29 ноября 2006
2584

Виктор Лошак: `Огонек - это прежде всего бизнес`

"Огонек" - один из старейших российских журналов. Впервые появившийся в 1899 году в качестве иллюстрированного литературно-художественного приложения к газете "Биржевые ведомости", "Огонек" быстро завоевал любовь читателей и, пережив мировые войны и революции, оставался одним из самых популярных отечественных изданий. В последние годы журнал преодолел несколько ребрендингов, но по-прежнему легко узнаваем. О том, что сегодня представляет собой "Огонек" и каким он будет в ближайшем будущем, мы попросили рассказать его главного редактора Виктора Лошака.

- Вы возглавляете журнал с более чем столетней историей. Что оказывается важнее - следовать традиции и держать марку или соответствовать духу времени?

- Знаете, я не вижу тут никаких противоречий: можно и соответствовать духу времени, и в то же время придерживаться традиций, сохраняя при этом качество издания. "Огонек" - это то название, с которым мы все знакомы с детства. Это понятие, "журнал Огонек", стоит в ряду с такими, как Большой и Малый театры, "Известия" и "Новый мир", Исторический музей и т. д. "Огонек" - это действительно национальный бренд, и, конечно, это большая ответственность - возглавлять такой журнал. Огромная история, и ты не имеешь права поставить в ней точку.

Раньше я руководил газетой "Московские новости", которая тоже существует долго, более 70 лет, но все же то, с чем я столкнулся в "Огоньке", - это особый случай. Помню, как в начале моей работы в журнале мы обсуждали материалы к столетию революции 1905 года, и одна из сотрудниц сказала: "Надо посмотреть, что мы об этом писали". Сначала я воспринял это как шутку, но потом сообразил: действительно На моей памяти "Огонек" несколько раз обращался к своим очень старым публикациям. Например, когда по телевидению демонстрировался сериал о Есенине с очень неверной исторической концепцией, "Огонек" обратился к собственным публикациям о поэте, о его смерти. У нас были фотографии из гостиницы "Англетер", полицейские сводки, и благодаря этому мы напомнили читателям о реальных фактах его гибели.

- Когда "Телекоминвест" купил год назад "Огонек", то было не совсем понятно, что эта компания собирается делать с журналом. Ясна ли концепция владельцев издания сегодня?

- Для "Телекоминвеста" "Огонек" - это прежде всего бизнес. Не игрушка, не политическое оружие, а бизнес. Именно о таком подходе к делу мы договорились с самого начала, еще до совершения сделки, и с тех пор владельцы ни разу не звонили мне с какими-либо комментариями той концепции, которой придерживается журнал, в том числе и в области политики. Я считаю, что владельцы идеально соблюдают те договоренности, которых удалось достичь с самого начала.

- Как выглядит сегодня читатель "Огонька"?

- Читатель "Огонька" - это человек среднего класса. Сейчас ведется много споров по поводу этого термина, но я для себя так сформулировал это понятие: человек среднего класса - это человек, которому есть что терять. Читательскую аудиторию "Огонька" составляют в основном люди с высшим образованием, причем женщины и мужчины в равной степени интересуются журналом. А что касается возраста читателей, то большая их часть находится в двух возрастных группах: 17-25 и 45-55 лет. Это говорит о том, что "Огонек" становится действительно семейным журналом, хотя сейчас многие считают, что семейное чтение постепенно исчезает.

- Где и как распространяется журнал? Удовлетворены ли вы состоянием дистрибуции прессы в нашей стране?

- Я считаю, что отечественная система распространения работает очень плохо, а розничная дистрибуция в принципе является одной из теневых сфер экономики. Тем не менее мы весьма успешно распространяемся в супермаркетах. У "Огонька" по-прежнему немало читателей в бывших советских республиках. Около 20% тиража уходит по подписке, думаю, что этим мы во многом обязаны "Народной библиотеке Огонька". Наибольшим успехом журнал пользуется в Москве и Санкт-Петербурге, но за прошлый год нам удалось существенно увеличить долю своего присутствия и в регионах, и я надеюсь, что эта тенденция сохранится в дальнейшем.

Вообще у бренда потрясающая узнаваемость - несколько лет назад были проведены исследования, согласно результатам которых "Огонек" имеет узнаваемость 98%, а Coca-Cola, к примеру, - 94%.

- Сегодня тираж журнала - 57 тыс. экз. Устраивает ли вас эта цифра?

- Нет, но мне хотелось бы, чтобы у "Огонька" был значительный прирост читателей в провинции. "Огонек" - это традиционно общенациональный журнал. Одна из задач, которые я ставлю перед журналистами, заключается в подготовке большего количества материалов о стране. Очень важно уметь заинтересовать читателей именно через контент. Москва, мне кажется, очень сильно тянет одеяло на себя, в том числе и в информационном смысле, т. е. много пишет сама о себе.

- Сегодня на медиарынке существует довольно много различных объединений издателей и распространителей. Сказывается ли их работа, на ваш взгляд, на улучшении работы рынка?

- Мы тесно сотрудничаем с ГИПП. Вообще я считаю, что чем больше будет различных организаций, объединяющих журналистов, издателей, распространителей и людей смежных профессий, тем лучше. Только очень важно, чтобы этой работой были охвачены и регионы.

- Последнее время много говорится о проблеме отсутствия свободы слова в нашей стране. Как вы относитесь к этому?

- Это действительно колоссальная проблема, которая переросла рамки журналистского сообщества, это проблема общества в целом. У нас сегодня нет общественного мнения как такового. И эта проблема имеет не только общественный и политический аспекты, но и очень важную экономическую составляющую, ведь доказано, что в странах, где существует свобода слова, коррупция на 40% ниже, чем в странах, где ее нет. Если работа бюрократического аппарата освещается в СМИ, то и аппарат этот работает по-другому. А недавно было озвучено, что в России объем коррупционных сделок равен ее бюджету. И очень важно, чтобы свободу слова провоцировала власть, ведь эта свобода сама по себе ниоткуда не возьмется.

К сожалению, наше общество склонно к цензуре, опросы показывают, что больше половины людей одобрили бы ее введение. Так что свобода слова просто не востребована в России сегодня, и это наша большая проблема. В нашей стране нет политической борьбы, которая в других странах провоцирует свободу слова. Если противоборствующие силы стремятся рассказать правду друг о друге, если этот процесс находится в зоне общественного внимания, то и журналистика освещает происходящие события с разных сторон. В противном случае все происходит втемную, за кулисами.

- На ваш взгляд, развитие российского журнального рынка пошло по западному пути? Будет ли происходить дальнейшее сегментирование прессы?

- На рынке появляется все больше узких тематических ниш, и это совершенно нормальный бизнес-процесс. Наш медиарынок очень динамичен, постоянно растет объем рекламы. В каком-то смысле наш рынок не уступает западным рынкам прессы - я недавно интересовался итальянским рынком и выяснил, что в этой стране каждый год появляется и исчезает около 2,5 тыс. различных изданий. В России эта цифра примерно такая же. Другое дело, что около 40% из зарегистрированных у нас изданий просто не выходит.

- Интернет - это угроза для печатных СМИ? И стоит ли привлекать блоггеров для создания контента журнала?

- Интернет, конечно, угроза для печатной прессы, но в первую очередь это касается ежедневных газет, которых с одной стороны прижимает телевидение, а с другой - Всемирная сеть. Это приводит к тому, что ежедневные издания становятся все больше похожи на еженедельники, которые в свою очередь приобретают черты ежемесячных изданий. Но пока для еженедельных СМИ Интернет не является серьезной угрозой, поскольку не может конкурировать по качеству и объему иллюстрирования, и это своего рода охранная грамота. Пока.

Что касается привлечения блоггеров, то у нас даже есть раздел, посвященный проблемам, обсуждаемым в "Живом журнале". Кроме этого, если непосредственно перед сдачей номера происходит какое-то серьезное событие, и в информационных агентствах еще нет ничего по этому поводу, то мы используем информацию, фотографии и мнения очевидцев, к
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован