Эксклюзив
17 сентября 2012
11378

Василий Подковыров: Утверждаем стоимость патента в регионе

Main 1234
Принятие Федерального закона от 25.06.2012 г. N94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N94-ФЗ) потребовало от субъектов разработки регионального законодательства о патентной системе налогообложения.

При этом плавно перейти от существующей в регионах упрощенной системы налогообложения на основании патента к вступающей в силу с
1 января 2013 года патентной системе налогообложения в редакции новой главы 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации не представляется возможным из-за изменения разрешенных видов предпринимательской деятельности, установления "верхнего" и "нижнего" предела потенциально возможного к получению годового дохода и определения возможностей его дифференциации.

При подобном многообразии ограничений, которые необходимо соблюсти разработчикам регионального законодательства о патентной системе налогообложения, наиболее важными представляются не они, а изменение Налогового кодекса Российской Федерации, вносимое Федеральным законом N94-ФЗ в отношении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), а именно установление добровольного характера данного специального налогового режима. Именно указанное новшество Налогового кодекса Российской Федерации должно ставиться во главу угла при разработке регионального законодательства о патентной системе налогообложения для недопущения снижения доходов местных бюджетов.
Если ранее при установлении потенциально возможного к получению годового дохода по упрощенной системе налогообложения на основании патента мы могли руководствоваться некими экономическими принципами, то в настоящей ситуации все они уходят на второй план.

В целях снижения рисков установления "дешевого" патента в регионе, поголовного перехода на него плательщиков с ЕНВД и образования значительных выпадающих доходов в местных бюджетах установление потенциально возможного к получению годового дохода должно в первую очередь основываться на принципах бюджетной эффективности.
Далее, на примере такого вида предпринимательской деятельности как оказание парикмахерских и косметических услуг попробуем разобраться, как определить стоимость патента не приводящую к снижению доходов местных бюджетов.
В 2012 году одному индивидуальному предпринимателю, осуществляющему указанную деятельность, в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации вменяется ежемесячный доход в размере 7 500 рублей, соответствующий виду предпринимательской деятельности по ЕНВД - оказание бытовых услуг. Нетрудно исчислить налог, подлежащий уплате рассматриваемым предпринимателем в бюджет муниципального района (городского округа) в 2012 году, как
7 500 рублей x 12 месяцев x 1,4942 (К_1 на 2012 год) x 15% = = 20 171 рубль

Говоря о доходах бюджетов муниципальных районов и городских округов от налоговых платежей рассматриваемого предпринимателя в силу положений статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации корректнее принимать часть исчисленного налога, подлежащую уменьшению на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

Ежегодно, доля допустимого снижения ЕНВД, подлежащего уплате в местные бюджеты, возрастает и по итогам 2011 года в Российской Федерации составила 39% от суммы ЕНВД, исчисленной за налоговый период (см. рисунок 1).
Таким образом, среднероссийский муниципальный район (городской округ) получает в бюджет от предпринимателя, оказывающего парикмахерские и косметические услуги около 69% от суммы исчисленного ЕНВД или 13 918 рублей.

Рисунок 1. Динамика сумм исчисленного и подлежащего уплате ЕНВД в Российской Федерации (источник: форма статистической налоговой отчетности N5-ЕНВД).

Таким образом, в целях недопущения выпадающих доходов местных бюджетов в виде ЕНВД, поступления которого по итогам 2011 года составили ни много ни мало 68,3 млрд. рублей или 1,5% от налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, потенциально возможный к получению в 2012 году годовой доход при применении патентной системы налогообложения должен составить:
13 918 млн. рублей / 6% = 291 967 тыс. рублей.
Потенциально возможный к получению в 2013 году годовой доход по патентной системе налогообложения определяется путем умножения полученной суммы на прогнозируемый индекс потребительских цен в Российской Федерации в текущем году или 4,8%.
Предусмотренная Федеральным законом N94-ФЗ дифференциация стоимости патента от количества нанятых работников может быть достигнута путем введения в модель некого поправочного коэффициента, чья зависимости от численности работников описывалась бы выпуклой, но убывающей функцией. Подобный коэффициент стимулировал бы работодателей, применяющих патент, к официальному трудоустройству работников, и отражал эффект масштаба производства (убывающей отдачи), если таковой применим к охватываемому патентной системой микро-бизнесу.
Несмотря на ограничение в виде отсутствия учета влияния на сумму исчисленного ЕНВД корректирующего коэффициента К_2, устанавливаемого представительными органами местного самоуправления, рассмотренный подход может быть использован для определения стоимости патента по большинству видов предпринимательской деятельности, не приводящей к образованию выпадающих доходов местных бюджетов.

В.Е. Подковыров

www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован