13 марта 2006
2584

Валерий ВАСИЛЬЕВ: `Минземимущества РТ продолжит методологическое обеспечение управления государственной и муниципальной собственностью`

10 марта в агентстве "Татар-информ" состоялась пресс-конференция на тему "15 лет на острие реформ", посвященная 15-й годовщине со дня создания Министерства земельных и имущественных отношений РТ. Во встрече с журналистами принял участие министр земельных и имущественных отношений РТ Валерий Васильев. Беседу вел корреспондент агентства "Татар-информ" Анвар Мингазов.

Валерий Павлович, в первую очередь хотелось бы услышать об основных этапах становления вашего ведомства.
В.В.: Со дня образования нашего ведомства прошло уже 15 лет, оно работало под несколькими названиями. С 1991 года - это Государственный комитет ТАССР по управлению государственным имуществом, в 1995 году он был преобразован в Государственный комитет Республики Татарстан по промышленной политике и управлению государственным имуществом, и еще был создан Государственный комитет РТ по приватизации. С 1996 года возрождается Госкомитет по управлению государственным имуществом, а с 2001 года наше ведомство начинает именоваться Министерством земельных и имущественных отношений РТ. За последние 15 лет экономика республики сильно изменилась, и во многом при непосредственном участии нашего ведомства.

Первые законы о приватизации на федеральном уровне появились в 1991 году. Первые планы приватизации в Татарстане были утверждены в 1992 году - это Казанский электромеханический завод и КПОГАТ-3. Началась чековая приватизация, которая массовым порядком продолжалась до середины 1995 года. За этот период было приватизировано 1029 предприятий, среди них - "Татнефть", "Нижнекамскшина", "Нижнекамскнефтехим", "Казаньоргсинтез", "Казанский вертолетный завод", "Казанское моторостроительное производственное объединение" и другие. На базе приватизированных предприятий создано 694 открытых акционерных общества и 60 обществ с ограниченной ответственностью.

Следующий этап становления ведомства связан с началом в 1995 году денежной приватизации. В течение года было приватизировано еще 66 государственных предприятий. В этот период был осуществлен вывод на зарубежные фондовые рынки акций ОАО "Татнефть". В 1998 году соответствующая Государственная программа расширила круг предприятий, подлежащих приватизации. Также в это время формируются необходимые элементы рыночной инфраструктуры - фонды, инвестиционные компании, депозитарные фирмы. Приватизация перешла в сферу малого бизнеса.

В 2001 году начался третий этап деятельности Минземимущества РТ, который главным образом был связан с земельной реформой. В республике приступили к реализации земельных участков с аукционов. Также была запущена приватизация предприятий путем акционирования со 100-процетной долей государства. За 2002 год приватизировано 135 предприятий, в том числе "Татэнерго" и "Татазот", а также начато отчисление чистой прибыли государственных унитарных предприятий в бюджет республики. В 2003 году через торги запущена реализация земель сельскохозяйственного назначения. В 2004 году приступили к реформированию предприятий жилищно-коммунального хозяйства, также проведена инвентаризация республиканских госземель и создан реестр государственных земель Татарстана. В 2005 году уже была завершена реорганизация и приватизация предприятий ЖКХ, проведена подготовительная работа по формированию муниципальной собственности в республике. Таковы, если коротко, этапы становления нашего ведомства.

Выиграли ли предприятия от акционирования?
В.В.: От одного только акционирования предприятие может равно как выиграть, так и проиграть. Большую роль играет общая экономическая ситуация в стране и регионе. Но мы анализировали и сравнивали данные, и сегодня очевидно, что когда в республике было много ГУПов, по основным экономическим параметрам на них обстановка была гораздо сложнее. Как по уровню зарплаты, по задолженности перед кредиторами и бюджетом, по темпам переоснащения, по объемам производства. Акционерные общества в большинстве случаев развивались более динамично и являлись плацдармом для привлечения инвестиций, без которых невозможна модернизация и дальнейшее развитие. С полной уверенностью могу сказать, что без преобразования собственности дальнейшее развитие нашей экономики было бы под вопросом.

Известно, что в этом году большая часть государственного имущества будет передаваться в муниципальную собственность. Не означает ли это, что у вас сильно уменьшится объем работы?
В.В.: За нами есть и остается методологическое обеспечение управления равно как республиканской, так и муниципальной собственностью. Кроме того, на территориях останется и республиканская собственность. Ею будут управлять наши подразделения и их работники. Главное, сейчас как никогда необходимо усиление взаимодействия ведомств по вопросам распоряжения землей. Сегодня в республике почти вся земля является государственной, без четкого разделения на муниципальную республиканскую и федеральную. И хотя в поселениях правом распоряжения землей наделены местные администрации, здесь очень много издержек, и правительство уделяет этой проблеме большое внимание. Многие вопросы, связанные с управлением и распоряжением земельными участками, усиливают нашу роль.

Кроме того, известно, что идет реформа ЖКХ и сегодня весь жилищный фонд фактически повис в воздухе. Министерства и администрации занимаются вопросами передачи этого жилья в частные руки. Из 40 млн. квадратных метров государственного жилого фонда сегодня лишь 10 процентов передано управляющим компаниям. Также мы завершаем преобразование предприятий ЖКХ и там остается немало вопросов, связанных с демонополизацией, тарифной политикой и модернизацией.

Несмотря, что большинство этих проблем касаются местного самоуправления, участие государства в управлении земельными ресурсами и жилым фондом остается актуальным. Поскольку у всех этих проблем еще небольшая история становления и решения.

На последней коллегии Минземимущества РТ было заявлено, что в советы директоров акционерных обществ с государственной долей будут вводиться профессиональные представители государства. Какие отрасли охватит данный процесс и в какой он стадии сегодня?
В.В.: Профессиональные представители государства будут работать главным образом в советах директоров предприятий жилищно-коммунального и сельского хозяйства Татарстана. Решение о введении профессиональных менеджеров в качестве представителей государства в советы директоров стратегически важных предприятий с долей республики было принято на коллегии Минземимущества РТ в феврале текущего года. Назначение представителей государства на текущий год завершилось уже в январе. Таким образом, обновленный состав госпредставителей будет сформирован к началу 2007 года. Предприятия ЖКХ и АПК нуждаются в укреплении менеджмента, и у них достаточно крупные доли государства, тогда как в других отраслях роль государственного управления сокращается.

Каковы перспективы участия республики в акционировании КАПО им. Горбунова в связи с вхождением предприятия в Национальную авиастроительную корпорацию?
В.В.: При акционировании КАПО им. Горбунова республика рассчитывает на блокирующий пакет акций, поскольку вложения Татарстана в развитие предприятия составляет более 1 млрд. рублей. На сегодняшний день окончательное решение о схеме вхождения КАПО им. Горбунова в общероссийскую авиастроительную корпорацию еще не принято. Предприятие может войти туда в виде федерального ГУП, каковым является сегодня, с невыделенным имуществом Татарстана, либо пройти акционирование и влиться корпорацию по схеме, аналогичной вхождению "Казанского вертолетного завода" в вертолетный холдинг "Оборонпром". Вложения Татарстана в КАПО им. Горбунова представляют собой выделенный кредит и льготы по налогам на имущество и землю, за счет которых предприятие наращивало оборотные средства. Общая стоимость предприятия в зависимости от методов оценки и от состава активов колеблется в пределах 5-7 млрд. рублей. Сумма вложений Татарстана в КАПО им. Горбунова может быть уточнена в сторону увеличения, поскольку в заявленном 1 млрд. рублей не учитывается даже инфляция

Было ли ошибкой Правительства РТ акционирование "Татарстан почтасы"? Какова дальнейшая судьба этого предприятия?
В.В.: Одним из возможных вариантов мирового соглашения между Правительством Татарстана и Россвязью по вопросу принадлежности ОАО "Татарстан почтасы" может стать передача 100-процентного пакета предприятия в управление ФГУП "Почта России".

Данный вариант является приемлемым в контексте предстоящего в 2006 году акционирования ФГУП "Почта России". В этом случае республика может рассчитывать на долю в создаваемом почтовом холдинге, поскольку в инфраструктуру "Татарстан почтасы" были вложены немалые средства. Более того, предприятие, развив непрофильные виды деятельности, в последние годы являлось безубыточным, в отличие от почтовых структур в других регионах страны. Главное, чтобы в процессе урегулирования спора не пострадали люди, которые пользуются почтой, и люди, которые там работают

Какие меры предпринимаются Министерством в связи с образованием Единого центра регистрации недвижимости в Казани и необходимостью обеспечения условий предрегистрационной подготовки документов по республике?
В.В.: Административный контроль над работниками, занимающимися предрегистрационной подготовкой документов, будет усилен. Одной из ключевых проблем регистрации прав собственности на недвижимость являются недостаточно грамотно оформленные документы. Причем, не по вине граждан, а часто по вине чиновников, которые их готовят. В данный момент прорабатываются схемы усовершенствования регламентов регистрации прав. Планируется создание экспертных групп, которые бы помогали гражданам готовить документы. Для юридических лиц такие услуги могут предоставлять на платной основе, для физических лиц - за счет государства. Для нас чрезвычайно важно скоординировать работу сотрудников ГУ ФРС по РТ и Минземимущества РТ, провести их обучение в кратчайшие сроки. Из 10-12 документов, представляемых на регистрацию, до двух готовятся территориальными органами Министерства земельных и имущественных отношений, и мы намерены совершенствовать эту работу. В течение месяца в данном направлении на уровне Правительства РТ будут приняты все необходимые решения.

Как известно, недавно обсуждался вопрос о создании объединенной автомобилестроительной корпорации и вхождении в нее ОАО "КАМАЗ". Как вы оцениваете перспективы данной инициативы в связи с продлением сроков полномочий менеджмента ОАО "КАМАЗ" и с новыми назначениями на ОАО "АвтоВАЗ"?
В.В.: Позиция менеджмента ОАО "КАМАЗ" такова, что изменения не рациональны и лучше всего оставить ситуацию такой, как она есть сегодня. Аналогичная, неактивная позиция и у основных акционеров "КАМАЗа" - у Росимущества и "Внешторгбанка". Позиция Правительства Татарстана формируется с учетом мнения менеджмента завода и в целом с ним совпадает.
Как вы намерены отметить 15-летие министерства?
В.В.: Весьма скромно. Повторю, что это не круглая дата, однако необходимо подвести итоги, все проанализировать, встряхнуться, поощрить сотрудников. Ведь ряд наших работников уже награждены благодарственными письмами Президента, Премьер-министра РТ, почетными грамотами Правительства, имеют несколько почетных званий. Наш коллектив в целом молодой, средний возраст - 38 лет. И тенденция снижения среднего возраста сотрудников сохраняется. Я бы также еще отметил низкую текучесть кадров. До трети наших работников имеют стаж 10 лет и более. А те, кто ушли, как правило, сегодня работают в частных структурах, имея значительно более высокую оплату труда. В основном, от нас всегда уходили на повышение. Мы также занялись пересмотром своих функций, возможно, будем менять структуру, чтобы повысить актуальность Министерства на сегодняшний день в связи с задачами продолжения земельной реформы и реформы ЖКХ.


13.03.2006
http://www.tatar-inform.ru/news/2006/03/13/22132/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован