27 марта 2006
2195

Валерий Прозоровский: Законодательное обеспечение реализации приоритетных проектах в области недропользования

23 марта Комитет по природным ресурсам и природопользованию провел парламентские слушания на тему "Законодательное обеспечение реализации приоритетных проектах в области недропользования".

В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, органов власти субъектов Российской Федерации, представители коммерческих и некоммерческих организаций, научно-исследовательских учреждений.

Открыла и вела парламентские слушания председатель Комитета Наталья Комарова.

Российская Федерация обладает значительными запасами минерально-сырьевой базы, активное освоение которых уже ведется или разрабатывается. "Для обеспечения прорыва в сфере недропользования, для обеспечения прорыва воссоздания минерально-сырьевой базы, ее развития необходимо серьезное законодательное обеспечение", - отметила Н.Комарова. Речь идет не только о нефти и газе, о твердых полезных ископаемых, но и о запасах подземных вод, которые являются одним из факторов экономической и социальной стабильности России.

В ходе слушаний отмечалось, что на сегодня существует ряд факторов, оказывающих негативное влияние на реализацию приоритетных проектов в области недропользования. Такие как:

- недостаточная геологическая изученность перспективных территорий

- отсутствие у недропользователей стимулов для инвестирования широкомасштабных геолого-разведочных работ

- отсутствие у нефтегазовых компаний стимулов для инвестирования в разработку сложных месторождений

- недостаточное освоение разведанных месторождений углеводородного сырья

- низкий уровень развития объектов инфраструктуры на перспективных территориях страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток)

- сложность и длительность процедуры предоставления земельных отводов для проведения геологоразведки

- отсутствие должного внимания со стороны государства в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) проблемам освоения твердых полезных ископаемых.

Это привело к тому, что компании ведут выборочную отработку лучших по качеству запасов, низким темпам ввода новых месторождений, нарушениям проектов разработки осваиваемых месторождений.

Для изменения ситуации необходима единая государственная стратегия в области недропользования, в том числе и совершенствование законодательства о недрах в части согласования правовых норм Налогового, Водного, Лесного, Земельного кодексов, законов "О недрах", "О соглашениях о разделе продукции" и "О континентальном шельфе Российской Федерации".

Заместитель председателя Комитета Валерий Прозоровский отметил необходимость пересмотра действующих в настоящее время налоговых механизмов. Это касается вопроса дифференциации налога на добычу полезных ископаемых. Действующая сейчас плоская шкала НДПИ привела к тому, что нефтяные компании лишились экономических стимулов к интенсификации геологоразведки.

По подсчетам специалистов Минприроды для обеспечения прироста необходимых нефтяных запасов потребуется примерно 13 -16 млрд. долларов на период до 2020 года. Таким образом, на первый план выходит задача создания стимулов для инвестиций в геологоразведку в новых нефтегазоносных провинциях.

"Сейчас МЭРТ предлагает введение налоговых каникул для новых месторождений, т.е. "нулевые" ставки налога", - сообщил В.Прозоровский.

Кроме этого, речь идет о серьезных капиталовложениях в инфраструктуру: трубопроводные, транспортные и др. системы, охватывающие целый ряд месторождений. "Компании-первопроходцы, вкладывающие значительные инвестиции в строительство трубопроводов, дорог, ЛЭП и т.д. должны иметь определенные преференции. Надо стимулировать создание инфраструктурных точек роста, которые в последствии способны стать основой для новых нефтегазовых проектов, для развития целых территорий", - подчеркнул депутат.

Участники слушаний отмечали, что проблемы законодательного обеспечения проектов в сфере недропользования требуют очень взвешенных подходов, а законодателям при принятии решений необходимо руководствоваться критериями эффективности для экономики России и соображениями реальности их администрирования. То есть, принимая даже самые хорошие законы, необходимо позаботиться о создании жизнеспособной системы воплощения их в жизнь, не перекладывая всю тяжесть правового регулирования на подзаконные акты. Только при таких условиях возможно поступательное развитие отечественной минерально-сырьевой базы, считают участники дискуссии.

Пресс-служба Государственной Думы РФ

http://www.parlcom.ru/index.php?p=MC83&id=9083

27.03.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован