08 августа 2005
3361

Валерий Кадохов: `Гром грянул. Раскаты будут через год`

Для многих политиков как гром среди ясного неба прозвучало недавнее заявление Дмитрия Козака о возможном введении внешнего управления в дотационных регионах Южного федерального округа. Логика проста: если местное руководство не в состоянии обеспечить экономическое развитие территории и социально-правовые гарантии населения, то за это возьмутся федеральные власти

Инициатива полпреда Президента свидетельствует о том, что не все ладно в "Датском королевстве" - Кавказ сползает к опасному рубежу, когда много разговоров, а ответственности нет. Огромное желание Дмитрия Козака навести порядок во вверенном ему федеральном округе лично у меня вызывает одобрение. Но есть и вопросы. Например, что такое внешнее управление? Если его рассматривать как юридическую норму, то это скорее характеризует экономические отношения. Россия - страна огромная, и в нашем федеративном многонациональном, многосубъектном государстве, где в одной части живет население, а в другой сконцентрированы ресурсы и природные богатства, очень трудно найти соломоново решение в связи с продекларированной идеей. Тем более что на чужой опыт мы не можем опереться - международных прецедентов в этой сфере нет, даже если мы обратимся к истории унитарных, а не федеративных государств. Да и насколько это созвучно нашей Конституции в части права субъектов самим формировать систему власти? Возникает вопрос: не окажемся ли мы опять пионерами на тернистом пути государственного строительства?

Кроме того, известно, что полпредства в федеральных округах обладают немалыми аппаратами и властными полномочиями. Везде, в том числе на Кавказе, есть и иные центральные структуры - ФСБ, прокуратура, МВД и т. п. Все они составляют единую вертикаль исполнительной власти. Недавно введен и новый порядок назначения глав субъектов. Казалось бы, всего этого достаточно, чтобы обеспечить на местах порядок и законность. Но и наличие полпредств, и присутствие федеральных контрольных органов, и деятельность Счетной палаты, как специально уполномоченного органа Федерального Собрания за расходованием бюджетных средств, пока не дают ожидаемого результата. Коррупция в стране, а на Кавказе в особенности, разрослась как дубовые корни. Ситуация в ЮФО усугубляется еще и тем, что власть здесь формируется по признакам клановых или околоклановых предпочтений политических элит. На густонаселенном Кавказе все видно и все знают: кто кому родня и почему тот или иной человек занимает чиновничье кресло. Тут нельзя не вспомнить недавнее заявление нового главы Кабардино-Балкарии, который предупредил своих родственников: "Я никого из вас во власть брать не буду". Он знает, что это раздражает людей и снижает доверие народа.

Складывается впечатление, что заявление Д. Козака вызвано тем, что все существующее ныне законодательство уже использовано для наведения порядка и исчерпало свои ресурсы. Но если это так, то почему сообщения Счетной палаты о нецелевом расходовании бюджетных средств (иногда их просто разворовывают) никогда не приводят виновных на скамью подсудимых? Этот парадокс особенно наглядно можно наблюдать в Чечне. Там было много внешних управляющих, даже в ранге министра, и все время как в черной дыре исчезали миллиарды бюджетных денег. Тем не менее после этой "почетной службы" высокие чиновники спокойно переводятся на престижные должности в Москву. Многим не нравилась советская система, которая характеризовалась жесткостью партийной дисциплины. В последние годы у нас тоже появилась партия, претендующая на роль правящей. Может быть, она наведет порядок? Но пока ее отдельные активисты попадают в поле зрения прессы совсем по другим поводам.

В заявлении Д. Козака можно увидеть желание совместить кнут и пряник. Многие аналитики также полагают, что оно носит характер чисто декларативного устрашения. Это не так - для реализации сказанного у полпреда есть вполне законные основания. Так, в Федеральном законе о внесении изменений в Бюджетный кодекс в части регулирования межбюджетных отношений вводится понятие "временная финансовая администрация". Именно эта структура будет "подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации". Основания для введения временной финансовой администрации как раз те, о которых говорил полпред: задолженность, дотационность региона. Другое дело, что закон вступит в действие в части, касающейся субъектов Федерации, с 1 января 2007 года, а в части, касающейся муниципальных образований, будет применяться еще на год позже.

Но, видимо, и в Кремле, и в руководстве ЮФО понимают, что плод созрел и перезрел и пора наводить финансовую дисциплину. Порядок обращения с бюджетными деньгами на Кавказе должен быть более стерильным, чем в других регионах. Здесь высока плотность и социальная незащищенность населения, доходы граждан низкие, зато всегда в качестве последнего аргумента появлялся "человек с ружьем". Чтобы прибегать к другим, менее кровавым "аргументам", нужен целый комплекс мер. Политических - они осуществляются по инициативе Президента, финансово-экономических - они, как хромая утка, идут ни шатко ни валко: деньги прокачиваются и теряются; для их поиска придумывается внешнее управление, вместо того чтобы спросить за прежние деяния и наказать виновных. Наконец, нужны организационные и социально-экономические меры. Ну и последнее, которое в любом нормальном государстве должно быть первым, - это этические нормы. Только державная справедливость может стать тем цементом, который скрепит "кирпичи" - регионы, из которых и построено здание федеративного государства. В многонациональной стране не надо заигрывать с народами (что мы видим на примере отношения федерального центра к некоторым поволжским территориям в части бюджетных преференций, если не сказать точнее - несправедливого распределения госдоходов). Но и равнять всех чохом тоже не надо (что проявляется в закрепившемся оскорбительном стереотипе "лицо кавказской национальности").

Итак, подытоживая, замечу: заявление Д. Козака - это первый гром. Раскаты будут через год. Но уже сейчас мы можем с сожалением констатировать: полное отсутствие национальной и региональной политики тяжко сказывается на нашем Отечестве. В последнее время мы сначала принимаем решения, а потом рассуждаем: правильно ли поступили? В данном случае у нас время для раздумий есть...


Беседу вел Константин ЩЕГЛОВ,
Пресс-служба Совета Федерации

http://www.russia-today.ru/2005/no_20/20_SF_5.htm

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован