24 декабря 2004
3402

Валентина Комлева: Игра без правил на информационном поле

Одной из болезненных проблем построения гражданского общества в России является информационная прозрачность органов государственной власти. Достигается она путем обеспечения доступа граждан к информации органов власти.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею стоит на первом месте среди составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
В Конституции РФ основы субъективного права на доступ к информации заложены в ч. 2 ст. 24, которая устанавливает, что "органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".
Прежде чем перейти к формулировке основных проблемных вопросов, скажу о том, что же представляет собой доступ граждан к информации органов власти.
Доступ к информации - это обеспечение организационной, реально реализуемой возможности общения гражданина с органами власти по предмету конкретного интереса гражданина.
Инициаторами взаимодействия становятся как государство, так и гражданин.
Задачи реализации права на доступ связаны не с достижением некоего состояния информационного развития общества и информатизации вообще, а с преодолением государственного бюрократизма, закрытости власти.
Право на доступ к информации - это право, родственное таким либеральным правам, как свобода мысли (свобода мнений, убеждений), свобода слова (свобода самовыражения) и свобода печати (свобода массовой информации).
Но в отличие от перечисленных либеральных свобод право на доступ к информации:
1) по времени возникновения относится к новейшей волне развития конституционализма;
2) имеет принципиально иную природу: если свобода мысли, слова и печати требует невмешательства государства в ее осуществление, то право на доступ к информации является отражением прямого сотрудничества, общения государства и конкретного гражданина, где государство выступает как активный участник, обеспечивающий все условия к тому, чтобы человек воспользовался своим правом;
3) не подлежит ограничению в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).
Право на доступ к информации следует отличать собственно от права на информацию. Право на доступ обусловлено исключительно проблематикой гласности деятельности органов власти.
Структурно его возможно анализировать через право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию вообще.
Смыслом обеспечения этого права является обоснование правовых возможностей гражданина по получению сведений, которыми располагают органы публичной власти в связи с реализацией ими своих полномочий.
Сегодня в России существует ряд законодательных актов, регулирующих в той или иной мере доступ граждан к информации органов власти. Одни из них регулируют непосредственный доступ, то есть направление гражданином запроса в органы власти о предоставлении информации; посещение открытых рабочих заседаний органов власти; допуск к открытым архивам официальной информации органов власти.
Другие документы регулируют опосредованный доступ, то есть распространение информации в средствах массовой информации (в государственных, муниципальных и негосударственных); выпуск специализированных брошюр и сборников; размещение информации в сети Интернет; размещение информации на стендах официальной информации в зданиях и помещениях, в которых располагаются органы власти, и другие формы.
Но на практике в России никогда полноценно не реализовались эти формы доступа граждан к информации органов власти.
В чем проблема?
Первый проблемный аспект.
В более чем 100 нормативно-правовых актах различного уровня, касающихся вопросов обеспечения доступа к информации:
- не закреплено четкого определения понятия доступа к информации законодательно;
- субъекты и объекты доступа в различных нормативных правовых актах определяются по-разному;
- механизмы доступа к информации также не определены.
В большинстве федеральных законов отсутствуют нормы, обязывающие органы государственной власти обеспечить доступ каждому гражданину к информационным ресурсам.
Большинство документов просто устарели. Например, до сих пор действует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г.
N 2534 "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" в части, не противоречащей Конституции РФ.
Второй проблемный аспект.
Ни один из существующих законов комплексно не регулирует доступ граждан к информации органов власти. Самостоятельного закона в России нет.
Третий проблемный аспект связан с тем, что в условиях формирования информационного общества в России недостаточно обеспечиваются информационные правомочия граждан.
Четвертый проблемный аспект связан с тем, что в условиях развития гражданского общества вопрос открытости и информационной прозрачности органов власти решается с большим трудом.
Почему это происходит?
Назову несколько причин и, думаю, ими список не будет исчерпан. Каждый из здесь присутствующих способен дополнить этот список.
Итак, причины:
- финансовые затруднения, связанные с материально-техническим обеспечением. Например, реализация программы "Электронная Россия" потребовала существенных средств;
- причины социально-психологического плана. Отсутствие традиций открытости органов власти. Отсутствие обоюдной заинтересованности в обеспечении доступа к информации. Со стороны граждан налицо отсутствие поисковой активности. Со стороны органов власти - пассивность в предоставлении информации. Как только речь заходит об информационной прозрачности, открытости, сразу же возникает вопрос об их ограничении, вопрос о государственной тайне, конфиденциальной информации, служебной тайне и т.п.;
- причины, связанные с несовершенством законодательной базы. Казалось бы, это самое простое. Но практика показывает иное.
Каковы сегодня попытки устранения этих причин? Как развивается ситуация?
Первыми реализованными попытками создания правового механизма для обеспечения и регулирования информационных правомочий граждан стали:
- Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65. Главная цель программы - объединить в общее информационное пространство всю Россию и решение болезненной для России проблемы - придание официального статуса электронному документообороту. Но это не обеспечивает массового доступа граждан к информации, т.к. в настоящее время в Российской Федерации доступ к информационным системам общего пользования имеют (по данным Минсвязи России) примерно 13 млн граждан (из 145,2 по последней переписи);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти".
Наиболее активную позицию в решении этого вопроса заняли субъекты РФ:
- Закон Калининградской области от 27 июня 2002 г. "О порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области": впервые отразил комплексную систему правовых механизмов обеспечения доступа. На основе данного Закона в настоящее время идет разработка аналогичных нормативных актов в ряде российских регионов (например, в Новгородской области).
При этом отечественная правовая практика в вопросе о доступе к информации исходит из такого толкования ст. 24 и 29 Конституции РФ, в соответствии с которым требуется принятие федерального закона для реализации конституционного положения: ч. 2 ст. 24 заканчивается фразой "если не предусмотрено законом". Такого закона до сих пор нет. В тоже время было бы несправедливым сказать, что в этом направлении ничего не делается.
- К настоящему моменту на рассмотрение внесен ряд законопроектов: "О праве на информацию" и "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Первый ("О праве на информацию") находится в Государственной Думе с 1996 г. Второй ("Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления") был внесен еще в План законопроектной деятельности Правительства РФ на второе полугодие 2002 г. С тех пор он перемещается в каждый последующий план. Сейчас этот законопроект включен в план 2004 г., и пока никаких существенных изменений не предвидится.
Ситуация складывается следующим образом.
1. Информация, которая у вас есть, - не та, которую вам хотелось бы получить.
2. Информация, которую вам хотелось бы получить, - не та, которая вам на самом деле нужна.
3. Информация, которая вам на самом деле нужна, вам недоступна.
Эти афоризмы верны как никогда. Россия является одной из немногих стран, идущих по демократическому пути развития, в которых весьма слабо реализуются информационные правомочия граждан в целом и доступ к информации органов власти в частности. Наиболее уязвимым местом является отсутствие консолидирующего законодательного акта, который определил бы правила игры в информационном пространстве России. Болезненность этой проблемы явно проявилась в связи с проведением очередного этапа административной реформы в России.

2004 г.
www.ni-journal.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован