Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
12 марта 2018
768

Вариант № 2 («Изоляционизм»)

Main s1200

 

…очень многие явления жизни общества, внедряемые модели развития и т.д. можно рассматривать как действия, оказывающие свое влияние на процесс цивилизационного развития … тем, что впоследствии назовут цивилизационным выбором[1]

С. Белов,
философ

Изоляционизм, как политика, не такое, уж, редкое явление. И далеко не всегда вредное, если в качестве приоритета рассматривать сохранение национальной идентичности, суверенитета и образа жизни, а не темпы социально-экономического развития. В условиях изоляционизма фактически существовал СССР долгие годы, выживали Куба, КНДР, Иран и другие страны. Более того, в политике изоляционизма достаточно успешно развивались США в 30-е годы ХХ века.

Этот вариант фактически неизбежен в том или ином виде и для России по мере усиления санкций. Выход из него при помощи развития сотрудничества с другими странами возможен только отчасти, но речь идет не о «долях» в торговом балансе, а о самом подходе к сотрудничеству с Западом, которому надо заявить о решительном свертывании всех «сомнительных» для России связей в ответ на санкционную политику и переход нашей страны к мобилизационному сценарию развития, предполагающему концентрации на развитии внутренних ресурсов. И не только переработки сырья и развития внутреннего рынка, но и развитии собственной цивилизации и потенциала человеческой личности[2].

Иными словами, этот вариант мобилизационного сценария делает акцент на развитии российской локальной человеческой цивилизации, вокруг которой концентрируются те субъекты, силы и акторы, которые признают её для себя самой приоритетной.

Это вариант мобилизационного сценария предполагает, на мой взгляд,  две разновидности политики изоляционизма:

Во-первых, добровольное решение о мерах по таможенной и иной защите своих рынков в условиях санкций и ограничений, включая возможный выход из ВТО.  Предполагает максимальную консолидацию внутренних ресурсов и ограничение внешнего доступа на внутренние рынки, т.е. фактически переход к государственному регулированию в условиях рыночной экономики при сохранении контроля над рынками.

Этот вариант «Сценария № 3» не представляется таким уж, невероятным. В определенном контексте он может рассматриваться как вариант «а-ля Трамп» для России. Действительно, если США будут манипулировать таможенным регулированием, то что может мешать России делать то же самое?

Этот вариант по сути представляет собой административно-силовое управление экономикой в условиях, когда нарастает процесс глобализации, что делает его изначально нереалистичным. Примеры стран, которые проводили вынужденную политику изоляционизма – Куба, Иран, КНДР – продемонстрировали её отрицательные стороны для развития. Изоляционизм в качестве политики возможен только в условиях вынужденного выживания государства на какое-то время и вряд ли может быть добровольным выбором.

Однако в условиях чрезвычайного положения, а тем более фактической войны, вариант которой к 2025 году становится уже не просто реальным, но даже неизбежным, подобный изоляционизм может быть вполне разумной и адекватной реакций.

В любом случае необходимо рассматривать возможность проведения такой политики как один из вариантов поведения в условиях перехода западной ЛЧЦ к открытым военным действиям, за которыми последует неизбежная блокада и изоляция России.

Во-вторых, изоляционизм может быть навязан извне, когда санкции превращаются в глобальную политику западной коалиции по отношению к России, а угрозы военных действий, карантина и блокады становятся вполне реальными. Принятый в августе Конгрессом США закон против России, Ирана и КНДР, фактически загоняет Россию в угол от развития глобализации, лишает её этих преимуществ, но и освобождает её от обязательств и недостатков этого процесса.

С точки зрения развития «Сценария № 2» МО и ВПО такая изоляция России выглядит не просто реально, но и закономерно. Уже к 2017 году западная коалиция реализовывала эту политику системно во многих областях одновременно – от политико-дипломатической изоляции и попыток разрушения международных связей до спортивных, культурных и прочих гуманитарных обменов, не говоря уже о торгово-экономических санкциях.

 

 

[1] Белов С.Н. Колонка главного редактора // Фокус, 2017. Апрель. – С. 5.

[2] Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающих факторов ускорения социально-экономического развития России / А.С. Батанов, А.И. Подберёзкин, В.И. Зоркальцев. – М.: Русская Консалтинговая Группа, 2005.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован