01 августа 2009
1055

Виктор Гордеев: `Радуют душу добрые всходы`

ЛАУРЕАТ ГОСПРЕМИИ РБ

Виктор Родионович ГОРДЕЕВ закончил с отличием факультет механизации Бурятского сельскохозяйственного института в 1979 году. После окончания вуза он проработал один год мастером авторемонтного цеха на Новобрянском головном заводе. С ноября 1980-го по декабрь 1999 года - главный инженер колхоза Гигант Заиграевского района. А после и по настоящее время В.Р. Гордеев - председатель правления СПК Гигант. Четыре года назад ему было присвоено звание Заслуженный инженер РБ. Женат, имеет двоих детей. Растет внучка.

СПК Гигант - одно из ведущих хозяйств не только в районе, но и в республике. Даже в трудный период перехода к рыночной экономике этот сельхозкооператив не потерял свое лидирующее положение в аграрном секторе. А по итогам прошлого года СПК Гигант стал лауреатом Государственной премии Республики Бурятия в области сельского хозяйства.

- ВИКТОР РОДИОНОВИЧ, ехать мимо полей вашего хозяйства одно удовольствие. Аккуратные участки, хорошие всходы, как будто не было, иссушающих почву жары и ветра! На то, конечно, есть причины?

- Кстати, не вы первая замечаете добрые всходы на наших полях. А они были таковыми и до дождичка, получив же живительную влагу, и вовсе воспряли. Если погода в дальнейшем не подведет, думаю, соберем неплохой урожай.

А под зерновые культуры в нашем хозяйстве отведено 1600 гектаров земли. Из этой площади - 1150 засеяно пшеницей, 250 - овсом, 150 - ячменем. На 50 гектарах разместили гречиху. Занимаемся и картофелеводством. Второй хлеб посажен на 30 гектарах.

Нынче посевную мы закончили к первому июня. Но, естественно, подготовку начали сразу же после осеннего сбора урожая. После отпуска, ближе к новому году, наши механизаторы взялись за ремонт техники. Благо в МТМ помещения теплые - мороз нипочем! Обычно в середине апреля техника стоит на линейке готовности.

А механизаторы у нас народ опытный. Никаких проблем.. Еще есть у них материальный стимул для хорошей работы. Как в былые времена весенне-полевые работы не обходятся без трудового соперничества. Впрочем, не только в посевную.

Мы довели до каждого условия состязания - побригадно, индивидуально. А по окончании весенних работ на полях подвели итоги на традиционном для хозяйства сурхарбане. Нынче он прошел в середине прошлого месяца и лучшие из лучших удостоились премий. Кстати, в этом году существенно увеличены расценки - в два раза по сравнению с предыдущей кампанией. Каждый год организуем и бесплатное питание для механизаторов. Все это, конечно, добром отзывается: и на сроках проведения и на качестве работ.

- А когда вы приступили к весенне-полевым работам?

- Сразу же как сошел снег с полей, числа пятого мая. Два дня вносили удобрения, а после взялись непосредственно за сев. Конечно, без подготовки не обойтись, но главное - надо иметь добрые семена. А в нашем хозяйстве есть собственный запас семян. Кроме этого, ежегодно обновляем семенной фонд. Например, только в этом году закупили в колхозе Искра Мухоршибирского района 10 тонн пшеницы Селенга и еще столько же другого сорта, а ячменя - пять тонн. В далеком Саратове приобрели одну тонну пшеницы Саратовская золотая. Закупленные семена посеяли на опытных участках, чтобы в дальнейшем иметь собственные. Ведь для пекарни и мельницы требуется зерно высокого хлебопекарского качества.

- Наверное, пора готовиться к сенокосу?

- Подготовка к сенокосу в нашем хозяйстве уже завершается. Но мне бы хотелось закончить наш разговор о весенне-полевых работах добрыми словами в адрес наших хлеборобов. Нельзя не отметить бригаду Валерия Александровича Бухтина. На них собственно в основном и держится весь фронт работы.

В бригаде работают опытные механизаторы: Анатолий Леонтьевич Чусиков, Александр Николаевич Шикин, Виктор Михайлович Филиппов, Николай Георгиевич Тютрин и другие. В этом году нам удалось провести посевную быстро и качественно. А поскольку весной были обильные осадки, всходы появились дружно. Очень хорошие всходы! Возможно, сказалось и то, что вплотную занимаемся парами. У нас было 1018 гектаров паров, на которых мы и засеяли пшеницу. Удобрения дорогие и трудно их внести на всю имеющуюся площадь. Но спасают пары! На протяжении нескольких лет урожайность пшеницы в Гиганте стабильная. Последние два года начало лета выдается засушливым и жарким, а в нашем хозяйстве ни разу меньше десяти центнеров с гектара урожай не получали. Обычно вкруговую снимаем 15-17 центнеров пшеницы с гектара. А в этом году мы еще больший упор сделали на обработку паров. Ввели систему натуроплаты при подведении итогов трудового соперничества. За каждые десять гектаров обработанных паров выделяем дополнительно к зарплате и совершенно бесплатно один центнер сена. А в итоге получается сто центнеров бесплатно, да плюс зарплата за обработку паров! Разве плохо? Ведь механизаторы без личного подворья на селе не живут...

- Виктор Родионович, вернемся к сенокосу.

- Обычно мы начинаем сенокос 10 июля и к этому времени готовится техника. Вот сегодня можно сказать, что она уже подготовлена.

- Так быстро? - Буквально на следующий же день после завершения весенне-полевых работ начинаем готовить сенокосную технику. А вообще проблем особых не было. Часть запасных частей покупаем за деньги, большую приобретали под бартер на Улан-Удэнском судостроительном заводе. Кстати, сами механизаторы заинтересованы в качественном проведении сенокосной кампании! С накошенного сена они получают 20 процентов. А значит, чем больше накосят - тем больше получат.

- Виктор Родионович, ваше хозяйство многоотраслевое?

- Я считаю, что хозяйство должно быть многоотраслевым. Тогда оно сможет с уверенностью смотреть в будущее. Ошибкой обернулось для тех, кто в свое время отказался от животноводства, построив будущее благополучие на урожае, еще не полученном... Не надо зацикливаться на одной пшенице. В нашем хозяйстве насчитывается 764 головы крупного рогатого скота, в том числе 210 коров. А надои с каждым годом растут. Вот в прошлом году надоили 500 тонн молока, что в расчете на одну фуражную корову составляет 2457 кг молока. А за пять месяцев этого года надоили 2136 центнеров молока. Рост в пределах 6 процентов. Одними из лучших можно назвать животноводов Татьяну Георгиевну Никитину, Екатерину Григорьевну Афанасьеву и других. Есть так называемые подсобные промыслы - мельница, пекарня, участок по производству макаронных изделий, зимние теплицы площадью в 900 квадратных метров. Хотя они не дают большой прибыли, но эта традиция хозяйства, заложенная еще в 1956 году. Зато всегда есть свежие огурцы. Держим 130 пчелосемей. На мед всегда есть спрос, хотя эта отрасль не самая рентабельная. Но она традиционная для СПК Гигант. В прошлом году сняли хороший урожай картофеля. Получили выручку в 860 тысяч рублей от реализации второго хлеба. Урожай кормов никогда не разочаровывает. Тут важен полив участков, а отсюда и хорошие результаты в животноводстве. Макаронные изделия выпускаем по заявкам - для школы, больницы... Четыре года назад поставили оборудование и с тех пор едим свои макароны. - В прошлом году сработали прибыльно? - За 2001 год получили прибыль в 832 тысячи рублей. А реализация составила 8 миллионов 160 тысяч рублей. Кстати, мы каждый год наращиваем объемы реализации на 500-600 тысяч рублей...

Валентина ГОМБОЕВА.

Фото Аркадия БАТОМУНКУЕВА. Заиграевский район.




ДОРОГА

"БРОНЕПОЕЗД" ПОЙДЕТ ПО РОССИИ

Ноу-хау северобайкальских железнодорожников

Прошли комплексные полигонные учения всех подразделений Северобайкальского филиала ВСЖД. Энергетики, связисты, путейцы, вагонники, бойцы ВОХР и работники других служб под наблюдением ревизорского аппарата филиала продемонстрировали неплохую профессиональную подготовку. Среди прочих по тревоге - сигналу Сбор - был поднят и восстановительный поезд. Прямо на полигоне беседую с его начальником Анатолием Петровичем ПЕРМЯКОВЫМ.

- НАМ не впервой подниматься по тревоге и мчаться в ночь-полночь, - говорит Анатолий Петрович.

- Просто судьба у нас такая, и создавался наш поезд как мобильное, маневренное подразделение, способное быстро решать важные задачи, связанные с безопасностью движения, причем в обстановке, приближенной к боевой. Скажем, совсем недавно, 10 мая, на заре - без четверти пять по местному времени - приходит телеграмма-приказ: срочно ехать на перегон Янталь - Лена на демонтаж аварийного моста. Оказывается, там на 708-м километре пути речка Паниха сокрушила опору и пролеты железнодорожного моста провисли вниз. Через 20 минут после получения сигнала мы уже были на станции Северобайкальск, в шесть утра стартовали, около 400 километров мчались без остановок и первыми прибыли к месту происшествия - задолго до подхода коллег из Тайшета и Вихоревки. 12-го мая приступили к демонтажу рельсошпальной решетки, сняли пролетные балки, разрезали их и вывезли. Еще два дня работа продолжалась - мы положили два стрелочных перевода, чтобы поезда могли разъезжаться через оставшийся мост. В общем, задачу свою мы выполнили - восстановили движение поездов на упомянутом перегоне.

- Анатолий Петрович, теперь о вашем уникальном ноу-хау, которое, возможно, попадет в книгу рекордов Гиннесса...

- Ну, насчет Гиннесса не знаю, а вот в России наш поезд пока единственный, где внедрено такое новшество. Все началось с инициативы первого заместителя начальника ВСЖД Евгения Александровича Королева, который дал добро на сотрудничество нашего поезда с ЗАО Байкалмост. В результате был подписан договор об оказании взаимных услуг. Мы помогли этому предприятию в выгрузке и монтаже 26 длинномерных балок на строящемся мосту через Кичеру, демонтировали также четыре моста на перегоне Куанда - Балбухта. В ответ мостовики выполнили наш специальный заказ: изготовили контрольный набор грузов для статического и динамического испытания грузоподъемности кранов всех модификаций. Работа, что и говорить, проведена большая. Скажем, перед изготовлением базовой железобетонной платформы был сделан большой объем математических вычислений. Ее расчет... на равномерно распределенную нагрузку, который выполнил преподаватель кафедры сопротивления материалов Северобайкальского филиала ИрИИТа В.В. Созинов, занимает аж 16 листов. Весь набор грузов размещается на пяти железнодорожных платформах, его суммарный вес - 450 тонн... Сейчас мы занимаемся наружной консервацией наших эталонов - проще говоря, красим, причем особой влагостойкой краской, чтобы оставалась постоянная константа. Затем подцепим классный вагон, спецлабораторию, и наш бронепоезд будет полностью готов к эксплуатации. Близлежащие поезда будут приезжать к нам для проверки всех типов своих подъемных механизмов, а уж к дальним придется самим выезжать по их заявкам - во Владивосток, Тайшет, Хани, Коршуниху, Вихоревку... Такую вот предлагаем развернуть по всей России подсобно-вспомогательную деятельность: и нам выгодно, и заказчику удобно.

- Конечно, проект у вас интересный. А как обстоят дела с документацией - той же лицензией, например?

- Ну, во-первых, на каждый груз имеется паспорт-сертификат соответствия действующим ГОСТам и СНиПу. Во-вторых, многим предприятиям теперь будет легче выполнять требования Госгортехнадзора. И еще по документальному оформлению планируем совместно с Байкалмостом подать заявку и защитить это новшество - так сказать, застолбить наш приоритет. Вопрос по лицензии в Министерстве путей сообщения уже решается...

При входе на территорию восстановительного поезда висит огромный многометровый лозунг: Берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие люди. -... И хороший начальник, - добавляет машинист мощного электродизельного крана грузоподъемностью в 250 тонн Михаил Дахновец. Не знаю, согласился бы с ним неизвестный автор (его фамилии под изречением нет), но коллектив восстановительного поезда, за штурвалом которого на протяжении 20 лет находится Анатолий Петрович Пермяков, уже много раз доказывал в различных испытаниях: ему нет равных как на Южном, так и Северном Транссибе!

Сергей РИНЧИНОВ. г. Северобайкальск.

http://www.buryatia.ru/buryatia/gov/bur/smi/buryatia/2002/07/03.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован