Эксклюзив
27 января 2009
4281

Виктор Фаберже: `Анализ современной российской драматургии`

Сейчас во взрослую жизнь входит новое поколение драматургов, которое прежней жизни не видело. Внятной параллелью может служить поколение советских драматургов. В искусстве происходит встреча и смена поколений. Литераторы рождения 1940 - 1960г.г., видевшие советскую реальность взрослыми людьми, принимающие ценности советского общества коллективистские, социалистические, на рубеже тысячелетий встречаются с авторами новыми, принявшими ценности нового общества индивидуалистические и либеральные (гуманистические) и опирающиеся на эти ценности.

Известно, что любые культурные стратегии лучше всего описывать, исходя из того, что они стремятся исключить.

Прежде всего, в советском каноне, как правило, не образовывалось сюжета любой любви (материнской, родительской, любви мужчины к женщине и наоборот), любовные темы вытеснялись на край, превращаясь в фон, на котором и разворачивался основной конфликт.

Центральными событиями старой сюжетики не являлись такие важные события жизни человека как рождение и смерть. Имели место, конечно же, с оговорками, в определённых рамках лишь психологический, и не в коем случае не мировоззренческий, кризис главного героя.

Для советского канона безусловным являлось то, что модель мира, представленная той или иной пьесой, была цельной, непротиворечивой и оптимистической, именно поэтому философствование о человеке, связанное в первую очередь с вопрошанием мира, в драматических сочинениях того времени отсутствует. Также, надо отметить, что в диалогах, монологах и репликах героев нет сюжетов идей любого рода, размышлений и каких-либо сомнений.

Советский сюжет предполагал разрешение проблем в русле бытовых действий, вне выводов их в метафизический план. Руководила конкретика дел, прагматические цели и производственные задачи.

В данное время исподволь, шаг за шагом, идея человека как венца вселенной, "меры всех вещей" сменяет концепцию человека-функции, ещё называемого как простой советский человек. Стали проявляться тематические излишества и вольные философские рассуждения. Ушла производственная тематика, человек стал получать больше информации.

Исторический и культурный анализ, художественных материалов отечественной драмы, делает полностью понятным органичные связи сегодняшней гражданской пассивности с прошлым, в чём то, даже сумасшедшим энтузиазмом, современный стёб - с наидлиннейшим и избыточнейшим пафосом, общественный цинизм с полностью ненастоящим идеализмом, а полный уход в обустройство частной жизни с советской слишком чрезмерной заботой о мировой революции.

Смена поколений отечественных драматургов не завершена, окончательные выводы пока делать ещё рано. Но, вместе с тем, можно надеяться, что развитие отечественной драматургии и культуры в целом будет иметь всё-таки положительный эффект и не скажется отрицательно на жизни обычных граждан современной России. А для этого нам всем придётся ещё много поработать!

27 января 2009 г.
В.Фаберже
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован