24 января 2007
2089

Валерий Федоров: Предчувствие Савонаролы

В первые дни наступившего года внимание жителей России неожиданно привлекла совсем не праздничная тема. Арест миллиардера Михаила Прохорова в Куршевеле дал повод эмоциональной дискуссии об уровне нравственности некоторых состоятельных россиян.

За 10 месяцев до парламентских выборов подогрев такой социально окрашенной темы не может пройти незамеченным для всех, кто делает ставки на исход электоральных баталий.


Четыре года назад тему засилья олигархов оседлал блок "Родина". Кто разыграет эту карту сегодня - пока неизвестно. Однако нынешние общественные настроения создают для успеха подобной игры благодатную почву.


Частная жизнь сильных мира сего вызывает пристальный интерес не столь преуспевающих граждан во всем мире. Однако в России этот интерес носит определенно болезненный характер. Слишком велик в нашем обществе разрыв между уровнем и образом жизни богатых и бедных.


Слишком велик - и слишком непривычен для нас, выросших при эгалитарном советском строе, с момента краха которого прошло еще совсем немного времени. И за этот короткий срок одни из нас сказочно разбогатели, другие опустились на самое дно, а вот "средний класс", составляющий численное большинство в развитых странах, расшириться и укрепиться не успел.


Отношение большинства россиян к нашим состоятельным согражданам сегодня все еще определяется убежденностью в том, что "все крупные состояния нажиты нечестным путем". Ничтожно мало тех, кто считает, что наши олигархи смогли заработать свои состояния праведным трудом. 8% так думают о капитале Романа Абрамовича, 3% - Михаила Ходорковского, у других нынешних и бывших капитанов российского бизнеса ситуация не лучше.

Люди считают крупных собственников "назначенными" олигархами, а отнюдь не простыми, работящими парнями, добившимися всего своими руками. Состояния олигархов, как считается, есть результат незаконного передела собственности, коррупции, теневых альянсов между чиновниками-казнокрадами и криминальными бизнесменами.


Тем не менее в России уже сегодня есть немало тех, кто считает, что и у них самих есть реальный шанс стать богатыми. Честным путем или не слишком честным - для них не столь важно. Главное для этих людей - что они хотят разбогатеть и верят в возможность осуществления своей мечты в этой стране и в это время. И они любыми способами стремятся повысить свой социальный статус, увеличить материальные возможности, расширить жизненные горизонты.


Больше всего таких среди молодежи, не связанной, с одной стороны, весомыми жизненными обязательствами, а с другой - не отягощенной жизненными ценностями и поведенческими моделями советского образца. Очень наглядно жизненная ориентация молодых россиян проявилась в ответе на вопрос: "Хотели бы вы, чтобы ваши дети оказались в списке миллиардеров журнала "Форбс"?" В самой молодой группе - от 18 до 24 лет - 51% ответили положительно и только 34% - отрицательно. Если же взять самую старшую группу - респондентов, которым свыше 60 лет, то в ней только 18% отнеслись бы к подобной перспективе положительно, а 62% ни в коем случае не хотели бы этого.


Многое здесь объясняется возрастными различиями: у молодых все впереди, они верят, что могут реализовать свои честолюбивые планы, что жизнь будет прекрасной и удивительной для тех, кто сумет "схватить случай за вихор". У тех же, кто вышел на пенсию и зависит от довольно скудного государственного обеспечения, со здоровьем плоховато, а жизнь не слишком удалась - взгляды по определению более пессимистичны, а отношение к "королям жизни" - сугубо негативное.


На отношение пожилых россиян к богатым влияет и характерный для советской эпохи культ нестяжательства, декларативная нелюбовь к накопительству, вещизму, мещанству. Подобная модель ценностей культивировалась не только коммунистами, но и демократами-шестидесятниками. Что "физики", что "лирики" - все презирали культ денег и материального потребления. Молодежь воспринимает подобную систему ценностей как безнадежно устаревшую, глубоко несовременную. У них нет антибуржуазных комплексов: деньги, материальное благосостояние, образуемый ими статус стоят в центре их картины мира. А главный жизненный приоритет - заработать как можно больше, быстрее, любым способом.


Допустимо ли поступиться моралью, чтобы разбогатеть? Среди пенсионеров 21% согласен с тем, чтобы их дети поступились какими-то моральными принципами ради того, чтобы стать богатыми. А 59% считают, что лучше уж они будут бедными, но при этом честными. В самой молодой группе респондентов только 28% отдают приоритет морали, а 54% готовы ею поступиться, если это потребуется.


Таким образом, статус морали в системе ценностей у молодых россиян все больше отходит на второй, а то и третий план. Впрочем, и у них есть за что зацепиться, есть ценностный "якорь". Этот якорь - семья. Жизненный идеал молодых - построить крепкую семью, вырастить здоровых и социально полноценных детей. Но для этого им нужен твердый экономический фундамент. И ради создания этого фундамента они готовы идти на многие моральные компромиссы.


Итак, отношение к богатым (сразу оговорюсь, не сверхбогатым, или "олигархам") в нашем обществе перестает быть однозначно негативным. Богатым быть выгодно, престижно, но стать им непросто. Давайте попробуем набросать тот собирательный образ богатого россиянина, который существующий в массовом сознании.


В советское время богатым приписывались в основном негативные качества, ведь быть богачом тогда означало своровать у народа, государства, вести себя аморально. Сегодня, не особенно полюбив абстрактного богатея, люди уже признают за ним определенные заслуги. Богатые - это те, кто сумели (пусть и вразрез с интересами государства и общества, в целях сугубо личного обогащения) реализовать свои возможности и способности.


Например, такие свойства, как жадность, богатым приписывают 32% опрошенных россиян, неуважение к закону - 26%, непорядочность - 21%, безразличие к судьбе своей страны - 19%. Еще 18% говорят о моральной черствости богатых. Но при этом люди отмечают их инициативность, энергичность (30%), образованность (21%), профессионализм (19%), трудолюбие (17%). Таким образом, россияне считают богатых людьми талантливыми и энергичными, образованными, обладающими большим социальным капиталом - но использующими его в своих эгоистических целях.


Отношение к бедным также усложняется. Им приписывают такие качества, как доброту - 31%, законопослушность - 28%, совестливость - 19%, патриотизм - 12%. Но вместе с этим россияне говорят и об их лени - 22%, пассивности, инертности - 21%, низком уровне образования - 16%, непрофессионализме - 12%.

Общество сегодня не мажет всех богатых одной черной краской. Отношение к олигархам и просто богатым, успешным людям различается. С одной стороны сохраняется убеждение, что сверхбогатство, сверхсостояния - это результат коррупции и незаконного передела собственности.


С другой стороны россияне считают, что относительно состоятельным человеком (но не олигархом) можно стать и благодаря своим личным качествам - образованию, упорству, труду. Этот путь открыт для многих, но чтобы его одолеть, неизбежны компромиссы с совестью. И к таким компромиссам готовы все больше людей из нас.

Например, большинство наших соотечественников были бы рады поступить так, как поступают в их представлении состоятельные люди, т.е. использовать свои социальные успехи на благо прежде всего себя и своих близких, а не всей страны в целом. Но у них просто нет такой возможности!

Такую возможность дает прежде всего собственный бизнес.


Ведь обогатиться, будучи наемным работником или госслужащим, сложно. Можно обеспечить себе достойный уровень жизни, но не стать богатым. Главный путь к обогащению, считают люди, лежит через собственный бизнес. Но для этого нужен не только начальный капитал, но и особые человеческие качества. А предпринимателей в любом обществе - небольшая, ограниченная доля. Интересно, что за последние 13 лет доля россиян, которые хотели бы иметь собственное дело, выросла - с 9 до 12%. Это говорит об определенном изменении жизненных моделей: больше людей стремятся быть предпринимателями, не только хотят обогащаться, но и готовы рисковать ради этого!


Тем не менее доминирующей у нас остается психология наемного работника, и именно советского работника. 54% опрошенных предпочитают небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне. Т.е ровно то, что гарантировала коммунистическая система - всеобщую занятость, невысокие заработки, ощущение, что государство не оставит и всегда тебе подкинет непыльную работенку. Капиталистическая, рыночная этика распространена меньше: только 26% готовы много работать для того, чтобы хорошо зарабатывать - пусть даже без особых гарантий на будущее.


Есть и другой аспект отношение к богатству в России. Бедным, как показывают наши исследования, россияне приписывают позитивные личные качества и негативные профессиональные качества, а богатым наоборот - негативные личные, но позитивные профессиональные характеристики.


Таким образом, жители России считают, что если у человека высокие личные качества, то в условиях существующей в нашей стране социальной системы ему не удастся добиться профессионального, жизненного успеха. Эта система предъявляет тем, кто претендует на достижение высоких социальных позиций, такие требования, которым люди, исповедующие советскую мораль, совершенно не соответствуют.


Таким образом, большинство россиян полагают, что наше сегодняшнее общественное устройство несправедливо. Оно в меньшей степени отвечает их понятиям о норме, чем советский уравнительный социализм. С этим обстоятельством люди мирятся. Революционные настроения, стремление "взять и все поделить" - удел немногочисленных маргинальных групп.


Но и массовой поддержкой, признанием моральности и справедливости существующий социальный порядок похвастаться не может. Такая ограниченная лояльность жителей нашей страны по отношению к ее общественному устройству представляет собой своеобразную мину замедленного действия, заложенную под российское государство. Подобное положение дел служит едва ли не главной причиной сохраняющейся отчужденности россиян от государственных интересов, приоритетов, программ.


Конечно, люди знают о том, что сверхбогачи активно занимаются благотворительностью. Например, 24% называют активным благотворителем Абрамовича, 10% - Потанина, упоминают в этом контексте и других олигархов. Однако отношение к ним от этого не улучшается, россияне считают, что олигархи, занимаясь "благотворительностью", возвращают народу только малую часть у него же "награбленного".


Перед значительной частью россиян (21%) до сих пор, несмотря на все экономические успехи России, стоит непростая для них задача физического выживания. Другая большая группа (45%) стремится жить не хуже, чем большинство семей в их районе (городе). И только 4% опрошенных ставят перед собой задачу жить лучше, чем живет средняя семья в Европе и Америке.

Таким образом, даже в самых смелых мечтах большинство россиян бесконечно далеки от богатства и роскоши олигархов. Было бы наивно надеяться на то, что бедные в большинстве люди будут сквозь пальцы смотреть на сверхрасточительные чудачества, которые наши крупные предприниматели позволяют себе не только на заграничных курортах, но и у себя на Родине.


Подобное поведение осуждается российским обществом, считается ими аморальным, неправильным, вызывающим. Взоры граждан обращаются к власти. Люди недоумевают, как оно вообще может это допускать? Причем россиян не интересует, что у нас государство не теократическое и в принципе не может регулировать сферу морали. А расточительность и роскошь в России законом не запрещена. Государство пока молчит. Однако свято место пусто не бывает.


Стоит ли ждать, когда придет новый Савонарола и, используя энергию социального протеста, попытается разрушить российскую государственность? Сообществу богатых и успешных, причем не только десяткам олигархов, но и всему "золотому миллиону" россиян, которые получили от прошедших реформ все, необходимо подумать о скромности и самоограничении. Иначе как еще элита сможет гарантировать себе и своей стране социальный мир, политическую стабильность, созидательное развитие?

http://www.vz.ru/2007/1/24/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован