31 августа 2005
3575

Виктор Кирьянов: `Не делайте из гаишника стрелочника`

НАКАЗАНИЕ за вождение автомобиля в нетрезвом виде ужесточилось, и результат не заставил себя ждать - по статистике, за последние полгода с наших дорог "исчезла" треть пьяных водителей. Зато такие опасные правонарушения, как многократное превышение скорости и выезд на встречную полосу, стали просто эпидемией. О том, как обуздать лихачей, сделать сотрудника ДПС авторитетом и искоренить узаконенный беспредел власть имущих на дороге, главный редактор "АиФ" Николай ЗЯТЬКОВ поговорил с начальником ДОБДД МВД РФ генерал-лейтенантом милиции Виктором КИРЬЯНОВЫМ.

- ВИКТОР Николаевич, а вы сами машину водите или только с водителем ездите?

- Вожу, и с удовольствием, особенно в выходные дни, когда дороги свободные.

- Гоняете? Или с сопровождением едете?

- Нет никакого сопровождения, спецномеров, мигалок, и номер обычный, не синий милицейский.

- А машина какая?

- BMW X5.

- Я почему спрашиваю: чаще всего большие начальники далеки от реальной жизни - видят ее, сермяжную, из служебного автомобиля, проезжая по городу без светофоров и пробок. Пока сам за рулем по нашим дорогам не поездишь, не поймешь, что на них творится.

- Я всю эту кухню изнутри знаю, потому что прошел путь от простого инспектора до главного, как нас называют, гаишника. И регулярно интересуюсь тем, что происходит на дорогах. Сегодня я как раз принимал доклад дежурного - 112 человек по стране за сутки погибло, из них 7 детей! 850 получили увечья. Недавно два самолета разбились, в каждом по полторы сотни человек погибло. Все об этом говорят. Да, катастрофы страшные, но мы ежедневно на дорогах такими "самолетами" гибнем, и никто это всерьез не воспринимает. Недавно наконец было принято решение поднять проблему безопасности дорожного движения на Госсовете, о ней же говорил в своем Послании президент. Он подчеркнул, что уже сегодня незначительными затратными средствами мы можем потихонечку наводить порядок. Что это значит? Например, тяжесть последствий аварии возрастает, если водитель и пассажиры не пристегнуты ремнями безопасности. Это не я говорю, так наука сказала. Все в мире используют их. Штраф за это у нас незначительный, и тот не платится. Значит, надо законодательно ужесточать ответственность. Но уже сегодня мы должны сделать так, чтобы внушить водителю, и с вашей, журналистской, помощью тоже, что пристегнуться - в его жизненных (!) интересах.

- С ремнями ясно. А вы не задумывались, почему наш "любимый" АвтоВАЗ гонит машины без подушек безопасности? Может, надо не только с водителя требовать, но и с производителя, который сажает нас в заведомо опасный автомобиль?

- Хорошую тему затронули. Но это должно решать правительство, депутаты, потому что здесь уже большая экономика диктует правила игры. И как вы думаете, кто должен проявить инициативу по поводу подушек безопасности на наших машинах?
На дорогах - как на войне

- Я ДУМАЮ, что мы с вами должны проявить инициативу. Вот будет Госсовет, вы обозначьте проблему. Мы поддержим. У вас ведь в руках и контроль в проведении техосмотра. Закрепить как норму наличие этих подушек, как в импортных автомобилях. Вы ведь с маршрутками разобрались?

- Да. Я был с министром транспорта в Нижнем Новгороде, где делают эти пресловутые "Газели". И нам сказали, что завод готов обеспечить всех, кто занимается пассажирскими перевозками, соответствующими микроавтобусами, чтобы не переделывали грузовики. Думаю, с нового года вступит в силу запрет на подобное переоборудование. Но проблема аварийности этого транспорта все же зависит не только от машины. Вот если провести эксперимент и врезать в столб нашу "Газель" и иномарку, в первой "погибнет" 5 человек, во второй - 3. То есть меньше, но все равно погибнут. Потому что самая большая угроза - это водитель. Если он непрофессионал, не проходит должного медицинского освидетельствования и садится за руль пьяным, в погоне за деньгами нарушает скоростной режим, выезжает на встречную полосу, то последствия всего этого очень тяжелые.

На дорогах сегодня - как на войне. Всего за шесть месяцев 2005 года совершено 21 млн. 800 тыс. административных правонарушений! Из них превышение скоростного режима - 6,9 млн. случаев, выезда на полосу встречного движения - 579 000.

- Это то, что фиксируется. А сколько еще не попадает в протоколы? И как же уменьшить эти астрономические цифры?

- Мы наказываем, но реакция пока, к сожалению, очень медленная. Вот приведу пример по пьянке. Принят закон, по которому за пьянство за рулем лишают прав на срок до 2 лет. Как результат - на треть снизилось количество пьяных на дорогах. Но проблема не решена. Я встречался с людьми, спрашивал: что вы будете делать, если увидите, что за руль сел пьяный водитель? Вы можете позвонить в милицию? Да ну, что вы, отвечают мне, это не мое дело. Но почему вы думаете, что никого из вас это не касается? Где гарантия, что этот пьяный водитель не собьет вашего ребенка? Давайте создадим невыносимые условия для того, чтобы все знали, что пить за рулем нельзя. Тогда можно будет говорить, что проблема решена. А одним жезлом психологию людей не изменишь.
Не заплатил штраф - под арест

- В ЯЛТЕ все таксисты тормозят около "зебры", независимо от того, есть там люди или нет, стоит неподалеку сотрудник ДПС или нет. Их так "прессовали" штрафами и наказаниями, что теперь это у них в крови. Значит, и жезлом можно психологию изменить.

- У нас, если сотрудник ДПС выпишет штраф, далеко не все платят. Значит, надо законодательно проблему решать, сделать так, чтобы было выгодно его платить сразу. Вот в нескольких регионах провели эксперимент: арестовали на 15 суток пару десятков самых злостных неплательщиков. И люди сразу в кассу пошли.

- Ну хорошо, если простого водителя можно укротить рублем, то что делать с теми, кто гоняет по дорогам со всевозможными "ксивами", мигалками, нарушает правила? И власть на это реагирует своеобразно. Вот нарушил правила водитель Михаила Евдокимова - губернатор погиб. А после этого за всеми главами регионов закрепили машины сопровождения ГАИ: мол, нарушай, но безопасно для себя. Я понимаю, что должны быть исключения: президент, премьер-министр... 5 первых лиц государства. А у нас их тысячи!

- В приказе, который мы подготовили в министерстве, четко обозначили, чтобы машины сопровождения Правила дорожного движения не нарушали. Но я понимаю, что это задача трудновыполнимая. Потому что губернатор скажет: "Я опаздываю!" - и лейтенант подчинится. Опять же - законодательство надо ужесточать. Например, в Финляндии недавно был задержан в нетрезвом виде в автомобиле начальник уголовной полиции Хельсинки. Тот факт, что он был руководителем высокого ранга, стал отягчающим обстоятельством, его лишили прав на полгода и заставили уплатить огромный штраф.

- У нас в России увеличение штрафов и ужесточение наказания - не панацея от всех бед. Водители знают: можно договориться с гаишником и ехать нарушать дальше.

- Каждый месяц у нас сотни выявленных нарушений по взяткам. Но ведь инспектор не останавливает вас и не говорит просто так: дай мне 100 рублей. Значит, человек все же нарушил правила. Если можешь их не нарушать, то тогда не появится вопрос, давать взятку или нет. Многие водители сознательно ездят без правил. А вы хотите обвинить наших инспекторов во взяточничестве. Вы, журналисты, как думаете, что надо сделать, чтобы гаишник не брал взятки? Так же, как пожарник, преподаватель?.. Вот вы, Николай Иванович, например, главный инспектор. Что бы вы предприняли?
На месте главного гаишника

- Я ПОНИМАЮ, к чему вы подводите. Мол, в милицию, в ГИБДД приходят люди из народа, и они такие же, как все наше общество. Это отговорка всех начальников, руководителей, с кем я общаюсь по своей журналистской деятельности. Но так все можно оправдать! Тонут батискафы? Ну что же вы хотите?! Везде бардак - запчастей нет, денег нет, ученые и рабочие - сплошь пенсионеры... Все правда. Но надо делать резкие шаги, пытаться переломить ситуацию. Если бы я был главным гаишником, наполовину сократил бы штат, остальным увеличил бы зарплату вдвое. Но всех бы проверял на "детекторе лжи".

- А может, прежде давайте спросим себя: все ли мы сделали для того, чтобы по дорогам стало лучше ездить? Развязки, светофоры, остановки в центре города, парковочные места и все остальное уже существует? Ведь нужен целый комплекс мер, который позволит увеличить пропускную способность дорог. Поставь хоть 100 инспекторов дополнительно на узкой улице с разбитой дорогой, ничего не сделаешь. Сегодня за организацию дорожного движения никто не отвечает - ни Минтранс, ни местная администрация. В бюджете страны ни копейки не прописано на безопасность на дорогах! А ущерб от этого - экономисты подсчитали - 2,5% ВВП. И нам с трудом удалось добиться того, что с 2006 года начнет работать специальная программа, на которую ежегодно будет выделяться свыше миллиарда рублей. И эти деньги пойдут не в карман нашей службе, их распределят между Минздравом, МЧС, Минтрансом, Минобразования. Потому что все участвуют в этом процессе, от всех зависит, как безопасно мы будем ездить по дорогам. Так что не делайте из гаишника стрелочника.


"Аргументы и факты", No35 (1296), от 31.08.2005
http://gazeta.aif.ru/online/aif/1296/03_01
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован