24 декабря 2004
3097

Валентина Комлева: Чьи интересы защищает российский чиновник?

Проводимые в России реформы системы и структуры органов государственной власти актуализировали вопрос оптимизации взаимоотношений власти и общества. Многообразие целей и задач органов власти и поливариантность интересов общества и отдельных граждан обусловливают многообразие конфликтов интересов, рассмотрение которых может стать предметом серьезного исследования. В рамках данной статьи рассматривается одна из разновидностей конфликтов власти и общества - конфликты интересов на государственной службе, а именно в системе исполнительной власти, как универсальной, самостоятельной, независимой ветви власти, органы которой наделены государственными полномочиями по исполнению и реализации законов, защите интересов и обеспечению безопасности государства, личности, общества. Болезненность проблем, связанных с конфликтами интересов на государственной службе, признана на официальном уровне. Свидетельство тому - Федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)", одной из основных целей которой является "внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе"1 .
Конфликт интересов на государственной службе возникает в ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей2 . Конфликт интересов приобретает негативный деструктивный характер в случае, если личные интересы госслужащих превращаются в абсолют и начинают преобладать над общественными и государственными интересами. Наличие конфликтов интересов - показатель не только многочисленных издержек в системе и структуре государственной власти, но и проблем профессиональной этики, служебного поведения, специфики личностных качеств чиновников. Конфликты интересов на государственной службе возникли, пожалуй, вместе с государственной службой и носят уже перманентный характер. Однако их изучение на научно-практическом уровне актуализировалось лишь в последние годы.
Анализ ситуации в органах власти и специальной литературы позволяет нам выделить как минимум следующие виды конфликтов интересов: конфликты, связанные с пониманием своего служебного долга; конфликты на экономической почве; конфликты на политической почве.

Конфликты интересов, связанные с пониманием чиновниками своего служебного долга
Анализу данного вида конфликта мы посвящаем большую часть статьи, ибо это самый серьезный конфликт, наличие которого не только сдерживает реформирование государственной службы, но и усиливает отчуждение во взаимоотношениях исполнительной власти, общества и граждан.
Суть данного вида конфликта заключается в несоответствии интересов чиновников интересам населения, ради блага которого они, собственно, и существуют. Наличие подобного конфликта провоцирует сомнения в легитимности исполнительной власти (сомнения населения в принятии власти, признании ее права управлять социальными процессами, готовности ей подчиняться), обусловливает негативное, во многом стереотипное, отношение населения к чиновникам, низкий уровень общественного доверия и авторитета органов власти. Урегулирование данного вида конфликта становится задачей первостепенной важности на фоне оформления независимой от общественного контроля бюрократической корпорации, с ее особой системой ценностей и норм профессиональной этики.
Анализ результатов социологических опросов, проведенных социологическим центром РАГС при Президенте РФ (ноябрь 2003 г.), показывает, что госслужащие понимают необходимость учета интересов населения. В то же время призывы обратиться к интересам граждан носят декларативный характер и в большинстве своем не реализуются в практике работы органов власти. Не хотелось бы думать, что таков результат пятилетних попыток реформирования государственной службы, но в 1997 г. интересы населения были более приоритетны на всех уровнях организации власти. Отвечая на вопрос "Какие усилия вашего органа власти должны определять эффективность деятельности?", более половины служащих федеральных органов (56,5%) отмечали защиту интересов населения. Среди служащих территориальных отделений федеральных органов таких ответов 46,7%; среди служащих исполнительных органов власти субъектов РФ - 68,1%3 .
Опрос 2003 г. показал, что госслужащие в подавляющей массе не считают себя "слугами народа"4. Ответы госслужащих на вопрос "Чьими слугами сегодня являются государственные чиновники?" распределились следующим образом:
- государства (64%);
- руководителей подразделений органов власти (10,8%);
- "короля" (7,2%);
- служим преимущественно сами себе (7,2%);
- народа (5,8%);
- финансовых "олигархов" (0,7%).

Оценка своего профессионального предназначения служащими разных групп должностей примерно одинакова. Лишь на уровне высших должностей, при условии искренности ответов, служение народу ставят выше служению самим себе и не отметили службу финансовым олигархам.

В ходе анализа и сравнения результатов опросов 2003 и 1997 гг. было выявлено три тенденции в развитии осознания чиновниками своего предназначения.
Первая тенденция: рост числа служащих, считающих себя "слугами государства".
С одной стороны, тенденцию можно оценить как положительную, ибо деятельность государственных служащих связана именно с реализацией государственных интересов, но, с другой стороны, тенденция показывает увеличение чиновников, полагающих, что они управляют от имени государства, а не служат. Это снижает эффективность деятельности госслужащих, так как в конечном счете, независимо от должности и управленческих функций, смысл государственной службы состоит в служении обществу и народу.
Вторая тенденция: снижение числа служащих, считающих, что они служат народу.
В 2003 г. количество таких служащих снизилось до 5,1%. Следствием этого является недостаточно сформированная установка на оказание государственных услуг населению. Эта негативная тенденция способствует высокомерию чиновников, полузакрытости среды государственной службы, развитию проблем взаимодействия с населением и общественными организациями, провоцирует рост административного отчуждения государственной власти от общества, что влияет на оценки общественного доверия и авторитета государственной службы.
Третья тенденция: рост числа служащих, ориентированных на интересы "короля" (руководителя органа власти) и руководителей подразделений, то есть защищающих корпоративные интересы конкретного ведомства. Усиление этой тенденции способствует закрытости оргсреды государственной службы.
В итоге мы говорим о двух больших группах государственных служащих, идентифицирующих себя либо со "слугами государства", либо со слугами "короля" и его окружения. Недооценка необходимости учета интересов населения имеет в общественном мнении весьма специфические последствия. Например, по мнению большинства опрошенного населения, в государственном управлении преобладает административный произвол. Население чувствует себя беспомощным перед государственным аппаратом и административным давлением, у него нет возможности (а в ряде случаев и желания) влиять на действия органов государственной власти. Почти половина населения (48,8%) считает, что они совершенно не защищены от административного произвола, 45,9% считают, что у власти нет желания сотрудничать с гражданами; 59,6% отмечают, что административная система страны сегодня не способна эффективно оказывать услуги обществу и отдельным гражданам, а государственные служащие защищают свои собственные интересы (60,8%), интересы своего ведомства (38%), своего начальства (33,5%), и лишь 8,3% считает, что госслужащие представляют интересы граждан. По мнению населения, госслужащие заботятся в первую очередь о себе, о своих личных потребностях. Они защищают интересы ведомства, а не интересы населения.
Госслужащие не оправдывают своего предназначения обеспечивать потребности членов общества и продолжают играть в бюрократическую игру, при которой, с одной стороны, декларируется социальная значимость государственной службы, а с другой стороны - налицо некачественность предоставляемых услуг, неразвитость властных отношений и, как следствие, наличие конфлик
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован