06 октября 2004
1038

Вагит АЛЕКПЕРОВ: НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ЗАБОТА ОБЩАЯ

15 апреля в Санкт-Петербурге в Военной академии тыла и транспорта состоялась встреча с президентом ОАО `ЛУКОЙЛ` Вагитом Алекперовым, в ходе которой он поднял вопросы взаимодействия отечественных производителей энергоресурсов и силовых ведомств в целях обеспечения национальной безопасности страны. Учитывая важность темы, корреспондент `Красной звезды` обратился к руководителю одной из крупнейших российских нефтегазовых компаний Вагиту Алекперову с просьбой ответить на вопросы газеты.
- В первую очередь - забота о национальной безопасности России. Люди военные, посвятившие себя службе Отечеству, привыкли использовать термин `военная безопасность`. Мы, нефтяники, чаще говорим о безопасности энергетической. Однако оба эти понятия - стороны одной и той же медали.
Ни для кого не секрет, что бесперебойное снабжение войск топливом сыграло ключевую роль в исходе Первой и Второй мировых войн. В начале XX века на смену лошадиной и паровой тяге пришел двигатель внутреннего сгорания, изменивший привычные представления о мобильности. Обладание мощным подводным флотом, авиацией и танковыми войсками в сочетании с доступом к ресурсам углеводородного сырья превратилось в стратегическое преимущество, которое в итоге помогло союзникам победить Германию.
Убежден, что с обеими перечисленными задачами могут справиться лишь национальные компании. Компании, которые работают не на краткосрочный, а на долгосрочный результат, стремятся создать систему, способную функционировать и служить интересам России даже после того, как ее основатели отойдут от дел.

- `ЛУКОЙЛ` - это именно такая компания?

- Надеюсь, что это так. Мы стараемся не отделять собственные интересы от общенациональных. `ЛУКОЙЛ` уделяет повышенное внимание подготовке сырьевой базы для нефте- и газодобычи после 2005 года, модернизации отечественных перерабатывающих производств, строительству транспортной инфраструктуры, снабжению энергоресурсами государственных потребителей.
Сегодня месторождения основного нефтедобывающего региона России - Западной Сибири - находятся в фазе `старения`. Добыча нефти на них падает и одновременно становится все более дорогостоящей. `ЛУКОЙЛ` - единственная российская нефтяная компания, которая уже в течение восьми лет ведет целенаправленную и - главное - успешную работу по освоению новых нефтегазовых провинций на территории нашей страны. Эта работа приносит ощутимые плоды.

- А какие конкретно?

- Приведу только один пример. Еще пять лет назад российский сектор Каспия считался бесперспективным с точки зрения добычи углеводородного сырья. Это существенно снижало не только экономическую, но и военно-политическую роль России в регионе. `Центр тяжести` был смещен в сторону Азербайджана, который благодаря ресурсному потенциалу и иностранным инвестициям смог добиться существенного укрепления своих геополитических позиций.
За последние годы ситуация коренным образом изменилась. `ЛУКОЙЛу` удалось выявить в российском секторе Каспия 10 крупных нефтегазоносных структур и открыть пять месторождений. Это позволило оценить извлекаемые ресурсы российской части шельфа в 4,5 миллиарда тонн условного топлива, что сопоставимо с аналогичными показателями Азербайджана. В этот же период консорциум зарубежных инвесторов получил данные о наличии крупных запасов нефти и газа в казахстанском секторе Каспия.
Установившееся стратегическое равновесие позволило нашим странам сравнительно быстро достичь консенсуса по вопросу о делимитации морских границ. Сегодня Северный Каспий - это исключительно стабильный с экономической и военно-политической точек зрения регион.
Сопоставимая по степени сложности и ответственности работа ведется нашей компанией в Республике Коми, Ненецком автономном округе и на севере Тюменской области. К 2010 году здесь будет добываться порядка 30 миллионов тонн нефти и 20 миллиардов кубометров природного газа. Это позволит нашей стране не только компенсировать падение производства на стареющих месторождениях, но и существенно увеличить общие объемы добычи сырья.
Как заявил в беседе с корреспондентом `Красной звезды` начальник Академии тыла и транспорта генерал-лейтенант Валерий Московченко, бывший в середине 90-х годов заместителем командующего войсками СКВО по тылу, в ходе первой чеченской кампании, когда группировка войск на Северном Кавказе испытывала трудности с обеспечением воюющих частей и подразделений горюче-смазочными материалами, максимальную помощь войскам оказал именно `ЛУКОЙЛ`.

- Отечественные нефтяные компании часто обвиняют в том, что они ориентируются исключительно на экспорт сырья, забывают о российских потребителях топлива. Дескать, там, `за бугром`, прибыли гораздо выше...

- Мне бы не хотелось обсуждать деятельность других компаний. Что касается `ЛУКОЙЛа`, то мы, безусловно, заинтересованы в стабильных поставках нефти на внутренний рынок. Это объясняется тем, что наша компания располагает уникальной перерабатывающей базой, эффективное использование которой - обязательное условие возврата средств, вложенных в ее развитие. `ЛУКОЙЛу` принадлежат четыре крупных российских нефтеперерабатывающих завода - Пермский, Волгоградский, Ухтинский и Нижегородский. На них вырабатывается 16 процентов автобензина, 18 процентов дизельного топлива и мазута, четверть авиационного керосина и почти половина смазочных масел российского производства.
Наша компания целенаправленно работает над увеличением выпуска импортозамещающих видов продукции, таких как высокооктановые бензины, дизельное топливо с низким содержанием серы, высокоиндексные базовые масла, современное реактивное топливо.
Особое значение `ЛУКОЙЛ` придает развитию производства масел. За последние шесть лет их перечень пополнился 20 новыми наименованиями. Внедрена схема раздельной переработки нефти, позволяющая существенно повысить качество товарной продукции. Проведена реконструкция производственных мощностей. В прошлом году на Волгоградском НПЗ мы впервые в России начали выпускать высокоиндексную основу - базовый компонент ряда моторных и трансмиссионных масел.
В компании разработана программа развития производства масел и присадок, реализация которой значительно сократит затраты на закупку импортных компонентов и соответственно снизит себестоимость нашей продукции.
Расширению географии сбытовой деятельности `ЛУКОЙЛа` способствует развитие транспортной инфраструктуры внутри страны. За последние годы в России появился целый ряд проектов, имеющих принципиальное значение для насыщения внутреннего рынка нефтью и нефтепродуктами. Такие из них, как строительство продуктопровода Пермь - Андреевка, перевалочных комплексов в Ненецком автономном округе, Калининградской, Ленинградской и Астраханской областях, инициированы нашей компанией.
Строительство перевалочного комплекса на острове Высоцкий Ленинградской области - самый крупный из перечисленных проектов. Терминал мощностью 10,75 миллиона тонн в год будет служить для снабжения нефтепродуктами Псковской, Новгородской, Ленинградской, Мурманской и Архангельской областей, а также для осуществления экспортных поставок.

- Не секрет, что высокий уровень конкуренции и антимонопольное законодательство ограничивают возможности компаний по расширению своего присутствия на свободном рынке. Как вы решаете эту проблему?

- Различными способами. Один из наиболее эффективных - расширение поставок нефтепродуктов по государственному заказу. Преимущества такого рода поставок - это фиксированные цены, отсутствие посредников, стабильный уровень спроса. Именно поэтому выполнение государственного заказа для нас - это не только почетная обязанность, но и осознанный выбор, имеющий прочные экономические основания.
`ЛУКОЙЛ` - традиционный поставщик нефтепродуктов силовым ведомствам, Министерству путей сообщения, Российскому государственному агентству по государственным резервам, а также северным регионам страны в рамках программы `Северный завоз`. Мы прилагали и будем прилагать усилия для того, чтобы сохранить этот статус вне зависимости от экономической конъюнктуры и бюджетной политики государства. В то же время нельзя отрицать, что привлекательность государственных поставок напрямую зависит от объема финансирования соответствующих федеральных, региональных и ведомственных программ.
Лучшим подтверждением этому является рост поставок нефтепродуктов `ЛУКОЙЛа` государственным предприятиям и организациям, составивший в 2002 году 6 процентов. Самыми быстрыми темпами увеличиваются поставки силовым структурам России - три года назад они составляли всего 7 процентов от общего объема реализации нефтепродуктов по госзаказу, сегодня - уже более 30.
Особенно ярко эта тенденция проявляется в наших взаимоотношениях с Министерством обороны. За последних четыре года объемы поставок нефтепродуктов `ЛУКОЙЛа` Российской армии увеличились более чем в 14 раз. При этом самыми высокими темпами росли поставки автобензинов, дизельного топлива и смазочных масел.
Улучшение снабжения армии горюче-смазочными материалами - прямое следствие увеличения бюджетных расходов на оборону и безопасность. В последнее время объемы средств, выделяемых на закупку нефтепродуктов для подразделений Министерства обороны, МВД и Федеральной пограничной службы, существенно возросли. Кроме того, была ликвидирована вся просроченная задолженность по поставкам топлива. Мы понимаем, что за этим стоит колоссальная работа, и очень ценим ее.
Со своей стороны, `ЛУКОЙЛ` подтверждает намерение неукоснительно выполнять свои обязательства перед силовыми структурами в целом и Министерством обороны в частности. Это касается не только четкого соблюдения договоренностей относительно объемов и графика поставок, но и готовности нашей компании идти навстречу Министерству обороны в том случае, если оно запрашивает дополнительные объемы нефтепродуктов.
Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что `ЛУКОЙЛ` не отступает от своих обязательств даже в периоды роста цен на нефтепродукты на свободном рынке, когда их уровень значительно превышает тендерный.

- Можно ли назвать `ЛУКОЙЛ` основным поставщиком нефтепродуктов силовым ведомствам России?

- Я думаю, да. В настоящее время `ЛУКОЙЛ` поставляет силовым ведомствам России порядка 50 процентов потребляемых ими нефтепродуктов. В европейской части страны этот показатель достигает 90 процентов. Кроме того, наша компания практически полностью обеспечивает потребности в горюче-смазочных материалах структурных подразделений Министерства обороны, МВД и погранслужбы на территории Чеченской Республики.

- Вагит Юсуфович, как бы вы в целом охарактеризовали сложившиеся отношения с оборонным ведомством страны?

- Мы считаем Министерство обороны очень ценным, надежным и перспективным партнером. Надеюсь, что в ближайшие годы работа по укреплению обороноспособности России будет вестись ускоренными темпами и это позволит нашему сотрудничеству развиваться еще более интенсивно. В частности, мы готовы рассмотреть вопрос об использовании нефтебазового хозяйства компании для удовлетворения потребностей этого ведомства в емкостях для хранения нефтепродуктов.
Не исключаю, что в дальнейшем речь может идти и о снабжении нефтепродуктами зарубежных группировок российских войск. Для этих целей мы готовы предоставить продукцию как российских, так и зарубежных нефтеперерабатывающих заводов `ЛУКОЙЛа`, располагающихся в странах Восточной Европы (Болгария, Румыния) и бывшего СССР ( Украина).
В то же время нужно отдавать себе отчет в том, что взаимовыгодное сотрудничество между нашей компанией и российским военным ведомством может быть поставлено под угрозу ухудшением общей экономической конъюнктуры и связанным с этим сокращением бюджетного финансирования Вооруженных Сил. С другой стороны, резкий рост расходов на закупку энергоносителей может привести к усилению конкуренции в данном сегменте рынка и, таким образом, дестабилизировать сложившиеся взаимоотношения между поставщиками и потребителями ГСМ. Именно поэтому, приветствуя улучшение ситуации со снабжением армии горюче-смазочными материалами, мы одновременно выступаем за ужесточение условий тендеров на их поставку.

- Иными словами, вы в данном случае выступаете скорее на стороне силовых ведомств, чем на стороне своих коллег по отрасли?

- Мне бы хотелось развеять миф о том, что интересы поставщиков и потребителей нефтепродуктов противоречат друг другу. Это абсолютно не соответствует действительности. И нефтяникам, и военным выгодны увеличение бюджетных расходов на армию, развитие производства качественных и недорогих отечественных нефтепродуктов, создание прозрачного механизма отбора поставщиков, устранение института посредников.
Решать эти задачи необходимо общими усилиями. Это касается как координации действий по вопросам закупок нефтепродуктов, так и совместной работы по отстаиванию общих интересов на уровне Правительства и Президента Российской Федерации. Уверен, что плодотворное взаимодействие национальных компаний и силовых ведомств может сыграть огромную роль в повышении уровня экономической и военной безопасности нашей страны.

- Спасибо за беседу.


`Красная звезда` 17.04.2003http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован