Вчера ФГУП "Дальневосточные авиалинии" и ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" заключили договор купли-продажи шести региональных самолетов Sukhoi SuperJet 100 (SSJ). Сумма контракта составила $170 млн. Правда вопрос, кто профинансирует сделку, пока остается открытым.
В соответствии с контрактом, "Дальавиа" приобретает в лизинг шесть 95-местных самолетов SSJ. Две машины поступят в 2008 году, еще четыре - в 2009-м. Помимо этого, договор предусматривает опцион на четыре лайнера. По словам гендиректора "Дальавиа" Павла Севастьянова, SSJ должен со временем заменить Ту-154 на тех трассах, где летает компания.
"Впервые приобретаем самолет, который не поднят в воздух. Ранее мы брали вещь осязаемую, которую можно было потрогать руками, сегодня видим компьютерные разработки, макетные изображения. Поэтому ответственность очень высокая как у производителя авиатехники, так и у эксплуатанта, который принимает на себя финансовые риски", - сказал Павел Севастьянов. Со своей стороны президент ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) Виктор Субботин заметил, что на Западе подобные контракты - обычная практика: "Boeing 787 набрал более 200 заказов, но самолет находится в точно такой же стадии разработки, как наш. Такая практика должна стать в России традиционной, она соответствует всем правилам западного мира - самолет должен делаться под конкретного заказчика".
Ъ: Проект SSJ (ранее RRJ) по созданию семейства региональных самолетов реализует ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" совместно с АК им. Ильюшина, ОКБ им. Яковлева, НПО "Сатурн", американской Boeing и французской двигателестроительной компанией Snecma. Самолеты SSJ имеют вместимость от 75 до 95 человек. Цена одного самолета этого типа около $30 млн. Помимо "Дальавиа", твердые контракты на поставку Superjet 100 у ГСС уже имеются с "Аэрофлотом" (30 самолетов), Финансовой лизинговой компанией (10) и авиационным альянсом AirUnion (15).
Ъ: В 2005 году "Дальавиа" перевезла 576 тыс. пассажиров. Компания выполняет рейсы в 25 городов, ее парк воздушных судов состоит из 30 самолетов (в частности, Ту-214, Ту-154М, Ан-24, Ан-12). В перспективе авиаперевозчик войдет в состав дочерней авиакомпании ОАО "Аэрофлот", которая будет создана на Дальнем Востоке. Выручка компании по РСБУ по итогам 2004 года составила 3848,3 млн руб., убыток - 14,6 млн руб.
По словам господина Субботина, до конца этого года на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КнААПО) будет изготовлен первый опытный SuperJet. Как сообщили в холдинге "Сухой", в начале декабря на КнААПО для этого образца была создана самая трудоемкая секция "Ф3" фюзеляжа, где стыкуются центроплан и консоли крыла. В январе 2007 года статический самолет будет передан на испытания в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Ожидается, что в том же году лайнер сертифицируют.
Глава "Дальавиа" после подписания соглашения вручил президенту ГСС авиабилет на первый рейс компании на самолете SSJ, который должен состояться в ноябре 2008 года. "Прошу это запомнить", - обратился господин Севастьянов к прессе.
Сумма сделки составляет $170 млн. Как проинформировал Павел Севастьянов, эта сумма будет погашаться поэтапно в процессе строительства самолетов, первый взнос должен поступить в ближайшее время. Окончательный расчет авиакомпания произведет с поставщиком после получения всех машин. "Естественно, разово рассчитаться проблематично для любой компании, даже для "Аэрофлота", поэтому выстраиваются схемы, как правило, лизингового приобретения", - отметил он. В то же время гендиректор "Дальавиа" сообщил "Ъ", что окончательного решения по выбору лизингодателя компания еще не приняла: "Мы будем смотреть, кто предложит наиболее выгодные условия. Самый лучший был бы вариант - банк с "длинным" кредитом". Замруководителя территориального управления Росимущества по Хабаровскому краю Юлия Демьяненко уточнила "Ъ", что финансирование покупки авиатехники будет идти исключительно за счет средств, привлекаемых авиаперевозчиком, но не бюджетных средств.
Напомним, в рамках программы обновления авиапарка ФГУП "Дальавиа" в 2001-2006 годах приобрела по лизинговой схеме у Казанского авиационного производственного объединения им. Горбунова пять самолетов Ту-214. Партнером авиакомпании тогда выступила "Финансовая лизинговая компания". Кстати, в планах "Дальавиа" - приобретение еще пяти Ту-214. Новые машины заменяют устаревшие Ил-62, которые постепенно снимаются с рейсов.
http://www.sukhoi.org/news/smi/?id=866
20.12.2006
Павел Усов