17 июля 2004
1221

Валерий Прозоровский: Две задачи нового Кодекса о недрах

Необходимо перевести вопросы недропользования в гражданско-правовое русло и дифференцировать налоги

В докладе уважаемого мэра Москвы Юрия Лужкова прозвучало, что профессионалам ТЭК надо объединяться для того, чтобы оградить нефтяную промышленность от грозящего ей кризиса. Я предлагаю объединяться всем, причем вместе с нефтяниками, а не против них, как иногда стоит вопрос. Порой такая точка зрения просто удивляет.

То, за что раньше давали правительственные награды, сейчас почему-то не в чести. И даже наоборот, людей, которые много и тяжело работают, пытаются перевести в разряд олигархов. Но, к счастью, идеология и философия "нефтянки" определяются не теми людьми, которые известны именно как олигархи, а совсем иными личностями - теми производственниками, которые поднялись на вершину управления крупными компаниями, начав свой путь с должности бурового мастера, и которые порой более государственно мыслят, чем члены правительства.

Хотелось бы отметить два направления работы нашего обновленного Комитета Госдумы по природным ресурсам, по которым мы намерены весьма тесно сотрудничать с нашими коллегами из аналогичного комитета Торгово-промышленной палаты.

Я напомню, что уже много лет идет работа над многострадальным и давно обещанным Кодексом о недрах, который сначала затерялся в недрах Министерства природных ресурсов, а в последствии в Министерстве экономического развития и торговли. Наш комитет принял решение выйти в правительство с предложением отдать право разработки этого кодекса нам. И одновременно создать совместную комиссию из членов правительства, Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей общественности, в том числе и ученых, и начать наконец-то по-настоящему работать над этим важным документом.

Итак, вот те два главных положения, которые мы хотим законодательно обеспечить в этом кодексе. Первое - перевести проблемы и вопросы недропользования с административного уровня в гражданско-правовое русло. Тем самым, с одной стороны, недропользователь будет огражден от произвола чиновников, а, с другой стороны, станет легче справиться и с самим недобросовестным недропользователем.

Другое направление - это налоговые новеллы. Недавно депутаты Госдумы дружно проголосовали за повышение ставки НДПИ и увеличение экспортных пошлин. Но тем самым мы обрекли малый и средний нефтяной бизнес на медленное умирание. И, между прочим, порушили и инвестиционные программы крупного бизнеса. Но что будет, если вдруг рухнут цены на нефть? А если вступим в ВТО? Эта организация вообще требует экспортные пошлины убрать. То есть законодателям надо идти другим путем. Нельзя вопросы налогообложения решать примитивно: раз цены на нефть высокие, то, значит, надо брать с нефтянки как можно больше.

На мой взгляд, самый оптимальный вариант развития системы налогообложения - это дифференцирование платежей. Тем более, в этом плане имеется опыт и советской нефтяной промышленности, и десятилетний опыт реформ. Дифференцированный подход всегда себя оправдывал. Напомню, что в советское время в разных нефтегазоносных регионах страны централизованно устанавливались различные закупочные цены на нефть. Это и был дифференцированный подход в тех условиях.

В 80-х годах прошлого века был даже разработан специальный кадастр, который включал в себя 1200 месторождений и содержал, в том числе, и денежную оценку запасов. Положения этого кадастра, между прочим, - это потихоньку забытая и неприменяемая 43-я статья Закона "О недрах". Да и про сам еще действующий (!) закон стараются не вспоминать. Напомню, что с 1992 г. практически существовали дифференцированные платежи в виде акцизов и регулярных отчислений за добычу полезных ископаемых. Но с 2000 г. все меняется, появляется пресловутая "плоская" шкала налогообложения. Основной мотив такого решения был, казалось бы, благой: борьба с коррупцией. Дескать, очень сложно контролировать все действовавшие системы платежей. По-моему, подобные "мотивы" не выдерживают критики.

Весь зарубежный опыт налогообложения - США, Канады, Норвегии, Великобритании - подтверждает, что только гибкая система дифференцированных платежей позволяет добывающим компаниям успешно работать даже при существенных колебаниях мировых цен на нефть и эффективно осваивать низкорентабельные месторождения.

В качестве основных критериев дифференцированного налогообложения, на наш взгляд, должны быть использованы такие факторы, как стадия эксплуатации месторождения, его продуктивность, выработанность запасов, качество нефти, ее обводненность, природно-климатические условия, применение инновационных технологий, наличие инфраструктуры, в том числе транспортной, и т.д.

Хотелось бы, чтобы налоги стимулировали работу на новых месторождениях. На первом этапе, пока вложенные средства не вернутся к инвестору, можно объявить налоговые каникулы. А когда пойдет уже промышленная добыча нефти, собирать налоги по полной программе, и по мере выработанности налоговые ставки снова понижать.

То есть,только обдуманно подходя к вопросам налогообложения нефтяной, газовой и вообще горной промышленности, мы сможем сохранить их потенциал и обеспечить будущее наших детей и внуков.


http://www.oilru.com/nr/134/2585/

ЖУРНАЛ "НЕФТЬ РОССИИ"

No 7, ИЮЛЬ 2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован