03 апреля 2008
2532

Валерий Кичин: `Старики вошли без стука`

В Канне берет верх классический стиль. Модернисты в ауте


Верный традиции предъявлять в финале сюрпризы, Каннский фестиваль под занавес выдал картину, явно претендующую на призы, - трагикомедию "Входи без стука" Вима Вендерса. На пресс-просмотре фильм удостоился одного из самых теплых приемов за все десять дней фестиваля.


Вначале было слово

Вендерс знавал разные времена. Он увозил Золотую пальмовую ветвь за свой шедевр "Париж, Техас" в 1984-м. Его "Отель за миллион долларов" 2000 года Мел Гибсон, игравший там детектива Скиннера, назвал "скучным, как собачий зад". Все последние годы Вендерс уезжал с фестивалей без призов. Его новая лента "Входи без стука" доказывает, что 60-летний немецкий классик снова в прекрасной форме.

Фильм сделан в содружестве с одним из крупнейших американских драматургов, Пулитцеровским лауреатом Сэмом Шеппардом. Он же сыграл главную роль 60-летнего киноактера Ховарда, золотые денечки которого прошли. А сейчас бывший хулиган, ковбой и бунтарь экранов устал и после одной из бурных ночей прямо со съемок ускакал в родной городок к матери, которую не видел 30 лет. Там он узнал, что у него, оказывается, есть дети, и даже с трудом вспомнил, от кого. И снова отправился в путь - на этот раз в пустынный городок Батт, на поиски своего прошлого. История вполне банальна и в чем-то перекликается с сюжетом "Сломанных цветов" Джармуша - там герой Билла Мюррея тоже отправлялся в путь, получив известие о где-то ненароком обретенной дочке. Но то, что у Джармуша было бродвейской по духу комедией, у Шеппарда и Вендерса оказалось самой жизнью. В фильме "Входи без стука" есть то главное, без чего все-таки не бывает большого кино, - большая драматургия. Есть накаленные конфликты, есть герои, способные не только действовать, но и мыслить. В нем есть то, что выветрилось из многих современных лент, - напряженная духовная работа. Его режиссура точна, уверенна, свободна от суетливой погони за модными течениями и базируется на высокой классике. Что, возможно, даст повод некоторым коллегам упрекнуть картину в старомодности. Но это как обвинить в архаичности классический покрой костюма.
Не поразил новаторством и дебютант в режиссуре актер Томми Ли Джонс. Он сделал традиционный внежанровый триллер, полувестерн-полукомедию с веселеньким названием "Три могилы", где красочно живописует нравы легендарной пограничной зоны между США и Мексикой. Это частично road movie - дорожное кино, где границу многократно пересекает колоритная троица: труп убитого нелегала, его друг с местного ранчо и взятый в заложники пограничник. Цель - не только захоронить тело по справедливости, но и раскрыть тайну убийства.

Неудачным оказался и последний фильм конкурса - "Три времени" тайванского режиссера Хоу Сяо Сена, известного такими фестивальными хитами, как "Кафе "Люмьер", "Время жить, время умирать" и "Миллениум мамбо". Задумывался альманах из трех новелл, где любовные истории, разыгранные одной парой актеров, происходили в 1911, 1966 и 2005 годах. Ставить эти три новеллы должны были три режиссера. Но трудности с бюджетом вынудили отказаться от этой идеи, и все три воплотил Хоу Сяо Сен. А когда актеры не смогли воспроизвести нужный ему местный акцент, и вовсе отказался от речи. Но не воспользовался случаем стилизовать язык немого кино, и в зале захотелось кричать механику - "Сапожник!".

Главный сюрприз Канна-05: кинематографии Востока, еще недавно так мощно утверждавшие свои позиции в мировом кино, необъяснимо вдруг сдулись, как воздушный шарик.

Вокруг пальмарес

...И вот пришла пора прогнозов. По всем рейтингам лидирует по-прежнему "Тайное" Ханеке, второе место разделили "Ребенок" братьев Дарденнов и "Сломанные цветы" Джармуша, в фаворитах критики также "История насилия" Кроненберга, "Входи без стука" Вендерса и "Последние дни" Ван Сэнта. "Мандерлей" Триера, который теоретически считался фаворитом, на практике попал в середняки, и хочется думать, что слухи о возможном давлении на жюри со стороны дирекции не оправдаются - это было бы слишком скандально.
Впрочем, как раз скандалов, вопреки обыкновению, нынешнему Канну не хватает.
Призы здесь красиво называют "пальмарес". Я бы ими распорядился так: Золотую пальмовую ветвь отдал "Ребенку", лучшим режиссером назвал Ханеке, лучшим сценаристом - Шеппарда, актером - боюсь, того же Шеппарда, хотя с ним может успешно конкурировать Джереми Ренье из "Ребенка". Наконец, сильно затруднившись в выборе лучшей актрисы за неимением таковых, с некоторой натяжкой предпочел бы Жюльетт Бинош из "Тайного". Но это, подчеркиваю, выбор обозревателя "РГ", а не его прогнозы. Прогнозы пальмарес в Канне делать еще опаснее, чем прогноз погоды - небожители в здешнем жюри непредсказуемы, потому что хотят непременно вписать в историю фестиваля какое-нибудь особенно экстравагантное решение.

А иначе о чем будут потом писать журналисты?

Валерий Кичин, Канн
21 мая 2005 г.
http://www.rg.ru/2005/05/20/kann-stilj.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован