19 июля 2004
2924

Валерий Кичин: `Дозором по фантастике`

Российское кино пытается стать индустрией

Фантастикой переболел каждый. Иные ею больны постоянно, всю жизнь. Потому что это идеальный способ выразить самую крамольную мысль в самых невинных формах - умный поймет.


Фантастика огромна. Это идеальная зона для предвидения, предостережения, захватывающего урока, провокации, анализа на любом уровне - микро или макро. Ее диапазон включает сказку, сатиру, мистические страхи, притчу, публицистику - от Свифта, Кэрролла и Беляева до Стругацких, Толкиена и Ролинг. Это ядро, а в протуберанцах мерцает еще множество невнятных авторов, которые пришли в жанр по зову не сердца, а бумажника. Поэтому в фантастике много макулатуры. Ее тоже сметают с прилавков.

Кино к фантастике устремилось сразу, еще от лунных приключений Мельеса. И особенно - уже в эпоху компьютеров, когда стало возможным воплотить любую невероятность. Фантастическое кино теперь самый дорогой жанр: на афишах пишут сумму прописью - это для публики самый убедительный аргумент.

И вот здесь наш кинематограф, знавший великолепные образцы фантастики, стал проигрывать американскому. Фантастика теперь жанр, где количество вложенных денег - фундамент качества.

В докомпьютерную эпоху большой талант умел обходиться без больших бюджетов: "Солярис" и "Сталкер" Тарковского - недорогие картины, там впечатляет полет не дензнаков, а воображения и мысли. Фантастика вообще в первую очередь - мысль, моделирующая обычные ситуации в необычных условиях. Это позволяет увидеть подноготную человека, общественного строя, образа жизни. Как у Свифта, у тех же Стругацких. Правда, индустрия спецэффектов уже позволяет обходиться без этих нежностей: публика может забалдеть просто от визуального безумия - (в самом буквальном смысле слова: без-умия).

Первый крупный фантастический проект в нашем кино был предпринят в 1924 году Яковом Протазановым в экранизации романа Алексея Толстого "Аэлита". Последний - Ричардом Викторовым в середине 70-х ("Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной"). Потом нищета придушила жанр на три десятка лет. По части визуального безумия наше кино уже не могло тягаться с американским, а исследовательская мысль, эзопов язык и прочие глупости теперь мало кого интересовали. Проект Алексея Германа "Трудно быть богом" по братьям Стругацким - несомненно, стал бы фантастикой мысли, но застрял из-за отсутствия денег. Крайности сомкнулись - мысль стала зависеть от бюджета. Это тоже знак нового времени.

Московский кинофестиваль 2004 года не случайно закрылся фильмом Тимура Бекмамбетова "Ночной дозор": большая дебютная картина бывшего художника ташкентского театра "Ильхом" должна прервать затянувшуюся паузу. Первый телеканал сделал первый в России высокобюджетный "фэнтези" со спецэффектами, да еще по суперпопулярной в молодой среде книжке Сергея Лукьяненко. Расчет оправдался: только в Москве картина идет на 48 экранах, что уступает только "Человеку-пауку-2" и далеко опережает все постсоветские отечественные премьеры. Залы полны теми самыми молодыми зрителями, на которых в основном ориентировано коммерческое кино. Финальная схватка в фильме адресована не только им, в киноистории еще неофитам, но и "своим" - кинематографическим волкам. В этой сцене демонстративно смыкаются современность и средневековье, Запад с Востоком, "Звездные войны" с "Александром Невским", реальная Москва с романтическими замками Средиземья. Мол, мы взяли планку и теперь пойдем дальше. Попутно там и сям разбросана неприкрытая реклама - самого канала и его спонсоров; рекламная закваска режиссера сказывается и в коротком аритмичном монтаже, чаще всего подменяющем обещанные спецэффекты, и в общей сюжетной невнятице. На своем официальном сайте фильм позиционирует себя как "символ решающей битвы за будущее нашей киноиндустрии".

За попытку - спасибо. Но давно известно: важно не то, сколько людей пришли в кинозалы. Важно, что они говорят при выходе. Потому что обмануть ожидания - что рубить сук, на котором пытаешься закрепиться. Тем более что нам обещают новые серии фильма.

Послушаем. Эту рецензию написал 19-летний Валентин Карелин, слушатель журналистских курсов при "Российской газете". Он ее назвал поначалу "Ночной позор", и мои редакторские усилия свелись только к просьбе не быть столь категоричным.

Валерий Кичин
19 июля 2004 г.
http://www.rg.ru/2004/07/19/nochnoj-dozor.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован