25 июня 2006
1477

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ - ПАМЯТНИКАМ...



Давно уже в российских мегаполисах утвердилась мода на "свободную" городскую скульптуру. На улицах и площадях теперь устанавливают не каменные изображения известных людей, а необычные памятники животным, литературным героям, знаменитым изделиям местной промышленности и даже... продуктам питания.

Идеи современных дизайнеров воплощаются в жизнь и в нашем городе. Однако отдавая дань новым традициям, мы нередко забываем о прошлом. Сегодня многие омичи даже не знают о том, что в свое время у нас устанавливались памятники старым отечественным автомобилям. Образцы техники, которая долгие годы работала на развитие Омска и всей страны, выставлялись на специальные постаменты возле крупнейших местных предприятий. Некоторые экспонаты "Остались в живых" до сих пор, но с каждым годам их становится все меньше.



Обидно видеть, как пропадают памятники автомобилям, - позвонил в редакцию "Вечерки" наш постоянный читатель Александр Кобриц. - Я работаю водителем в службе скорой медицинской помощи, увлекаюсь техникой. Знаю, что среди этих памятников есть настоящие музейные реликвии. Неужели они никому не нужны.

Вместе с неравнодушным читателями корреспонденты "Вечерки" отправились на экскурсию. "К сожалению, два памятника показать вам я уже не смогу, - вздыхает Александр Кобриц, - их уничтожили окончательно".

Куда исчез первый массовый троллейбус "МТБ" No 82, который был установлен в городке Водников, - этого не знает никто. Ходят слухи, что раритет общественного транспорта вывезли не то в Москву, не то в Питер. За старым троллейбусом какое-то время ухаживали безупречно, поэтому и выглядел он как картинка. Но потом...

Знаменитое такси "Победа", установленное возле 5-го таксопарка к очередному юбилею таксомоторных перевозок, пропало с постамента также загадочно, как и троллейбус. Правда, взамен один из нынешних предпринимателей выставил в городке Нефтяников целых пять старых "Волг", но это уже не памятник, а живая реклама...

Несколько лет назад руководство департамента транспорта задумало открыть свой музей. Называлась и точная дата - 2004 год. Но, как выяснилось, этот музей по-прежнему только в планах. Умер Валентин Брюханов, собиравший по крупицам летопись омского общественного транспорта, и теперь продвигать идею некому...

Первый "живой" памятник мы обнаружили у Омского автобусного завода. Культовая полуторка появилась здесь во времена авторемонтного предприятия - предшественника завода. Именно на нем восстанавливали машины, пришедшие прямо с войны. Нынешние владельцы завода о "наследстве" заботятся - к праздникам подкрашивают полуторку зеленым цветом. На большее, по всей видимости, денег не хватает: выбитые стекла заменены листами нержавейки. Что автобусники планируют делать с полуторкой дальше - узнать так и не удалось. "Для этого необходимо выяснить мнение каждого акционера, а их у нас очень много", - туманно ответила нам заместитель директора завода.

Неизвестно и будущее легендарного "ЗИЛ-585", доживающего свой век у бывшего гаража "Целинстроя". "Старичок" с выбитыми стеклами и сломанными дверьми дремал под снегом аккурат напротив модного автомагазина. За свою рабочую жизнь он пробегал, как гласит табличка на постаменте, 1506127 километров и перевез 126 тысяч тонн грузов... А теперь от него отмахиваются, как от надоевшего больного родственника.

Кстати, родной брат самосвала стоит на постаменте и в Русско-Полянском районе. Правда, колхозники относятся к раритету более уважительно - труд машин на селе привыкли ценить. Кстати, в Русской Поляне есть и памятник старинному трактору - ходят байки, что он до сих пор служит крестьянам верой и правдой. В разгар посевной запчасти с пенсионера ставят на ходовые машины - и те работают! А один из местных жителей. - восьмидесятилетний Борис Гржимайло - бережно хранит на собственном подворье другую реликвию - "Урал ЗИС-355", на котором поднимали целину. Машина до сих пор на ходу, но работники ГАИ запрещают деду кататься на старожиле - из-за ошибок в документах. "Этот экземпляр - мечта любого музея техники. А его судьба - ржаветь в гараже!" - сетуют автолюбители.

Скрывают от народа свое достояние и работники транспортной коммерческой компании. Памятник "Уралу ЗИС-5" надежно спрятан от посторонних глаз за бетонным забором предприятия. Эта машина работала на многих городских стройках, в том числе и на сооружении нефтезавода. "Три года назад мы снимали ее с постамента, но завести не смогли, - рассказывает председатель профкома Владимир Гладышко, - поставили обратно". За памятником здесь ухаживают, однако посмотреть на экспонат разрешают только с позволения дирек¬тора. Из общего достояния "ЗИС" превратился в частную собственность.

Пожалуй, единственный "технический" памятник, которому в на¬шем городе повезло, - монумент славы автомобилистам на территории Сибирской автодорожной академии. "ЗИС-5" омичи - фронтовики любовно называют "Захаром", а студенты, получив диплом, непременно фотографируются рядом со "старичком" - на память. Эту машину в Омск пригнали в июле 1978 года - специально для монумента. "Из уважения к почтенному возрасту ветерана по дороге на бензоколонках нас заправляли совершенно бесплатно, - вспоминает сотрудник академии Шинковский. - А на празднике 50-летия Победы наш "Захар" даже участвовал в торжественном параде. Недавно студенты факультета автомобильного транспорта отреставрировали ра¬ритет собственными силами. Говорят, что при желании "Захара" и сейчас можно завести - и вперед!

Зато другой питомец СибАДА - легендарный "МАЗ-200" - пропадает на глазах. Когда-то первый советский "дизель" служил у студентов учебным пособием. Потом машину передали в 12-е грузовое предпри¬ятие. Долгое время "МАЗ" стоял на постаменте у его ворот - в поселке Юбилейном. Сейчас постамент пустой. Предприятие развалилось. Саму реликвию отечественного автопрома мы отыскали во дворе практически не охраняемой офисной стоянки. Легендарный автомобиль находится в плачевном состоянии: кузов завален снегом и ненужным хламом, стекла выбиты, бык-символ наполовину отодран...

"Наверное, скоро вывезут на металлолом, - опечалился Александр Кобриц. - Почему никому до этих памятников нет дела?"

С этим вопросом "Вечерка" обратилась в государственную инспекцию по охране памятников. "За все годы эта проблема у нас ни разу не поднималась, - сообщил ее председатель Олег Свиридовский. - Дело в том, что автомобили на по постаментах даже не имеют статуса памятников, поэтому и не стоят на госохране. Хотя могли бы... Для этого общественности необходимо вынести соответствующее предложение на зкспертно-научный совет".

- Председатель общества коренных омичей Владимир Селюк предложил спасти автомобили-реликвии другим способом - открыть в Омске музей старой техники. "Каждая из этих машин сыграла свою роль в становлении нашего города, - считает Владимир Иванович. - Они не заслужили, чтобы их растаскивали на металлолом или выбрасывали на свалку. Это действительно раритеты! Сегодня у нас пропадает без дела здание бывшей ТЭЦ на улице Партизанской. Но если помещение очистить, отреставрировать как следует, то из него выйдет идеальный выставочный зал. Я был в таком автомузее в Париже.

Там каждый экземпляр имеет табличку со своей историей, техническими характеристиками, все автомобили выкрашены в "родные" цвета, выглядят, как будто в годы своего рождения".

Подобные музеи открыты в некоторых городах России. А в Омске помимо уже (точнее - еще) имеющихся памятников заслуженным автомобилям можно отыскать и немало других интересных экземпляров. Под Ленинградским мостом стоит на крыше бокса "Газ-51" - машина, на которой выучилось ездить не одно поколение омичей. В автохозяйстве железнодорожного вокзала до сих пор трудятся два знаменитых "ГДЗ-93". А где-то в частной коллек¬ции хранится черный правительственный "ЗИЛ-114".

Депутат Госдумы Сергей Воробчуков самолично пригоняет раритетную сельхозтехнику со всех уголков России в музей ОАО "Карбышевское", а тем временем легенды отечественного автопрома пропадают в гаражах омичей. "Крупные сельхозпредприятия вполне могли бы вернуть памятники к жизни и взять на себя организацию музея техники, - уверен Владимир Селюк. - Только надо, чтобы это было кому-нибудь нужно". P.S. Когда верстался номер, "Вечерка" связалась с приехавшим в Омск на выходные. Сергеем Воробчуковым. Депутат Госдумы сообщил, что согласен ваяться за создание подобного музея в нашем городе. "Это действительно очень важное дело, - считает Сергей Анатольевич, - ведь старая техника - часть нашей общей истории. Глядя на сохранившиеся машины - труд наших дедов и прадедов, чувствуешь крепкую связь между поколениями. Ежегодно на ярмарке "Агро-Омск" мы выставляем нашу ретроколлекцию, и она пользуется большой популярностью среди посетителей. Поэтому новым экземплярам я буду только рад".



http://www.vorobchukov.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован