21 февраля 2009
12443

Веселые похороны. Режиссер мушкетерской саги поглумился над останками боевой четверки

74-летний постановщик "Д`Артаньяна и трех мушкетеров" Георгий Юнгвальд-Хилькевич после двух продолжений - "Мушкетеры двадцать лет спустя" и "Тайна королевы Анны или Мушкетеры тридцать лет спустя" - решился на свою лебединую песню. Представить четвертую часть сериала длиною в тридцать лет - "Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини" - в столицу Башкирии перед всероссийской премьерой прибыли молодые актеры Лянка Грыу и Данила Дунаев, сыгравшие главные роли. Неузнанные молодые люди своим появлением в одном из кинотеатров столицы Башкирии ажиотажа не вызвали и совсем растерялись, когда журналисты стали интересоваться, не стыдно ли им за участие в этом фильме.


Возвращение живых мертвецов


Сценарий "Возвращения мушкетеров" режиссер начал писать еще в 90-ые и переписывал долгие годы. В итоге пошел по тому же пути, что и авторы продолжения "Иронии судьбы", которые, не долго думая, повторили основную сюжетную линию главной советской новогодней сказки. Правда, сценаристы "Возвращения" позаимствовали лишь завязку: после смерти знаменитой четверки (морщинистые Боярский, Смирнитский, Старыгин и Смехов), которые были объявлены героями Франции, случайно встречаются их дети - незаконнорожденный сын Арамиса Анри (Антон Макарский), дочери Д`Артаньяна и Портоса - Жаклин (Лянка Грыу) и монашка Анжелика (Ирина Пегова), а также сын Атоса Рауль (Данила Дунаев). Как и в старой картине дело чуть не доходит до дуэли между строптивыми юнцами, но молодежь примиряет королева Анна Австрийская. Ведь только они могут спасти ее от разорения и очередного позора. Теперь исчезли не только знаменитые подвески, а все сокровища французского двора, которые прихватил сбежавший кардинал Мазарини.

Далее о сюжете и говорить как-то неловко - все, что происходит в картине очень условно и к Дюма имеет самое опосредованное отношение. Мало того, что режиссер отправляет мушкетеров на тот свет, так еще заставляет их помогать своим детям с небес. Когда же молодежь попадает в беду, Д`Артаньян песней на музыку Дунаевского и слова Кавалеряна вымаливает разрешение на сутки вернуться их четверке на землю. Теперь эти ожившие мертвецы скачут вместе с детьми скачут по пригородам Одессы и Львова, которые должны казаться предместьями Лондона и Парижа, и дерутся с коварными монахами в кабаках под на редкость корявую песню пера все того же Максима Исааковича "Мы - команда!". В эти моменты Д`Артаньян Боярского, беспрестанно орущий "Тысяча чертей!" и "Канальи!", особенно узнаваем.

- Лучше б он матерился, - громко не выдержала одна из зрительниц после очередной сцены драки, когда восклицания перевалили за сотню.

Ведь не хотел Михаил Сергеевич ввязываться в этот костюмированный балаган и даже пообещал сбрить усы, если когда-нибудь согласится. Нехорошие предчувствия его не обманули: теперь за эту нелепую роль стыдно не только ему самому, но и зрителям, которым становится не по себе при виде молодящегося артиста. Лиза Боярская оказалась умнее папы и играть его экранную дочку отказалась, сославшись на занятость в других кинопроектах.


Старикам тут не место


Вообще, актеры "Возвращения" делятся на плохо играющих и переигрывающих. Весь фильм повизгивает Анатолий Равикович в роли кардинала Мазарини и Харатьян, исполняющий Людовика XIV. Роль Дмитрия сводится к одному - весь фильм истерично искать стоящую за спиной и нелепо улыбающуюся героиню Евгении Крюковой. Нагиев в роли злодея Леона ходит в блондинистом парике, фирменно косит глазом и внешне напоминает один из женских образов "Осторожно, модерна". Весь фильм он гадит большой мушкетерской семье и только под конец узнает, что он сын Портоса и становится положительным героем. Пегова в монашеской рясе отчего-то время от времени ходит колесом и изображает полоумную, Макарский поет, глядя на догорающий фитиль пороховой бочки, а героиня Лянки Грыу, даже не пытаясь спрятать выпирающую грудь, носит мужское платье и называет себя не Жаклин, а Жаком. Оказалось, что ее отец, Д`Артаньян, очень хотел мальчика, а когда родилась дочка, решил не обращать на это внимание и воспитывал ее как пацана. С выбором пола, по-видимому, не смогла определиться и сама девушка. Непонятно также, кого все-таки предпочитает сын Арамиса - мальчиков или девочек. Анри, влюбленный в Жаклин, трепетно льнет к девушке в мужском обличье, при этом называет ее Жаком и неровно дышит ей в ухо. Невольно задумываешься: что же случиться в финале, когда эта кудрявая златовласка скинет мужской парик вместе с одеянием - он потеряет к ней всякий интерес?

Актерское достоинство демонстрируют на экране лишь "старички" - старая гвардия мушкетеров, де Жюссак в исполнении Владимира Балона, Ширвиндт в роли Кольбера, советника короля, да Алиса Фрейндлих, в роли королевы, карикатурно флиртующей, несмотря на седины. Вообще, в кадре она постоянно появляется с какой-то неразберихой на монаршей голове, будто впопыхах прибежала с сеновала. Кого привлечет ее растрепанная шевелюра, так это голубя, который в финале примет ее прическу за гнездо. Работа гримеров - особая тема. Все эти залежалые парики, нашлепки, шиньоны будто откопаны в сундуках, которые не вскрывали со времени окончания съемок "Трех мушкетеров".



Фантастическая четверка



Фильм, несмотря на современные примочки, компьютерную графику и вбуханные пять миллионов долларов снят по-советски наивно. Можно, например, порадоваться, как все также заметно герои закалывают друг друга шпагами в подмышку, одним только грозным взглядом обращают многочисленных врагов в бегство, вспоминают, что это все-таки мюзикл и поют в самые неподходящие моменты. Но особенно умиляет ответ Хилькевича проголливудскому Бекмамбетову с его застывающими в полете пулями. Стреляют в "Возвращении" ничуть не хуже, чем в "Особо опасен" или "Матрице".

Остается непонятным, зачем на старости лет режиссеру нужно было демонстрировать свою творческую несостоятельность и осквернять полюбившиеся образы отважных мушкетеров, на которых было воспитано целое поколение. Чтобы ненадолго вернуть ностальгирующего зрителя в детство? Для этого вовсе не обязательно было снимать продолжение, эксгумируя мушкетерские трупы, достаточно пересмотреть старый культовый фильм с отличной звуковой дорожкой.

Только потом понимаешь, что финальная часть мушкетерской саги хороша для телевизионного, но никак не для большого экрана. И самое место этому ревю или капустнику в программе новогодней ночи. Осталось разбавить картину номерами попсовиков и давать в эфир сразу после боя курантов. Если бы фильм увидела многомиллионная подвыпившая аудитория, успех картине был бы обеспечен.

Грыу и Дунаева, вышедших после титров к уфимским зрителям и журналистам было искренне жаль, потому их спрашивали исключительно о творческих планах. Данила, например, сам собирается снимать кино, а Лянка похвасталась, что очень скоро ее можно будет увидеть сразу в нескольких сериалах. Туда этой бесталанной красавице и дорога.

В финале фильма ко всей этой полумистической чехарде добавляется магическое кольцо Тамплиеров, которое по легенде дарит бессмертие. Но воспользоваться им никто из мушкетеров не пожелал - на небеса эта фантастическая четверка вернулась вместе и теперь, хочется верить, уже навсегда.

Ашир МУРАДОВ.



ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Герои советских картин оживают в российском кино



Правда, продолжениями или, на иностранный манер, "сиквеломи" назвать эти картины сложно, фактически фильмы переснимают - делают "римейки" - с новыми актерами, приглашают старых и немного изменяют сюжет, чтобы кино совсем уж бредом не казалось. Но удачного "продолжения" по большому счету не удавалось снять никому.

Если коммерческий успех фильмы имеют - после масштабной рекламной компании ностальгирующий зритель заполняет кинозалы, то впечатление после просмотра остается очень удручающее. Тягостно смотреть и на постаревших совковых звезд, и беспомощную молодежь в переделках "Иронии судьбы" Бекмамбетова, "Розыгрыша" Кудененко, "Королевы бензоколонки" Кириенко, "Человека-амфибии. Возвращение морского дьявола" Атанесяна, "Карнавальной ночи" Рязанова. Особняком стоят, пожалуй, только "12" Никиты Михалкова, снявшего картину по мотивам фильма Сидни Люмета, да "Небо. Самолет. Девушка" с Ренатой Литвиновой. А все потому, что Никита Сергеевич создал свое фирменное, авторское кино, а фильм Сторожевой, как и старая картина с Дорониной, снят по пьесе Радзинского.

Мода на продолжения и переделки лидеров советского проката еще только набирает обороты. Киношники планируют вернуть сразу двух героев детских фильмов - Алису Селезневу и Буратино. Роль "гостьи из будущего" исполнит Дарья Мельникова ("Золушка 4х4", "Папины дочки"). Если героиню Кира Булычева ждут новые космические приключения, то кино про деревянного человечка решили переснимать, причем эстонцы. В главных ролях - тоже прибалты, а во второстепенных - известные российские актеры. Кино не будет похожим на фильм Леонида Нечаева, а озвученные создателями сюжетные подробности скорее пугают, чем радуют. Например, Карабас-Барабас жаждет подчинить Буратино своему влиянию и с его помощью покорить мир... Второе рождение получат также Шерлок Холмс и Исаев-Штирлиц. Снимать 16 двухсерийных телефильмов про великого сыщика будут сразу несколько режиссеров. Половина серий будет повторять истории, снятые Игорем Масленниковым, а остальные мы в российском варианте увидим впервые. А сериал "Исаев" расскажет о молодых годах разведчика, которого сыграет Даниил Страхов. Еще нас ждет новый гоголевский "Вий" с Чадовым и Золотухиным, мы узнаем с чего начинались события, показанные в фильме "Белое солнце пустыни", а Жигунов планирует реанимировать гардемаринов. Продолжение "Ассы" сниет сам Соловьев. Главную роль, как и прежде, сыграет Татьяна Друбич. Алла Сурикова сняла "Человека с бульвара Маргариток", где главной героиней станет внучка мистера Ферста, приезжающая в современную Россию. Главные роли в картине играют Мария Миронова, Елизавета Боярская и Алексей Панин.

Последние несколько лет ходят разговоры о новом фильме про Электроника, Жиглова и Шарапова, а также о постаревших героях Москвы, не верящей слезам.

Дмитрий СТЕКОЛЬ.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован