09 августа 2010
1175

Ведущий живописец направления классического реализма

Народный художник России, Заслуженный деятель искусств России, Почетный гражданин г. Иркутска

Рогаль Виталий Сергеевич был одним из ведущих живописцев направления классического реализма, в поздних работах прослеживается также органичный синтез экспрессионизма и реализма (цикл работ о Монголии).

Родился 9 августа 1915г. в селе Снегуривка, под городом Тетиев (Украина),

К 1918г. семья переехала в с.Лебединцы Киевской области. Эстетическое воспитание будущего Художника проходило под руководством учител, который и отправил в 1927г. подборку работ своего ученика на Первую Всемирную выставку детского рисунка. Одна из работ - "Строительство электростанции в с.Лебединцы" была удостоена премии выставки, затем опубликована в книге "Искусство детей" Академии Художеств СССР (1934г.), ныне рисунок хранится в фондах Третьяковской галереи. Сегодня эта небольшая графическая работа представляется многим искусствоведам знаковой, предопределяющей основную тему в дальнейшем творчестве Виталия Сергеевича, однако все же более объективным объяснением может послужить черта характера самого художника, проявившаяся уже тогда- живое участие во всем, происходящем вокруг.

В 1929г. Отец художника был сослан в Восточную Сибирь, в п.Кадуй Нижнеудинского района, а в 1932г. такая же участь постигла и его мать с детьми.

В 1934г. В.С. Рогаль учился на рабфаке Харьковского строительного института, но был отчислен как "сын кулака".

В 1935г. приехал в Сибирь, работал массовиком в п. Кадуй и п. Атагай Нижнеудинского района.

В 1936г. поступил в Иркутский Изопедтехникум, на курс к Александру Ивановичу Вологдину (1889-1938). В 1938г. отец художника и его учитель были расстреляны. Во время учёбы активно участвовал в студенческих выставках; ярче всего проявил себя как график.

В 1941, в июле, закончил обучение с отличием дипломной работой "Приезд колхозников - переселенцев в Восточную Сибирь" (автобиографическое полотно, часть персонажей идентифицируется как портреты родственников (картина хранится в филиале Музея истории г.Иркутска - Мемориальном музее-мастерской В.С. Рогаля). Это дало ему право продолжить обучение во Всероссийской Академии Художеств.

До призыва на фронт, до декабря 1941, работал параллельно в средней школе N 1 г.Иркутска и в агитационных окнах ТАСС (совместно с А.Ш. Закировым, С.М. Развозжаевым, А.Р. Мадиссон, А. Руденко и др.).

Затем был призван в Цугольский дацан (Забайкальский военный округ), оттуда отправлен на Западный фронт. Участвовал в боях по освобождению Духовщины, Витебска, Минска, Литвы, Кенигсберга. На территории Восточной Пруссии получил тяжелое ранение, временно ослеп, однако уже с лета 1945г. вернулся в армию и прошел Маньчжурию, Монголию, Порт-Артур.

Военное творчество В.С. Рогаля является на сегодняшний день самым полным и известным из всех подобных собраний других художников, но, вместе с тем, и недостаточно изученным. За время войны было создано, по подсчёту самого художника, пять живописных полотен и около 1000 графических работ в разной технике (тушь, акварель, карандаш). Использовалась также уникальная "краска" для траншейных листовок- жидкий дёготь. Из живописи сохранилась только одна картина "В рабстве" (1943г., хранится в Музее - Мастерской В. С. Рогаля).

Во время создания картины художник использовал факты из жизни своей семьи (сестра Людмила жила на оккупированной территории, брат Николай был в плену), свидетельства очевидцев и свои собственные наблюдения. Достоверно установлены названия утраченных картин, даты отмечены приблизительно: "Вперёд на Запад" (1942г., долгое время, примерно до 1951г., хранилась в Чите), "Сибиряки-маршевики" (1943г), "Переход гвардейцев через Большой Хинган" (1945г), "Маршалы Советского Союза Мерецков, Василевский, Малиновский в Порт-Артуре" (1945г).

Самую большую популярность в военные годы и особенно в послевоенные годы художник получил благодаря своим объемным графическим циклам "Портреты героев боёв за Восточную Пруссию", "Цугольский дацан", "Фронтовые будни", "Порт-Артур".Часть из перечисленных работ находилась в Военно-Историческом музее (г.Москва), достаточно большое количество портретов бойцов было передано в Красноярск, в музей 17 гвардейской дивизии, но одна из лучших подборок графики представляется ежегодно вниманию посетителей в Мемориальном музее - мастерской В.С. Рогаля - это, в первую очередь, акварели из цикла "Порт - Артур", зарисовки из военной жизни в Маньчжурии, траншейные листовки.

Несмотря на то, что всю войну художник был на передовой, он прилагал все усилия для того, чтобы совершенствовать своё мастерство, чтобы получать новые знания он, пожалуй, единственный из всех художников - сибиряков, кто участвовал во всех общероссийских, региональных и областных выставках того времени. Кроме того, он организовал сам свои передвижные выставки во время передышек между боями.

В те же годы о нем сложилось устойчивое мнение как о графике. Действительно, карандаш гуашь в его руках сотворяли чудо: скупые линии создавали впечатляющее, незабываемое представление о том, что видел и чувствовал Виталий Сергеевич. Однако послевоенное его творчество ознаменовалось переходом, достаточно неожиданным для многих, к живописи.

В 1946 г. после демобилизации В. С. Рогаль возвращается в Иркутск.

Его путь в искусстве определяется окончательно, основной темой творчества становится неповторимая природа Байкала, величие Саян, красота Ангары: "Вечер на Байкале" (1953 г). Постепенно в его творчестве намечается поворот к индустриальному пейзажу.

Сегодня принято считать, что период творчества В.С. Рогаля с 1950 по 2004 делится на два по стилю периода: период "мягкого" реализма (50е годы, начало 60х) и "яркий" реализм (названия даны Наумовой Е. С.) В общей сложности В.С. Рогалем было создано около 3000 работ по следующим темам: "Монголия", "Стройки Сибири", "Байкал", "С Сибирью связанные судьбы" (об истоках писателей Сибири). Картиной всей его жизни так, к сожалению, в деталях и незаконченной, стал "Пантеон Сибири" (начат в 1989г.), посвящённый репрессированным в сталинские времена. Это великолепное и по замыслу, и по размерам полотно находится ныне в Мемориальном музее - мастерской В.С. Рогаля.

В 1970-е годы В. С. Рогаля увлекла и навсегда вошла в его творчество тема "Прошлое и настоящее Монголии" За более чем 20 лет им созданы великолепные работы отражающие экзотическую природу, культуру древней страны "Монголия" 1973-1975 г.г., "Птичье царство" 1976 г, "Долина динозавров" 1980 г.

Художник реализовал свой талант не только в своих творениях, но и как прекрасный организатор (см. книгу "Иркутские художники", дополнительно: был членом корреспондентом Академии Художеств России; Участвовал во многих выставках; 2004г. - зональная выставка "Сибирь").

Творчество В. С. Рогаля представлены в музеях, картинных галереях, частных коллекциях практически во всей России, в Таджикистане, Афганистане, Индии, Китая, Японии, США, Канаде, Аргентине, Италии, Германии и других странах. Всего за свою жизнь художник создал около 3000 произведений (живопись, графика). Свою последнюю зарисовку художник сделал 4 октября 2004 года, за два месяца до смерти. Это был его любимый Байкал.

http://www.persona38.ru/faces/history/iskuss/301/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован