12 октября 2005
2090

Валерий Прозоровский: Иностранная интервенция недрам не грозит

Валерий ПРОЗОРОВСКИЙ - заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию

Государство должно всячески поддерживать недропользователей, которые проводят поисково-разведочные работы за счет собственных средств.

Уже неоднократно Председатель Государственной Думы Борис Грызлов заявлял о том, что в числе приоритетов осенней сессии - законопроект "О недрах". Но, едва поступив в нижнюю палату, этот документ уже вызвал массу противоречивых, подчас крайне критических отзывов. О концепции новой редакции закона "О недрах" и о том, как идет работа над данным актом, корреспонденту "ПГ" рассказал заместитель председателя Комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию Валерий Прозоровский .

- Валерий Владимирович, зачем вообще понадобился новый закон "О недрах"?

- Прошло чуть более десяти лет со времени принятия ныне действующего закона "О недрах". Естественно, изменилась ситуация в стране, сформировался иной порядок недропользования и эксплуатации наших природных богатств. А самое главное - за эти десять лет стали явными все те тонкие места закона, которые просто необходимо усовершенствовать. Это связано, во-первых, с отсутствием правовых основ ответственности за нарушения в сфере недропользования, а во-вторых, с недавними изменениями в федеральном законодательстве, прямо или косвенно связанными с процессом пользования недрами.

- Какие современные задачи в первую очередь должен решить новый закон?

- Главное - закон должен помочь переходу от административной системы отношений между государством и недропользователями к гражданско-правовым. Необходим не монолог со стороны органов исполнительной власти, а диалог между сторонами процесса недропользования.

Вторая задача связана с принятием закона о разграничении полномочий между федеральным Центром и субъектами Федерации. Вступило в действие, как сейчас принято говорить, правило "одного ключа". И это оправдано. К сожалению, сейчас взаимодействие различных уровней власти в ходе формирования программы лицензирования недр (на сегодняшний день - основой процесса предоставления прав пользования недрами) практически отсутствует. Четкое разграничение обязанностей между федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями с одной стороны и органами исполнительной власти субъектов Федерации - с другой позволит избежать дублирования отдельных функций. На наш взгляд, это положительно отразится не только на разработке государственной программы освоения недр Российской Федерации, но и на структуре региональных бюджетов.

Еще одной задачей законопроекта является гарантированное предоставление недропользователю прав пользования недрами на открытом за счет собственных средств месторождении полезных ископаемых.

Ни для кого не секрет, что с момента отмены отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы объем инвестиций, направляемых на геологоразведку, существенно снизился.

Для дальнейшего развития отечественной минерально-сырьевой базы необходимо предоставлять недропользователю не только новые участки для геологического изучения, но и твердые гарантии дальнейшей эксплуатации открытого месторождения или возврата вложенных средств. Ни того ни другого в настоящее время не происходит. В статье 10 Закона "О недрах" приводится перечень оснований для получения права пользования участниками недр. Этот перечень предваряется словами: "основаниями могут быть..." Возникает вопрос: а ведь могут и не быть? Открыв месторождение полезных ископаемых за счет собственных средств, недропользователь тем не менее не получает права на его освоение. Если же в законопроекте появятся соответствующие гарантии, инвестиции в геологоразведку существенно возрастут.

Вообще государство должно всячески поддерживать недропользователей, которые проводят поисково-разведочные работы за счет собственных средств. При этом большое значение имеет дифференцированный подход к налогооблагаемой базе недропользователей, который должен предусматривать возможность льготного налогообложения, а в некоторых случаях и вообще освободить недропользователя от налогов и платежей за пользование недрами на стадии поисково-разведывательных работ.

Узловой проблемой современного российского законодательства о недропользовании является переоформление прав пользования недрами. Поэтому включение в законопроект положения о прямом переоформлении лицензий с одного предприятия на другое в рамках вертикально-интегрированной компании позволит резко повысить эффективность поисково-разведочных и эксплуатационных работ. Кроме того, сейчас практически все ВИНК стремятся к повышению прозрачности, а следовательно, к изменению структуры. И в этом процессе вопросы передачи лицензий в данном случае являются наиболее проблематичными.

- Как вообще вы оцениваете поступивший из Министерства природных ресурсов законопроект?

- Концептуально он правильный. Однако многие проблемы в нем прописаны недостаточно четко. Например, не определены задачи государства как собственника недр, не установлен механизм реализации публичных функций государства, в том числе по воспроизводству минерально-сырьевой базы, оптимальным объемам извлечения полезных ископаемых, охране недр. На наш взгляд, в законопроекте необходимо сделать больший акцент на контрольные функции государства. Есть еще целый ряд проблем, над решением которых совместно с МПР работает специально созданная при комитете рабочая группа.

- Одна из целей законопроекта - привлечение в отрасль частных инвестиций, в том числе иностранных. Именно это положение вызывает опасение у подавляющего большинства. Как будут регулироваться отношения с зарубежными инвесторами?

- Большой угрозы со стороны иностранных инвесторов нет. Ведь зарубежные компании давно уже работают в России. Да и в большинстве наших нефтяных компаний в той или иной степени иностранный капитал уже присутствует. Для государства это выгодно и еще по одной причине. Хотя советская школа нефтедобычи великолепна, но в минувшее десятилетие технологически западные компании ушли вперед, и их опыт очень полезен нам. Особенно сейчас, когда Российская Федерация к добыче полезных ископаемых переходит с суши на шельфы Баренцева, Карского и Каспийского морей. К сожалению, советская школа не имела богатого опыта добычи в таких условиях. Так что бояться прихода иностранных компаний не надо. Но вот как регулировать отношения с зарубежными инвесторами, как государство будет контролировать их участие в разработке новых месторождений - это вопрос рассмотрения рабочей группы по подготовке законопроекта "О недрах".

- А какие меры по охране недр предусмотрены в законопроекте?

- Могу только точно сказать, что этому важнейшему вопросу будет посвящена целая глава. Но о конкретных мерах говорить рано. Пока члены рабочей группы по его подготовке рассматривают концептуальные проблемы. Впереди еще много заседаний рабочей группы.

- Когда ж документ будет готов к первому чтению?

- На Совете Думы было решено, что в середине ноября состоится рассмотрение новой редакции закона "О недрах" в первом чтении. Пока же рабочая группа передала Министерству природных ресурсов свои замечания. Думаю, наши предложения будут приняты с пониманием.

справка "ПГ"

ПРОЗОРОВСКИЙ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ родился 24 апреля 1953 г. Окончил Ростовское высшее командно-инженерное училище, Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского, Международный бухгалтерский университет, кандидат исторических наук, доцент, заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию. Фракция "Единая Россия".


Парламентская Газета, Москва

12.10.2005

http://www.er-duma.ru/pubs/11909

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован