Вариант №0 («Базовый инновационный вариант») инерционного развития России до 2025 года

Main 61323015

В частности, в официальном прогнозе МЭРа уже с 2013 года стали выделяться приоритеты технологического развития[1].

Приоритеты мировых центров научно-технического развития

 

США

Германия

Япония

Франция

Великобритания

Китай

Медицина и биотехнологии

Медицина и биотехнологии

Медицина

Инновации для жизни

Медицина и биотехнологии

Медицина

Медицина

Система производства с/х продукции с высокой добавленной стоимостью

ИКТ

ИКТ

Коммуникационные технологии

ИКТ

«Креативные»
отрасли

Система всепроникающей информационной сети

Новые материалы

Композитные материалы

 

Композитные материалы

 

 

Композитные
материалы

«Зеленые» технологии

Экологически чистая
энергетика

Экология / энергетика

Переработка отходов, альтернативная энергетика

Переработка отходов, чистая вода, альтернативная энергетика

Переработка отходов, альтернативная энергетика

Устойчивая
ресурсная база, атомная
энергетика

Производ-
ственные технологии

Управление сложными системами

 

Робототехника,
обработка металлов

 

 

Технологии
умного
производства

Другое

Технологии космической и авиационной отраслей

Мобильность

Науки о Земле,
технологии скоростного железнодорожного движения

Атомные и термоядерные технологии, технологии скоростного железнодорожного движения

«Креативные»
отрасли

Использование потенциала космоса и океана

Оборонные технологии

Безопасность

Система безопасности, оборона

Технологии транспортной отрасли

 

 

Эти примеры весьма показательны. Так, стратегия развития науки и технологий в Германии основывается на удержании конкурентных позиций в традиционных отраслях машиностроения, а также на занятии сопряженных рынков экологических технологий и технологий безопасности.

Государственная научно-техническая и инновационная политика во Франции ориентирована на преимущественное занятие новых перспективных рынков: био- и нанотехнологий, сегмента программирования и сенсоров в ИКТ.

Приоритеты развития науки и технологий в Великобритании направлены в первую очередь на развитие новых рынков, которые, с одной стороны, будут отвечать национальным и мировым потребностям, с другой – позволят реализовать потенциал конкурентоспособности британской экономики.

Стратегия развития науки и технологий в Китае направлена на увеличение независимости индустриального потенциала от технологий развитых стран и создание универсальной машиностроительной базы.

Этот сценарий предполагает, что в 2017–2025 годах в стране не произойдет изменение основных парадигм политического, экономического и социального развития, ориентированных не на рыночную стихию, а в пользу ориентиров на развитие человеческого капитала и его институтов. «Инновационность» как структурная перестройка экономики, и «инновационность» как ставка на качество развития нации и ее экономики – все-таки разные вещи. Именно о таком, действительно «инновационном», сценарии развития нации регулярно говорят некоторые эксперты и политики еще с начала 90-х годов XX века, имея в виду переход к парадигме качественного развития. Так, В. Ивантер, институт которого еще в 2007 году сделал такой инновационный прогноз до 2030 года, полагал, что есть все основания развиваться с темпами роста ВВП 8%, достигнув и 2030 году того же уровня душевого ВВП как и развитые страны Европы[2]. Главным условием быстрого роста он считал опережающий рост заработной платы и внутреннего потребления, т.е. развитие человеческого капитала и его институтов[3].

Технология формирования долгосрочного прогноза (не только инновационного, экономического) развития требует формализации определений, представлений и оценок, которые приведут к созданию моделей и сценариев исходных данных. При этом проводится  чёткое различие между опорной (инерционной) траекторией развития экономики от «возмущённой» траектории развития, соответствующей некоторой стратегии поведения Правительства.

К числу такой группы «инновационных» вариантов «Сценария № 2» следует отнести прежде всего ставший уже традиционным «Вариант № 3» («Структурные изменения общества и экономики»), который усиленно продвигается либеральными экономистами и политиками, которые не абсолютизируют положительное влияние рынка. Этот вариант, – по мнению одного из разработчиков долгосрочной стратегии до 2035 года Минэкономики А. Аузана, также как и инерционный вариант относится к вариантам «догоняющего развития», но с той разницей, что процесс «догоняния» проходит быстрее. Он также изначально предполагает, что темпы роста ВВП России до 2025 года будут ниже среднемировых, а также лишь «к 2035 году планируется переход к модели роста»[4]. По большому счету этот вариант является еще одной разновидностью «Сценария № 1» инерционного развития, не предполагающего поиск качественных и социальных инструментов роста. Либо вообще административной профанаций. Как показали реформы в образовании и здравоохранении, эти показатели сознательно искажаются и только ухудшают ситуацию.

В настоящее время выделяют 12 наиболее важных технологических направлений.

12 наиболее важных технологических направлений в XXI веке[5]

Technology

Description

3D printing

Advances in additive manufacturing, using a widening range of materials and methods; innovations include 3D bioprinting of organic tissues.

Advanced materials and nanomaterials

Creation of new materials and nanostructures for the development of beneficial material properties, such as thermoelectric efficiency, shape retention and new functionality.

Artificial intelligence and robotics

Development of machines that can substitute for humans, increasingly in tasks associated with thinking, multitasking, and fine motor skills.

Biotechnologies

Innovations in genetic engineering, sequencing and therapeutics, as well as biological-computational interfaces and synthetic biology.

Energy capture, storage and transmission

Breakthroughs in battery and fuel cell efficiency; renewable energy through solar, wind, and tidal technologies; energy distribution through smart grid systems, wireless energy transfer and more.

Blockchain and distributed ledger

Distributed ledger technology based on cryptographic systems that manage, verify and publicly record transaction data; the basis of “cryptocurrencies” such as bitcoin.

Geoengineering

Technological intervention in planetary systems, typically to mitigate effects of climate change by removing carbon dioxide or managing solar radiation.

Ubiquitous linked sensors

Also known as the “Internet of Things”. The use of networked sensors to remotely connect, track and manage products, systems, and grids.

Neurotechnologies

Innovations such as smart drugs, neuroimaging, and bioelectronic interfaces that allow for reading, communicating and influencing human brain activity.

New computing technologies

New architectures for computing hardware, such as quantum computing, biological computing or neural network processing, as well as innovative expansion of current computing technologies.

Space technologies

Developments allowing for greater access to and exploration of space, including microsatellites, advanced telescopes, reusable rockets and integrated rocket-jet engines.

Virtual and augmented realities

Next-step interfaces between humans and computers, involving immersive environments, holographic readouts and digitally produced overlays for mixed-reality experiences.

 

 

Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011г. № 2227-р)


п/п

Наименование показателя

Единица
измерения

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

1.

Доля населения в возрасте 5–8 лет, охваченная образованием, в общей численности населения в возрасте 5–18 лет

процентов

94,0

94,0

94,0

94,0

94,0

94,0

         
 

Комментарий: Не очень понятно, почему доля этих лиц остается на протяжении всех лет на одном и том же уровне и не планируется к сокращению к 2030 году

                       

2.

Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в образовании к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате по экономике страны в целом

процентов

67,2

67,6

71,3

78,7

79,6

79,1

         
 

Комментарий: Этот результат успешно достигается за счет зарплат ректоров и другого административного аппарата

   

3.

Количество вузов, входящих в число 200 ведущих университетов, согласно Мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings)

единиц

Разрабатывается Минобрнауки России

 

Комментарий: Это число не увеличивается в реальности

   

4.

Доля обучающихся по программам, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, в общей численности обучающихся текущего года (по уровням образования): общее образование, начальное и среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование

процентов

Разрабатывается Минобрнауки России

5.

Доля выпускников учреждений профессионального образования, работающих по специальности не менее 3 лет, в общей численности выпускников учреждений профессионального образования

процентов

Разрабатывается Минобрнауки России

6.

Доля обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования

процентов

Разрабатывается Минобрнауки России

7.

Доля населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в числе опрошенных в возрасте от 25 до 64 лет

процентов

48,2

         

8.

Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с персонального компьютера, в общем числе домохозяйств

процентов

41,3

50,2

59,1

65,1

67,0

68,4

         

9.

Валовая добавленная стоимость инновационного сектора, в процентах от валового внутреннего продукта

процентов

         

10.

Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел. населения)

единиц

2,01

1,85

2,00

2,00

1,65

2,00

         

11.

Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций – всего

процентов

7,9

8,9

9,1

8,9

8,8

8,3

         
 

из них:

                       
 

добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды

 

9,3

9,6

9,9

9,7

9,7

9,5

         
 

связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий

 

10,8

9,9

10,3

10,3

9,5

9,4

         

12.

Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства

процентов

4,5

8,8

12,1

13,7

11,5

8,9

         

13.

Интенсивность затрат на технологические инновации организаций промышленного производства (доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства)

процентов

1,5

1,8

2,2

2,1

1,8

         

14.

Число договоров о торговле лицензиями и об отчуждении прав на патенты, заключенных юридическими лицами (гражданами ) Российской Федерации

единиц

Разрабатывается Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент)

15.

Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства

процентов

4,9

6,1

7,8

8,9

8,2

7,9

         

16.

Доля инновационных товаров, работ, услуг, новых для рынка сбыта организаций, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства

процентов

0,8

0,6

1,1

1,1

1,1

0,9

         

17.

Доля новых для мирового рынка инновационных товаров (работ, услуг),  в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства

процентов

0,0

0,1

0,1

0,0

0,0

0,3

         

18.

Совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства ( доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве таких организаций)

процентов

10,8

11,1

11,1

10,9

10,9

10,6

         

19.

Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем количестве организаций

процентов

56,7

63,4

76,6

79,4

81,2

79,5

         

20.

Доля организаций, имеющих веб-сайт, в общем количестве организаций

процентов

28,5

33,0

37,8

41,3

40,3

42,6

         

21.

Средний возраст исследователей

лет

47

47

47

46

46

46

         

22.

Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей

процентов

35,5

37,5

38,6

40,3

41,3

42,9

         

23.

Доля России в общемировом количестве публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science)

процентов

Разрабатывается Минобрнауки России

24.

Число цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science)

единиц

Разрабатывается Минобрнауки России

25

Доля сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки

процентов

8,4

9,0

9,3

9,1

9,8

9,6

         

26.

Доля средств, получаемых за счет выполнения научно-исследователь-ских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников

процентов

Разрабатывается Минобрнауки России

27.

Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий

место

Разрабатывается Международным союзом электросвязи (МСЭ)

27.1

   – число телефонных аппаратов местной телефонной сети на 100 человек населения

единиц

31,4

30,9

30,1

28,9

26,8

24,8

         

27.2

   – число подключенных терминалов подвижной радиотелефонной связи на 100 человек

единиц

166,4

179,0

182,7

193,3

190,8

193,8

         

27.3

   –пропускная способность международных каналов Интернета на одного пользователя Интернета

 единиц

Разрабатывается Минкомсвязи России

27.4

   – удельный вес домашних хозяйств, имеющих персональный компьютер, в общем числе домашних хозяйств

процентов

54,5

60,1

66,5

71,4

71,0

72,5

         

27.5

   – удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к Интернету, в общем числе домашних хозяйств

процентов

48,4

56,8

60,3

69,1

69,9

72,1

         

27.6

   – удельный вес населения – пользователей Интернета в общей численности населения

процентов

38,0

46,9

54,4

60,7

67,2

70,1

         

27.7

   – число абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек населения

абонентов

12,2

14,4

16,5

17,0

18,3

         

27.8

   – число абонентов мобильного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек населения

абонентов

47,8

52,6

59,8

64,5

68,1

         

27.9

   – уровень грамотности взрослого населения

процентов

99,7

99,7

99,7

99,7

99,7

99,7

         

27.10

   – удельный вес учащихся средних учебных заведений в общей численности населения:


 

процентов

 






 







 



 
             
 

«удельный вес обучающихся общеобразовательных учреждений в общей численности населения»

 

9,5

9,6

9,6

9,7

9,8


 

10,1


 

         
 

«удельный вес обучающихся образовательных учреждений начального профессионального образования в общей численности населения»
 

 

0,7

0,6

0,6

0,5

0,5




 

0,5

         
 

«удельный вес студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в общей численности населения»

 

1,5

1,5

1,5




 

1,4




 

1,4

1,5

         

27.11

    – удельный вес учащихся высших  учебных заведений в общей численности населения

процентов

4,9

4,5

4,2

3,9

3,6

3,3

         

28.

Доля федеральных государственных услуг, которые население может получить в электронном виде, в общем количестве таких услуг

процентов

Разрабатывается Минэкономразвития  России

29.

Доля городских округов и муниципальных районов, на территории которых созданы многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в общем количестве городских округов и муниципальных районов

процентов

Разрабатывается Минэкономразвития России

30.

Доля лиц старше 50 лет, занимающих должности руководителей высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы, в общей численности лиц, занимающих должности руководителей высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы

процентов

45,2

42,6

         

31.

Доля государственных служащих, свободно владеющих иностранным языком, в общей численности государственных служащих

 

Разрабатывается Минтрудом России

32.

Доля государственных служащих, получающих ежегодно дополнительное образование за рубежом, в общей численности государственных служащих

процентов

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

         

33.

Доля лиц, занимающих высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы, получивших высшее профессиональное образование за рубежом, в общей численности лиц, занимающих должности руководителей высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы

процентов

Разрабатывается Минобрнауки России

34.

Количество вновь созданных малых инновационных предприятий при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

единиц

Разрабатывается Минобрнауки России

35.

Число организаций-пользователей научным оборудованием федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием

единиц

Разрабатывается Минобрнауки России

36.

Доля экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров

процентов

Разрабатывается Минпромторгом России

37.

Количество триадных патентных семей (патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в  патентных ведомствах EPO,USPTO и JPO)

единиц

Разрабатывается Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент)

38.

Сальдо экспорта-импорта технологий

млн. долл. США

–798,1

–1277,9

–1354,7

–1809,2

–1176,6

–550,7

         

39.

Доля ученых в возрасте до 39 лет в общей численности ученых, направленных на работу (стажировку) в зарубежные научные организации

процентов

60,0

44,8

50,0

46,7

         

40.

Количество субъектов Российской Федерации, получивших поддержку в рамках новых федеральных механизмов содействия субъектам Российской Федерации, активно инвестирующим в стимулирование инновационной деятельности, накопительным итогом

единиц

Разрабатывается Минэкономразвития России

41.

Количество инновационных кластеров, получивших федеральную поддержку после 2010 года и сумевших удвоить высокотехнологичный экспорт с момента такой поддержки, накопительным итогом

единиц

Разрабатывается Минэкономразвития России

42.

Внутренние затраты на исследования и разработки,  в процентах от валового внутреннего продукта

процентов

1,13

1,02

1,05

1,06

1,07

1,10

         

43.

Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования:

процентов

                     

      бюджетные средства

68,8

65,6

66,0

65,8

67,1

67,5

         

      внебюджетные средства

31,2

34,4

34,0

34,2

32,9

32,5

         

44.

Внутренние затраты на образование, в  процентах от валового внутреннего продукта

процентов

Разрабатывается Минфином России

45.

Государственные расходы на образование,  в процентах от валового внутреннего продукта

процентов

Разрабатывается Минобрнауки России

 

 

 

Для реализации долгосрочной стратегии развития экономики страны потребуются изменения не только в экономической, но и в культурной и политической сферах. (При этом подразумевается прежде всего социально–политическая область). По словам А. Аузана, одним из важнейших факторов инновационного развития страны является повышение уровня межличностного и институционального доверия в социуме, а также спроса на качественный человеческий капитал. Аргументы о важности доверия в социуме привел и В. Вахштайн, декан факультета социальных наук Московской высшей школы социальных и экономических наук, представляя результаты исследования социокультурных факторов инновационного развития. Исследование было проведено в 2016 году по заказу РБК. Его результаты показали, что 6% трудоспособного населения по своим характеристикам являются потенциальными технологическими предпринимателями с активным экономическим поведением и большим социальным капиталом, однако именно эта группа демонстрирует самый низкий уровень доверия институтам. Поэтому вопрос повышения доверия институтам среди экономически активного населения является приоритетом государственной политики. Тем не менее, у государственной политики инновационного развития в России есть мощная социальная база: 48% респондентов исследования верят, что науки и технологии являются определяющими в развитии страны.

 

 

[1] Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. – М.: МЭР, 2013. Март. – С. 18.

[2] РФ: прогноз РАН развития России до 2030 года / Эл. ресурс: «Институт эволюционной экономики» / http://iee.org.ua/prognoz914/2007.07.02

[3] Об этом же не раз я писал с 90-х годов XX века. См., например: Подберёзкин А.И. Человеческий капитал. – М.: Европа, 2007 и др.

[4] РВК и клуб «Валдай» запустили дискуссионную площадку для обсуждения вызовов будущего / http://usirf.ru/news/rvk-i-klub-valdai-zapustili-diskussionnuyu-plos...

[5] The Global Risk Report 2017. 12th Edition World Economic Forum. 2017. – P. 43 / The 12 emerging technologies listed here and included in the GRPS are drawn from World Economic Forum Handbook on the Fourth Industrial Revolution (forthcoming, 2017) / http://reports.weforum.org/global-risks–2017/part-1-global-risks–2017/

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован