Необходимо перевести вопросы недропользования в гражданско-правовое русло и дифференцировать налоги
В докладе уважаемого мэра Москвы Юрия Лужкова прозвучало, что профессионалам ТЭК надо объединяться для того, чтобы оградить нефтяную промышленность от грозящего ей кризиса. Я предлагаю объединяться всем, причем вместе с нефтяниками, а не против них, как иногда стоит вопрос. Порой такая точка зрения просто удивляет.
То, за что раньше давали правительственные награды, сейчас почему-то не в чести. И даже наоборот, людей, которые много и тяжело работают, пытаются перевести в разряд олигархов. Но, к счастью, идеология и философия "нефтянки" определяются не теми людьми, которые известны именно как олигархи, а совсем иными личностями - теми производственниками, которые поднялись на вершину управления крупными компаниями, начав свой путь с должности бурового мастера, и которые порой более государственно мыслят, чем члены правительства.
Хотелось бы отметить два направления работы нашего обновленного Комитета Госдумы по природным ресурсам, по которым мы намерены весьма тесно сотрудничать с нашими коллегами из аналогичного комитета Торгово-промышленной палаты.
Я напомню, что уже много лет идет работа над многострадальным и давно обещанным Кодексом о недрах, который сначала затерялся в недрах Министерства природных ресурсов, а в последствии в Министерстве экономического развития и торговли. Наш комитет принял решение выйти в правительство с предложением отдать право разработки этого кодекса нам. И одновременно создать совместную комиссию из членов правительства, Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей общественности, в том числе и ученых, и начать наконец-то по-настоящему работать над этим важным документом.
Итак, вот те два главных положения, которые мы хотим законодательно обеспечить в этом кодексе. Первое - перевести проблемы и вопросы недропользования с административного уровня в гражданско-правовое русло. Тем самым, с одной стороны, недропользователь будет огражден от произвола чиновников, а, с другой стороны, станет легче справиться и с самим недобросовестным недропользователем.
Другое направление - это налоговые новеллы. Недавно депутаты Госдумы дружно проголосовали за повышение ставки НДПИ и увеличение экспортных пошлин. Но тем самым мы обрекли малый и средний нефтяной бизнес на медленное умирание. И, между прочим, порушили и инвестиционные программы крупного бизнеса. Но что будет, если вдруг рухнут цены на нефть? А если вступим в ВТО? Эта организация вообще требует экспортные пошлины убрать. То есть законодателям надо идти другим путем. Нельзя вопросы налогообложения решать примитивно: раз цены на нефть высокие, то, значит, надо брать с нефтянки как можно больше.
На мой взгляд, самый оптимальный вариант развития системы налогообложения - это дифференцирование платежей. Тем более, в этом плане имеется опыт и советской нефтяной промышленности, и десятилетний опыт реформ. Дифференцированный подход всегда себя оправдывал. Напомню, что в советское время в разных нефтегазоносных регионах страны централизованно устанавливались различные закупочные цены на нефть. Это и был дифференцированный подход в тех условиях.
В 80-х годах прошлого века был даже разработан специальный кадастр, который включал в себя 1200 месторождений и содержал, в том числе, и денежную оценку запасов. Положения этого кадастра, между прочим, - это потихоньку забытая и неприменяемая 43-я статья Закона "О недрах". Да и про сам еще действующий (!) закон стараются не вспоминать. Напомню, что с 1992 г. практически существовали дифференцированные платежи в виде акцизов и регулярных отчислений за добычу полезных ископаемых. Но с 2000 г. все меняется, появляется пресловутая "плоская" шкала налогообложения. Основной мотив такого решения был, казалось бы, благой: борьба с коррупцией. Дескать, очень сложно контролировать все действовавшие системы платежей. По-моему, подобные "мотивы" не выдерживают критики.
Весь зарубежный опыт налогообложения - США, Канады, Норвегии, Великобритании - подтверждает, что только гибкая система дифференцированных платежей позволяет добывающим компаниям успешно работать даже при существенных колебаниях мировых цен на нефть и эффективно осваивать низкорентабельные месторождения.
В качестве основных критериев дифференцированного налогообложения, на наш взгляд, должны быть использованы такие факторы, как стадия эксплуатации месторождения, его продуктивность, выработанность запасов, качество нефти, ее обводненность, природно-климатические условия, применение инновационных технологий, наличие инфраструктуры, в том числе транспортной, и т.д.
Хотелось бы, чтобы налоги стимулировали работу на новых месторождениях. На первом этапе, пока вложенные средства не вернутся к инвестору, можно объявить налоговые каникулы. А когда пойдет уже промышленная добыча нефти, собирать налоги по полной программе, и по мере выработанности налоговые ставки снова понижать.
То есть,только обдуманно подходя к вопросам налогообложения нефтяной, газовой и вообще горной промышленности, мы сможем сохранить их потенциал и обеспечить будущее наших детей и внуков.
http://www.oilru.com/nr/134/2585/
ЖУРНАЛ "НЕФТЬ РОССИИ"
No 7, ИЮЛЬ 2004