11 мая 2005
3680

Валерий Кадохов: Дебаты вокруг нового закона о выборах

151-е пленарное заседание (11 мая 2005 г.)

В начале заседания Сергей МИРОНОВ, выполняя поручение Совета палаты, подвел итоги празднования 60-летия Великой Победы. "Торжества такого исключительного масштаба потребовали колоссальной организационной подготовки, напряжения всех сил и творческих ресурсов, - подчеркнул руководитель палаты. - Культура здесь сыграла и воспитательную, и политическую роль, а кульминацией всех праздничных мероприятий стало театрализованное представление на Красной площади". С. Миронов предложил выдвинуть авторский коллектив, подготовивший праздничный концерт, на соискание Государственной премии в области литературы и искусства за 2005 год.

Одобрено без споров

Не отвлекаясь на частности, почти без дебатов, палата приняла ряд неотложных решений. По представлению Президента было назначено двое судей Верховного Суда. Высокие посты заняли генерал-майор юстиции Анатолий Соловьев, ранее являвшийся председателем Восточно-Сибирского окружного военного суда в Чите, и полковник юстиции Юрий Калиниченко, работавший с 2003 года заместителем председателя Северо-Кавказского окружного военного суда в Ростове-на-Дону.

Парламентарии вернулись к изменениям в Налоговый кодекс. На прошлом заседании решение не было принято - тогда еще не поступила необходимая информация из регионов и от заинтересованных ведомств. С докладом выступил председатель Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин. Он рассказал о сути предлагаемых изменений: снизятся ставки сбора за добычу краба-стригуна и гренландского тюленя в возрасте до одного года. Эта мера должна стимулировать добычу и обеспечить пополнение бюджета за счет названного сбора. Изменения в Налоговый кодекс были одобрены.

На "правительственном часе" министр финансов Алексей Кудрин выступил с докладом о разграничении полномочий между уровнями бюджетной системы страны. Он рассказал, что по итогам первого квартала текущего года в сравнении с прошлым годом финансовые возможности регионов выросли, в частности доля заработной платы в региональных бюджетах уменьшилась (с 32,6 процента до 27,6 процента), хотя суммарно зарплата повысилась на 20 процентов. Министр доложил о существенном увеличении финансирования регионов за счет федерального бюджета. А. Кудрин сообщил также, что министерство внесет в Правительство поправки к Закону о бюджете на 2005 год, предлагающие дополнительно выделить регионам 20,1 млрд рублей для улучшения сбалансированности бюджетов. Ранее выданные ссуды будут частично списаны тем территориям, которые за три года не допустят увеличения кредиторской задолженности по социальным обязательствам, прежде всего по выплате зарплаты бюджетникам.

Принята программа действий палаты

С. Миронов выступил с докладом о программе действий палаты по реализации недавнего президентского Послания. Он напомнил парламентариям о другом своем докладе - о состоянии законодательства в России (см. "РФ сегодня", No 5). Там подчеркивалось, что недопустимы ситуации, при которых результаты конкретных действий по реализации той или иной реформы лишь прикрываются ссылкой на приоритеты государственной политики.

Совет Федерации, заявил докладчик, в силу своей конституционной роли должен рассматривать все проходящие через парламент законы с точки зрения их соответствия конституционным ценностям и целевым установкам государственной политики. В сфере государственного строительства приоритетными должны стать укрепление Федерации и завершение разграничения полномочий между всеми уровнями публичной власти. Председатель палаты обратил внимание на необходимость совершенствования инструментов парламентского контроля.

Конкретизируя этот тезис, Алексей Александров, представляющий в палате Законодательное Собрание Калужской области, предложил: "Нужен закон о парламентских расследованиях в России". Член Совета Федерации от Законодательного Собрания Нижегородской области Дмитрий Бедняков выдвинул дополнение к проекту постановления по докладу Председателя палаты: "Для исключения поспешности, которая иногда, к сожалению, имеет место при рассмотрении законов, мы можем и должны перейти, как правило, к двухэтапному обсуждению законов, которые направляются на одобрение Совета Федерации. Мне кажется, что эта мера даст возможность взвешенно, квалифицированно подходить к оценке того или иного закона, который к нам поступает".

Председатель Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Александр Казаков акцентировал внимание на тех положениях Послания Президента, в которых говорится об укреплении федерализма. После двусторонних договорных отношений, существовавших в 90-е годы, в организации власти появились новые черты. Это прежде всего сильный центр, который доминирует над регионами, как по властным полномочиям, так и по финансовым ресурсам. Александр Казаков напомнил: "Данная система не вписывается в преобладающие сегодня в мире тенденции децентрализации и делегирования все больших объемов полномочий субъектам федерального государства. Но я глубоко убежден, что это мера вынужденная и временная". Теперь, когда обеспечено восстановление единства государства, главное - не упустить момент, когда унитарный федерализм перестанет отвечать насущным потребностям общества.

По итогам дебатов палата приняла постановление о Послании Президента РФ Федеральному Собранию.

Урок плавания: по инструкции, но без воды

Бурные дебаты в ходе пленарного заседания палаты вызвал новый законопроект - о выборах депутатов Государственной Думы. С докладом по этому вопросу выступил председатель Комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин. Вместо привычной смешанной мажоритарно-пропорциональной системы выборов вводится пропорциональная. По словам докладчика, не удалось отстоять предложение палаты о наказании тех партий, которые объявляют одни списки (известных, популярных людей), а депутатами становятся другие, о которых избиратели вообще никогда не слышали. Докладчик также сообщил об увеличении партийных избирательных фондов, об ограничении числа наблюдателей на выборах одним представителем от каждой участвующей в избирательной кампании партии и о других спорных моментах.

В ходе обсуждения Валерий Кадохов, представляющий в палате Парламент Республики Северная Осетия - Алания, назвал ситуацию со списками "локомотивным принципом, когда на чужой харизме проходят другие". Он поинтересовался, существует ли где-нибудь в мире подобная практика. Отвечая на этот вопрос, председатель ЦИК Александр Вешняков признался: "Мне не известны такие факты, хотя, наверное, не все я знаю о том, как в мире происходят выборы".

В. Кадохов высказался и о других негативных последствиях нового законопроекта: "Парламент кренится или уже накренился в сторону представительства крупного капитала. В его составе, если брать обе палаты, все меньше и меньше становится тех, кого принято считать становым хребтом общества - представителей среднего и малого бизнеса. Рабочие и крестьяне вообще забыты". Он обратил внимание коллег, что изменением системы выборов нарушается зафиксированное в Конституции России гарантированное право малочисленных народов на представительство в Государственной Думе. Целый ряд регионов может лишиться своих представителей в этой палате парламента.

Валерий Сударенков, представляющий правительство Калужской области, поинтересовался: как, в случае принятия закона, будет реализовываться конституционное право гражданина быть избранным в представительные органы, если гражданин не хочет состоять ни в одной из партий? А. Вешняков считает, что такому гражданину нужно договариваться с одной из партий о выдвижении кандидатуры этого беспартийного в своих списках.

Вячеслав Новиков, представляющий Законодательное Собрание Красноярского края, обнаружил в новом законопроекте противоречия с ранее принятыми законодательными актами. "Мы наделяем государственными полномочиями органы местного самоуправления, в том числе поселения, которые нельзя наделять государственными полномочиями, так как они не являются ни муниципальными, ни городскими округами, - заметил В. Новиков. - А в начале года Председатель Совета Федерации сделал доклад о состоянии законодательства в России, где заявил, что негоже принимать законы, которые нарушают другие. До ближайших выборов в Государственную Думу, как известно, два с половиной года. Поэтому ничего страшного не произойдет, если мы законопроект отклоним и создадим согласительную комиссию".

Возвращаясь к вопросу о ликвидации мажоритарных округов, представитель в Совете Федерации от администрации Белгородской области Николай Рыжков говорил о той ситуации, которая возникнет в результате реализации нового закона. Ранее, при "тоталитарном" режиме, беспартийные граждане избирались в высшие представительные органы, а теперь такой возможности не предусмотрено. Партии могут включить в свой список беспартийного кандидата, но никакой обязанности это делать по новому закону не предусмотрено.

Людмила Нарусова, представляющая в палате Великий Народный Хурал Республики Тыва, сравнила ситуацию, возникшую вокруг выборов депутатов, с обучением плаванию в бассейне без воды: "Нам дают инструкцию о том, как плавать, но не наливают воду".

Представитель в Совете Федерации от Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Петр Волостригов, как бы подытоживая выступления коллег, констатировал: "Сегодня наступил момент истины! Нас же никто не гонит, два с половиной года еще до выборов. Или это опять та же самая политическая целесообразность, или готовность доложить, что закон проведен через Совет Федерации? Мы же должны думать не о том, чтобы быстро принимать законы. Нужно принимать качественные законы".

Когда после столь бурных обсуждений председательствующий поставил закон о выборах на голосование, то решение по нему не было принято. "Против" проголосовал 31 человек, 21 воздержался, 40 не голосовало вообще, а "за" было подано только 86 голосов, что недостаточно для одобрения закона. Общее число голосовавших составило 138.

Однако на этом борьба вокруг закона не завершилась. После обсуждения ряда других вопросов Совет Федерации вновь вернулся к отставленному вопросу. Принять такое решение предложил член Совета Федерации от правительства Челябинской области Евгений Елисеев. Он заметил, что "ряд наших коллег не смогли участвовать в голосовании".

Перед повторным голосованием выступила Светлана Орлова, заместитель Председателя Совета Федерации. Она напомнила своим товарищам, что до начала заседания на координационном совещании никто слова не сказал о том, что есть замечания по законопроекту. С. Орлова пояснила, что, голосуя за новый закон о выборах, палата выступает за то, чтобы ответственность за законодательную деятельность несли обе палаты парламента.

Мнения противников немедленного одобрения закона также прозвучали в ходе "второго тура" обсуждения. Л. Нарусова обозначила процедуру переголосования термином из милицейского протокола: "с особым цинизмом". В. Кадохов выразил опасение, не оказывает ли партия с медведем на эмблеме медвежью услугу Президенту. А Вячеслав Попов, представляющий в палате Мурманскую областную Думу, призвал голосовать по совести.

Со второй попытки закон о выборах был одобрен палатой. "За" на этот раз проголосовало 96 человек, "против" лишь 15, воздержалось 11, а не голосовало 56 человек. Общее число проголосовавших составило 122. Как видно из сопоставления результатов двух голосований, число участников "второго тура" не выросло, а, наоборот, сократилось на 16 человек.


http://www.russia-today.ru/2005/no_10/10_SF_2.htm

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован