как Соловьев смог убедить их, что они ошибаются в своем предположении?!

После видений Софии жизнь молодого философа меняется. В 1878 году он читает в Петербурге цикл публичных лекций о религии. Во время своих лекций, Соловьев высказывал те свои мысли и убеждения, которые вошли в его известный цикл - "Чтения о Богочеловечестве".

В восьмидесятые годы Соловьев становится на путь оппозиции ко всему русскому и православному. Его друзьями становятся католический епископ Штроссмайер и еврейский писатель Файвель Бенцелович Гец. Соловьев защищает римский примат. В общественных вопросах симпатизирует и поддерживает поляков и евреев. Именно в этот период творчества Соловьева из под его пера выходит в свет мощнейшая апологетика католицизма под названием "La Russie et L`Eglise Universalle" (Россия и Вселенская Церковь) - книга, написанная Соловьевым на французском языке. Он защищает идею объединения церквей на основе союза между папой и русским императором.

Тяжелыми для Соловьева были восьмидесятые годы: подорвав свои физические силы всякого рода разочарованиями и неудобствами, Соловьев погружается в бурю сомнений, в душе его начинает происходить борьба. Соловьев начинает свое последнее пятое десятилетие с тяжелыми думами, десятилетие, когда, по словам Зеньковского, его мироощущение "приобретает пессимистический элемент" [3. С.456].

В девяностые годы особо обострились мистические переживания философа. Ему часто являются бесы. Кроме этих явлений, его психика настолько расстроена, что случаются галлюцинации, страшные и комичные, но совершенно нелепые.

Истощение физическое привело Соловьева к преждевременной кончине. Он умер достаточно молодым, в возрасте сорока семи лет. Во время предсмертной болезни, врачи нашли у него "сильнейший склероз артерий, цирроз почек и уремию; ко всему этому примешался, по-видимому, и какой-то острый процесс, который послужил толчком к развитию болезни" [2. C.205].

Болезненность, впечатлительность, нервозность и связанные с этим частая перемена настроения философа, его видения и общения с миром "духов злобы поднебесной" (Еф., 6, 12) - те качества, которые не могли не отразиться на его творчестве.

Незадолго до своей смерти он пишет "Краткую повесть об антихристе" ("Три разговора"), в которой в форме литературного повествования представляет, как во дни апокалипсиса будет выглядеть человеческое общество.

Путь и опыт Владимира Соловьева способен заставить задуматься человека, ознакомившегося с его жизнью и творчеством. Особенность Соловьева, как человека и философа заключалась в том, что, являясь человеком, безусловно, религиозным, он не имел никакого церковного опыта. Его философские противоречия объясняются тем, что на протяжении всего своего творческого пути Соловьев равным образом как приближался к Истине, так и удалялся от Нее. Большое значение Соловьева в том, что он сумел посредством своей философии удалить часть русского общества от безбожного духа нигилизма и обратиться к религии.

Можно с уверенностью сказать, что "соловьиная песнь" спета и больше уже никогда не повторится.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Лукьянов С. М. О Соловьеве в его молодые годы. Материалы биографии. В 3-х кн. Репринтн. изд. М., 1990.
[2] Соловьев Вл. С.: pro et contra. СПб, 2000.
[3] Зеньковский В. История русской философии М., 2001.

http://www.hist.msu.ru/Science/LMNS2002/12.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован